Жизнь, Ги де Мопассан

Apr 17, 2024 12:00

Книга - добыча из списка лучших книг, прочитанных в прошлом году участниками моего книжного клуба. Сильное произведение, вызвавшее у меня массу эмоций и мыслей.

Действие начинается в 1819 году, когда родители забирают 17-летнюю Жанну из монастыря, где она провела 5 лет. Роман поражает несоответствием слов и реальности. "У отца Жанны был план по её воспитанию". Было бы интересно узнать, что за план, но весь план был в том, что папаша-атеист отправил дочь в монастырь.

Золотая середина не достижима, но к ней можно стремиться. Казалось бы, если соединить две крайности, то можно приблизиться к той самой золотой середине. Когда одна крайность доминировала, я сочувствовала приверженцам другой крайности.
Родители Жанны - барон и баронесса - были людьми обеспеченными, но не сверх богатыми. Привыкли не считать деньги, одаривать ими окружающих. У них пара десятков ферм, дом, где росла Жанна, а ещё замок "Тополя", который отремонтировали за счёт продажи одной фермы к возвращению Жанны из монастыря. Тополя предполагались Жанне в приданое.
Семья лёгкая, не думающая. Работать им не нужно, никаких кризисов.

Жанна с родителями переезжает в Тополя. Старый священник сосватывает им соседа-виконта: его годовой доход в три раза меньше, он недавно похоронил отца и ищет богатую невесту. Дальше обычный брак между малознакомыми людьми.
Для второй половины 19 века роман очень смелый, в нём подробно описывается первая брачная ночь. Юная Жанна считает себя женой с момента венчания и пугается, когда смущённый отец говорит ей, что муж имеет право делать с ней всё, о чём она даже не подозревала.

Симпатичный жених после венчания оказывается скотиной. У него внебрачный ребёнок и постоянно есть любовницы. Из-за собственной бедности он берётся экономить деньги тестя и тёщи, отбирает карманные деньги у жены и в своей экономии доходит до абсурда.
Муженёк вызвал у меня ассоциацию с папашей Гранде: тот тоже выгодно женился, отобрал у жены всё имущество и стал наращивать капитал ради цифр, посадив семью на голодный паёк. Муж Жанны быстро решает, что нечего тратиться на утреннюю булочку для жены, что за баловство.

Церковные традиции, описанные в книге, вызывали у меня злость. Родители Жанны вызывают священника и обрисовывают ситуацию: у зятя внебрачный ребёнок, он груб с женой, родители хотят увезти её. Старый священник говорит, что порочные связи - обычное дело, не стоит придавать им значение, и лучше для Жанны будет простить мужа. Священники из романа не пытаются поговорить с неверным мужем и наставить его на путь истинный. Такое ощущение, что они боятся коммуницировать с более сильным мужчиной и готовы давить только на женщину, которая и так растоптана супружеской изменой.
Первый священник - груда жира. Второй священник - вообще полоумный: убивает зонтом рожающую собаку и щенка, потому что это внебрачное рождение.
Не факт, что это нашло бы одобрение у церкви, но старый священник стремился выдавать замуж забеременевших девушек. Что толку их ругать, когда лучше устроить приличную семью и обеспечить ребёнку будущее. Мб это приводило к некоторой распущенности среди молодёжи, но как говорил священник: по крайней мере, они ходили в церковь.
Молодой священник начинает тиранить Жанну за то, что муж ей изменяет с замужней женщиной. Сам он к мужу Жанны не идёт и вообще сворачивает с дороги, завидев его. Но кричит на Жанну, что она обязана остановить мужа и спасти души двоих любовников, что из-за её попустительства под её крышей разврат. И в дальнейшем что бы ужасное не случилось с Жанной, священник говорит, что это божье наказание за то, что она допустила измену мужа. Действия священника-дьявола приводят к трагедии, но на этом он не останавливается. Дохленького сынишку Жанны священник выставляет на мороз, и тот заболевает. Жанна пытается учить сына дома, но год за годом священник не допускает мальчика к причастию да ещё и подзуживает местных против семьи Жанны.

Сын Поль по прозвищу "цыплёнок" - ещё одна проблема Жанны, ею же и созданная. Вокруг Поля вечно скакали трое взрослых, избаловали его. У самих взрослых недоставало жизненного опыта, поэтому им нечему было научить мальчика. В колледже Поль учится плохо, водится с дурной компанией, делает карточные долги, в конце концов сбегает с проституткой.
Какое-то бредовое законодательство, по которому наследство Жанны, даже то, которое не было её приданым, вдруг становится имуществом её мужа Жюльена, целиком переходящим по наследству к сыну Полю. Там оговаривается, что у Жанны было право пользования, от которого она отказалась в пользу сына: но только право пользования, а не всё право собственности. Избалованный дурачок, конечно, всё проматывает. Тут нельзя не вспомнить папашу Горио Бальзака и Николая Ростова Льва Толстого.

Повествование ровное: такова жизнь. Какие бы трагедии не происходили, яркого накала страстей нет. Горничная Розали говорит Жанне, что когда работаешь и решаешь бытовые проблемы, жизнь наполнена. Мы видим, что семье барона, виконту, их соседям совершенно нечем заняться. Поэтому они начинают придумывать правила. Внебрачные дети естественны для крестьян, но титулованные персоны делают из этого драму. Крестьяне не ходят в церковь, а светское общество исключает из своей компании тех, кто не ходит в церковь.

Было грустно, что героям не хватает жизненного опыта. Жюльен напомнил мне Карандышева из Бесприданницы Островского: он не умеет себя вести. Жанна до старости в сущности ребёнок: она не набирается опыта, не обращает внимания на окружающий мир, обитает в сыноцентричном мире. У меня были такие надежды на графа, но нет. Поль напомнил менее удачливого Аристида Саккара из "Денег" Золя, его даже было жаль: он погрузился в болото, потому что его не научили обходить его.
Крестьянка Розали и её сын не погружаются в дурацкие принципы: просто помогают тем, кому помощь нужна. Сама же Жанна закоснела, живёт инстинктами и не включает голову. Она по умолчанию отвергла подружку сына и проклинает её, даже не познакомившись: такая ограниченность!

И вроде старый священник был прав: жизнь всегда шла так, зачем переживать. Но всё-таки грустно, что герои не пытались влиять на собственную жизнь и плыли по течению.

Книга средних размеров - 9 аудиочасов. Чтец Аркадий Бухмин мне не понравился, в первую очередь из-за постоянных ошибочных ударений в глаголах.

литература

Previous post Next post
Up