Скрипка, деньги и Титаник, Джессика Чиккетто Хайндман

Dec 11, 2024 06:00

Тот редкий случай, когда мне книга очень понравилась, а средняя оценка на Лайвлибе на 1 балл ниже, правда, прочитавших только сто человек.
Порадовалась, что купила эту книгу на распродаже. Полагаю, что понравится не всем, но так как три времени года я каждую неделю хожу в филармонию и в основном на скрипичные концерты, то мне было очень в тему. Я даже дочитывала после струнного концерта, всё ещё на эмоциях.

Люди, которым не понравилось, пишут, что Джессика - незрелая посредственность, а потому не может нападать на общеизвестного благотворителя. В рецензиях прозвучало имя, я посмотрела сайт, очень похоже, что это действительно он, но на мои эмоции это никак не повлияло.
Людей возмущает, что в книге очень мало про музыку и американский шоу-бизнес, но нигде в аннотациях их не обещали. Я хотела посмотреть внутрянку обещанного мошенничества - я её получила.
И сразу становится понятно, что книга в основном о студенческих годах, 18-23, так что особой зрелости я и не ждала, описания чувств соответствуют воспоминаниям о моих в те годы, так что всё выглядит правдоподобно. То есть объективных претензий я не встретила.

Я очень часто хожу на спектакли и концерты, примерно знаю, кто и сколько времени проводит на сцене. Полагаю, что у солистов существенную часть дня занимают репетиции, но солистов на весь Оренбург несколько десятков. То есть исполнители маленьких ролей заняты максимум пару часов в день и за это время зарабатывают мало. Им тоже надо поддерживать мастерство, но каким-то образом надо же и зарабатывать. Преподают совсем немногие, на детских праздниках выступают тоже единицы. Творческие профессии кажутся мне большой проблемой, если работать не в столице. Блистать будет мб 1% от обучившихся на артиста, музыканта, певца, танцора. А вклад нужен огромный по времени, часто по деньгам, часто от родителей с детских лет. Поэтому мне интересно читать про представителей творческих профессий, узнавать, как складывается их жизнь вне сцены.

Джессика - бывшая скрипачка. В 8 лет родители купили ей скрипку и раз в неделю стали возить на занятия в другой город, дорога занимала несколько часов в одну сторону и шла через гору в полкилометра высотой. В детстве Джессика услышала Вивальди в мультике и влюбилась в Зиму из Времён года. А в их городке ни одного скрипача, ни одной скрипки, никто не знает, что это за музыка. И маленькая девочка стала мечтать, что когда-нибудь сама сможет сыграть так.
Ей повезло с родителями. Они были послевоенные дети, их родители не умели проявлять чувства к детям. И они сами решили, что своим детям покажут всю любовь. С Джессикой и её двумя младшими братьями много разговаривали, играли. Им дали всё нематериальное, что только возможно. А Джессике даже купили скрипку и возили её с двумя мальцами на занятия. Пять часов на дорогу, час занятия. Лучшее время с папой. А если с мамой, то и с мелкими, в слюнях и крошках под детское радио.

Скрипки стоят безумных денег, приравниваются по цене к машинам. Мама - учитель и соцработник, папа - врач. Живут в нищем районе США - Аппалачии, в бедняцком шахтёрском городке. Наверное, купили дешёвый не лучший инструмент, который и не мог выдавать хороших звуков. Главное, что родители даже не давили на дочку, что она должна стараться или непременно прославиться, окупив родительский вклад. Джессика мечтала о музыке, и родители исполнили её мечту, как могли.

Вскоре стало понятно, что таланта у Джессики нет, но это не расстроило ни её, ни родителей. И мне было интересно читать, как воспринимали скрипачку в родном городке, как игра помогала ей справиться с чудовищным давлением общества на девочек-подростков в начале 1990-х.
Я не вполне поняла, что она имела в виду под повторяющейся фразой "жизнь в теле", но она упомянула книгу "Миф о красоте", выпущенную в те годы, которую я читала. Вроде как смысл в том, что если женщина хочет иметь равные возможности с мужчиной, то она должна идеально выглядеть, и этого будут требовать не только окружающие мужчины, но и женщины. Джессика не была полной, но она невысокая и черноволосая, то есть не как все, и к ней тоже цеплялись. А ещё мальчишки из школы постоянно обращались ко всем девочкам, чисто как к объектам для секса.
Это оказывало сильное давление на девочек, но когда Джессика погружалась в музыку, проблема женского тела отступала. Что-то вроде медитации. И когда она играла со сцены, все молча слушали и хлопали, одноклассники делали паузу в издевательствах. Скрипка, как щит.

Когда я читаю про современную Америку, я всегда радуюсь, что живу в России. Для меня в социальном и юридическом плане США - очень отсталая страна, там совсем другой мир. В те годы, когда Джессика училась в университете, в России тоже было далеко не всё гладко, особенно в регионах: что-то я помню или прочитала, что-то рассказали. У нас за 20 лет многое поменялось, мб у них тоже.
Платное образование - это дикость. Знакомая, живущая в США, сказала, что в своём штате можно получить образование бесплатно. Но есть только её слово против сотен книг и фильмов.

Джессика вроде как вполне осознала свои ошибки, но не стала заниматься самобичеванием. И как можно ожидать достаточно взвешенного решения от 18-летней девчонки, живущей гормонами и мечтами? Родители пытались её отговорить, позже частично оказали материальную помощь. То есть такое в принципе могло произойти с кем угодно и в любой развитой стране.
Девочка из нищего региона рванула получать образование в дорогущий престижный университет в Нью-Йорке. Платное образование! Родители могли оплатить ей всё обучение в нормальном вузе, но в Колумбийском - только год из четырёх. Университет для самой богатой молодёжи США.
Я знаю из реальной жизни, как сильно окружение влияет на человека. Особенно в студенчестве. Но ведь бедные студенты всё равно оставались на периферии, они не могли заводить полезные знакомства на будущее, потому что после занятий убегали работать официантами.
Джессика потратила родительские деньги, набрала образовательных кредитов, продала полсотни яйцеклеток по 5000 долларов, чем сильно подорвала своё здоровье, не успевала учиться, потому что работала. И над ней постоянно маячил риск, что за следующий семестр она не сможет заплатить. Конечно, я сама работала, пока училась заочно, и попутно писала курсовые, по вечерам падая без сил: чудесным образом в голове нарастали знания, и молодость позволяла такой ритм. Но у меня была задача обеспечить только существование, а не платить за учёбу рядом с наследниками корпораций и заморских королевств.

То, что я выше написала, размазано по книге, как фон. Больше половины книги - про четыре года работы фальшивой скрипачкой. С пятницы по воскресенье Джессика преодолевала огромные расстояния, а потом 8 часов стоя играла на скрипке в торговых центрах и на рынках. Её задача была - играть тихо, но по-настоящему, а рядом в колонках играла фонограмма, записанная кем-то талантливым. Комплекты мелодий по 20 минут, а потом сначала. Простенькая музыка, скомпилированная с модных саундтреков. Самая любимая зрителями - переписанная с центральной мелодии Титаника. За ними вилась легенда, что это они играли музыку для фильма.

У меня много деталей из книги вызвало эмоции, так что читать было интересно.
Нарушала ли Джессика закон? Формально - нет. Да и играла она по-настоящему, тратила силы. Записи использовались с разрешения исполнителей. Играть она не умела, ей не хватало мастерства. Но она отлично изображала игру. Я поняла, что мне важно смотреть на музыкантов, и Дж. показывала себя.
Группа редко играла за деньги, в основном они зарабатывали продажей дисков с хорошей игрой в тех местах, где добиться идеального звучания невозможно. Я и абсолютное большинство людей не заметим ошибок в игре или неправильное звучание. Дж. написала, что ещё в школе понимала, что играет средненько, но для неопытной публики это было супер. Они и ездили по всяким захолустьям. То есть вроде как не имело значения отсутствие у Дж. мастерства.
Да, на свирели рядом играла именно та женщина, которая была в записи на дисках. И до Дж. в группе был более талантливый московский скрипач. Но Дж. и клавишник-композитор играли очень плохо.
Ещё больше усложняет отношение к происходящему то, что большую часть заработанных денег организатор-композитор отдавал на развитие местного телевидения, которое когда-то ему самому помогало познавать мир.

Я видела мнение, что это дурость - зарабатывать деньги для того, чтобы быть пригодной для работы. Но ведь так многие делают по всему миру. Чтобы успевать учиться, Дж. подбадривала себя кокаином и никотином долгое время. Вроде до 20% дохода Дж. уходило на то, чтобы меньше спать и сохранять сознание. Но она ведь жила в ожидании диплома престижного вуза, была уверена, что это откроет ей двери в мир успеха. Ночь простоять да день продержаться. Как знать, если бы вместо подработок она устраивалась на стажировки, то мб и смогла бы найти хорошую работу после диплома.
Она не бездельничала, крутилась изо всех сил. Она училась на отлично, в теории это должно было сделать из неё полезного и востребованного специалиста. Хотя один преподаватель и указал курсу на то, что они здорово разбираются в ближневосточной политике, но даже не знают, какие страны и где там находятся.
Это книга не только про фальшивые концерты, но ещё и про попытки устроить жизнь. Одноклассники Дж. после школы шли работать туда, где работали их родители. А она уехала в Нью-Йорк. Получила хоть и бесполезный диплом, но всё же в очень престижном вузе.
Большинство ведь живёт среднюю жизнь, со средней зарплатой, со средней должностью. В такую жизнь тоже надо вписаться. Я взрослая, я проверила на себе, что это не сложно. И что пятёрки не значат ничего.
У Дж. были отличные отметки, но это не приносило ей работу. Она плохо играла на скрипке, но именно музыкой обеспечивала себя в вузе и очень долгое время, пока после вуза искала работу. Не только музыкой, что важно, но всё же прочая работа была ещё менее квалифицированная.

Автор описала очень многогранные ситуации, а реальность как раз таки многогранна. Я симпатизировала Дж, жалела её. Обманы организатора выступлений ради благотворительности - это уже другое, он сам хорошо нажился на этом. Судя по его сайту, его никто не осуждает. Он отвратительно относился к тем, кто на него работал, но и о себе в турне заботился не больше. Евгений верно сказал Джессике, что на Композитора работают только самые отчаявшиеся люди. То есть музыкантам такая работа помогала выживать, что уже неплохо. Нельзя однозначно оценить происходившее. Но описания вовлекают читателя в мир Джессики, а к ним нельзя отнестись равнодушно.

Во время чтения у меня в голове постоянно были образы со страниц. В начале книги автор рассказала, что решила писать более отстранённо, во 2 лице: ты подумала, ты играла. Помню, я впервые столкнулась с этим в аудиокниге "Прошу, найди маму", было очень странно слушать. А здесь я всю книгу не замечала лицо повествования. Образы были довольно полные, и формулировки не имели значения.

Прошло 15 лет с тех пор, как Джессика перестала быть скрипачкой, прежде чем она написала книгу. Непонятно, как сложилась её жизнь: она ушла в преподавание, а что ещё - загадка.
Лучше бы она не гналась за Колумбийским университетом. С её усердием она лучше устроилась бы в месте, которое не было бы настолько непохожим на её родину. Ей очень не хватило рядом более грамотных людей, которые посоветовали бы более разумную специализацию. Но уж если вляпалась в Лигу плюща, надо было вцепиться и идти до конца, что Джессика и сделала. У меня такое было, мне интересно, как другие прошли свой путь. И это ведь всё незнакомая, исключительная, не мобильная сфера: сначала скрипка, потом ближневосточная политика - всё это плохо вписывается в обычную жизнь. Необычно - познавательно.

литература

Previous post Next post
Up