Feb 24, 2011 23:11
Пишу потому, что надо выговориться.
Очередное землетрясение в Крайстчерч произошло во вторник. Вообще-то с того, сентябрьского, толчки так и не прекращались еще, практически ни одного дня не было без них, и в общей сложности их было более 4000. Какие-то сильнее, какие-то слабее, были и очередные разрушения, но жертв до этого вторника не было, и такого не ждал никто. Я была в центре города, но слава Богу не совсем в той части, где все здания разрушились. Я вообще как раз шла в другое здание, так что толчок застал меня на лестнице, в пролете между двумя этажами. На ступеньках устоять было практически нереально, пытаться куда-то идти - еще большее безумие, я попыталась "дойти" хотя бы до серединной площадки - ну, туда меня очень благополучно скинуло через несколько ступенек, а дальше осталось вжаться в стену и надеятся, что лестница не обвалиться. А сквозь грохот, на заднем плане, орала сигнализация об эвакуации, был слышен звук трескающегося бетона и асфальта и кажется мигали какие-то красные аварийные лампочки. Потом, как только первый сильный толчок закончился, я сразу выскочила на улицу - удивительное дело, как быстро беременные могут бегать по лестницам, оказывается - я ее даже не заметила. Было очень страшно, толчок ощущался во много раз сильнее чем тогда, в сентябре, но я отделалась парой царапин. На улице лежили стекла от соседних зданий, случайные прохожие - с ужасом на лицах, и асфальт весь в трещинах, похожий на рваную салфетку. Потом стали выбегать люди из нашего здания. Кто-то в слезах, в истерике. Кто-то в крови. Потом начались еще толчки. А буквально минут через 5 стало понятно, что мы все легко отделались, потому что скорые стали привозить раненных в госпиталь. Я еще подумала с грустью, что в этот раз были-таки пострадавшие, но конечно не знала еще насколько кошмарными были последствия. Я даже толком испугаться не успела тогда за всех остальных. Конечно же, позвонила маме, Дейву, папе, убедилась, что они в порядке. Но насколько нам всем повезло я тогда еще не поняла. А повезло сильно. У мамы в классах обвалились все потолки, не пострадал никто только потому, что был обед, все студенты были на улице, а учителя, включая маму - в комнате отдыха, которая оказалась прочнее. Дейв в этот момент был на складе, готовил заказ для одного из зданий, которые разрушились. Собирался ехать туда в скором времени. Он стоял на стремянке и доставал какие-то горшки. Спасло его только то, что он отлучился в туалет. Когда начало трясти и он выскочил оттуда, стремянка, погребенная полками и осколками всего того, что упало вместе с полками с 4-метровой высоты, уже лежала на полу. Дальше ему удалось выбраться через это все к выходу до очередных толчков. Таких историй чудесных спасений - очень много. Одна знакомая вышла из центрального собора, в котором она работала, (который потом превратился в груду кирпичей) за мгновение до начала. Говорит, дальше было как в фильмах - бежишь, а за тобой падают кирпичи.
К сожалению, трагичных историй не меньше. Все те, кому не посчастливилось оказаться на работе, в кафе, просто на улицах. Два автобуса были раздавленны обвалившимися зданиями. Люди в слезах рассказывают, что вышли с работы на улицу на 5 минут - и возвращаться уже было некуда, а внутри - коллеги, друзья. Куча народу оказалось погребенной заживо под руинами. Кто-то выжил. Кого-то удалось спасти. Но скольких - нет? Еще пока никто не знает. Вчера кто-то еще дозванивался оттуда, из руин, по сотовым, говорили, что они живы. Матери звонили детям прощаться. Это просто душераздирающе. Еще вчера люди были полны надежды. Сегодня ее осталось совсем мало. За позапрошлую ночь удалось достать из развалин 120 человек. Несмотря на то, что всю ночь приходилось бороться с пожарами, всю ночь продолжались толчки, и в добавок шел ледяной дождь. Многие все равно не выжили. Кому-то приходилось прямо на месте ампутировать конечности, чтобы их достать. Но кто-то выжил. Но со вчерашнего дня не удалось достать никого. И сегодня, несмотря на то, что актывные работы продолжаются, уже не удается обнаружить никаких признаков жизни. Число опознанных тел пока что 100, но понятно, что это только начало. А число пропавших без вести по-прежнему 300. Это просто не укладывается в голове и совершенно чудовищно! Из одного здания удалось спасти 8 человек, и это был праздник, но по рассчетам там находилось в районе 120. Из центрального собора никого не удалось спасти, там ожидают найти еще 20 погибших. И так далее.
Люди работают не покладая рук, очень оперативно, сразу же после того, как это все произошло. Спасатели рискуют жизнью, потому что каждый толчок может разрушить что-то еще. Но продолжают работать, дни и ночи, добровольно отказываясь уходить на отдых когда заканчивается смена. Несколько стран сразу же откликнулись, предложили помощь. Австралийская спасательная команда прибыла в тот же день, а на следующий - из Японии, США, Тайвани, Сингапура. Сейчас из 1100 спасателей кажется около 700 - приезжие. Такая поддержка сейчас очень важна. Остальные города НЗ тоже с самого начала оказывают всю возможную помощь, во всех госпиталях страны отменены операции и максимально возмонжое количество пациентов отправлено по домам, чтобы при необходимости принимать раненных из Крайстчерча. Люди, которые работают в центре, спасая и оказывая первую помощь, поражают и восхищают. Думаю, что больше всего им, наверное, тоже хотелось связаться с родными, узнать все ли в порядке, и оказаться в безопасном месте. Вместо этого они должны находиться там, где страшнее всего. Уже который день. По телевизору показывают усталые, измученные лица спасателей. И самое ужасное при этом, что несмотря на это помочь можно так немногим.
Ну а для остальных жителей эти последние дни слились в одно мрачное пятно. Ход времени как-то теряется. Объявлено черезвычайное положение. В город никого не пускают. Продолжает трясти. И непонятно, прекратится ли это, или только приведет к дальнейшим землетрясениям. У 50% города нет электричества, у 80% - воды. У тех, у кого есть вода - скорее всего зараженная, так как система канализации в городе разрушена в глобальных масштабах. Воду просят экономить, не сливать туалеты, не принимать душ. И так в течении ближайших недель! Раньше, видимо, они и не планируют это все починить. На работу никто не ходит, у большинства наверное работ больше не осталось - весь центр разрушен, по телевизору показывают руины на месте ранее знакомых мест, их просто больше не узнать. Тысячи людей пытаются пойти помогать где необходима помощь, но добровольцев столько, что в основном сейчас всех отправляют обратно. Остается сидеть дома и слушать душераздирающие новости. И понимать, что ничем не можешь помочь. Это очень тяжело. И к тому же по-прежнему страшно. И непонятно, что вообще дальше будет твориться в этом городе. Насколько опасно тут оставаться. Более 1000 людей, оставшихся совсем без крова и которым некуда идти,последние две ночи ночевали в парках в специально организованных центрах. Но они тоже переполены, у них не хватает мест, одеял. Авиакомпании отменяют многочисленные внутренние рейсы по всей стране, чтобы дополнительные самолеты послать в Крайстчерч, для желающих уехать отсюда. В общей сложности количество мест увеличено примерно на 2500 в день, и билеты раскупаются с такой же скоростью, с какой появляются. Так что для большинства это все равно оказывается недоступным вариантом. Многие уезжают на машинах, на немногих работающих заправках - очереди, и бензин в городе заканчивается, а закачивать новый пока не безопасно. И еще тишина на улицах, только изредка - звуки сирен, и еще звуки спасательных вертолетов. Люди стараются держаться, морально поддерживать соседий, шутить и крепиться. Но в общем, все очень безрадостно и депрессивно.
По телевизору показывают интервью тех, кого удалось достать живыми из руин, и без слез невозможно слушать их рассказы. В основном спаслись те, кто успели залезть под столы, и поэтому их не раздавило падающим потолком (и верхними этажами). Рассказывают, что они чувствовали, когда здание осыпалось. Как потом лежали, зажатые столами, пытались звать на помощь, пытались понять, есть ли живые вокруг. Это ужасно.
У нас дома есть вода и свет, так что пытаемся помогать друзьям и родственникам, у которых нет. Мама приезжает к нам каждый день, у них нет света. Кто-то ночует у нас. В общем, все так странно. Жизнь совершенно изменилась за какие-то несколько минут. И не очень понятно что дальше делать.
Болит сердце за тех, кто пострадал. Хочется чем-то помочь. А еще так хочется уехать куда-нибудь, где безопасно. Хотя мозгами понимаешь, что все под Богом ходим и не бывает совсем безопасных мест, никогда не знаешь, где что ждет. Но добровольно оставаться там, где землетрясение не прекращается последние полгода - тоже кажется безумием, особенно в свете происшедшего на этой неделе.
В общем, молитесь там за нас. И спасибо всем тем, кто звонит и волнуется.