Мое интервью для детского сообщества

May 27, 2013 10:47

Несколько месяцев назад я давала интервью в детском сообществе children2011_ru. Любой желающий мог задать мне вопросы, связанные с детской съемкой, или фотографией в целом. Вопросы оказались настолько "правильными" и объемными, а мое стремление кому-нибудь что-то насоветовать - таким неистребимым,  что интервью по своим габаритам не поместилось в допустимый размер поста жж, пришлось делить его на части.
Но, если верить геройским читателям, осилившим это огромное число букв - в тексте есть практические советы, и другая полезная информация.
Я решила выложить в своем жж выборку из самых интересных, на мой взгляд, вопросов. Возможно, кому-то пригодится :)



Часть первая:
[- Как фотографировать детей в домашних условиях?]
1. Как фотографировать детей в домашних условиях? Особенно тех детей, которые при виде камеры принимают вид рассерженного академика? Особенно если в радиусе метра не видно мамы, или мама сидит рядом и тщетно надеется получить портрет не с бурундуком. Ни на какие концерт не номера за спиной фотографа ребенок не реагирует. Если малыша чем-то занять, то в кадре будут только лоб и щеки.

Если я правильно поняла, речь именно о психологической стороне домашней съемки, а не о технических аспектах.
По-настоящему, никакого общего рецепта этого "блюда" не существует - где-то подсластить надо, а где-то и "перца" добавить :) С каждым малышом нужно искать свой подход, применять свою тактику ведения съемки, учитывающую возраст  и темперамент юной модели. С одними малышами я очень активно общаюсь, стараясь войти в доверие, и получить живые эмоции на снимках. А других эта тактика, напротив - может испугать, и вывести из равновесия. Поэтому каждая съемка - это довольно непредсказуемый творческий процесс, в котором нередко приходится попотеть. Однажды на съемке, встретившись с довольно угрюмым малышом, и узнав, что счастливым его делает лишь одна-единственная в мире вещь - спагетти, я отварила на хозяйской кухне чудодейственные макаронные изделия, и пол-съемки провела буквально с лапшой на ушах :)
Я снимаю уже около 5 лет, и все равно нервничаю перед съемками, опасаясь не подобрать нужные ингредиенты для приготовления  "вкусной" серии кадров.
Я бы на вашем месте, наверное, попробовала подумать о причинах такого поведения малыша. Если ребенку крайне неуютно в окружении посторонних, или он не отходит от мамы ни на минуту, возможно, он просто переживает какой-то возрастной кризис, делает очередной скачок в развитии. В эти периоды малыши особенно льнут к маме, и не терпят посторонних.

А еще я бы посоветовала рассмотреть подробнее именно репортажную съемку малыша. Вы пишите, что занятый малыш показывает камере только щеки и лоб, но по-настоящему это не так :) Попробуйте выбрать максимально низкий угол съемки, лягте на пол, снимая малыша снизу вверх. Я часто делаю хорошие репортажные кадры именно таким способом. А детки, занятые любимым делом, нередко улыбаются в процессе. Вот вам и красивые фотографии малыша. А если ребенку в игре одной рукой протягивать что-то новое, то можно поймать и улыбку в камеру.
Главное - проводить это мероприятие в светлое время суток, в светлом месте, и лучше - на светлом полу/ковре. Например, неподалеку от окна (расшторьте), но не непосредственно под ним (в этом случае света будет крайне мало), а ближе к середине комнаты, куда будет попадать основная часть рассеянного света.
Удачных кадров!



-----------------------------------

[- Почему на сайтах фотографов отдельные снимки, а не сеты целиком?]2. Алиса, у меня такой вопрос. Вот скажи, почему на сайтах оооочень многих фотографов есть только отдельные снимки из разных фотосессий, а не сеты целиком? Ну, например, в разделе "Свадьбы" 50 фото разных невест-женихов, иногда по три фотки одной пары. Ведь из этого нельзя сделать полноценный вывод о качестве работы. Наверняка, из почти любой фотосессии худо-бедно нормального фотографа можно получить парочку отличных снимков. Но рассчитывает-то клиент не на парочку, а на побольше)

Да, на моем сайте тоже нет фотосессий целиком, лишь отдельные портреты участников.
За всех фотографов отвечать сложно, но я попробую предположить пару самых явных, на мой взгляд, причин, по которым на сайтах не размещаются серии целиком: во-первых, так чаще всего делают фотографы, которые занимаются постановочными съемками, где цель - получить максимальное количество качественных совместных портретов, которые можно поставить в рамку. Кадры такой съемки редко связаны друг с другом сюжетно, практически каждый снимок можно рассматривать как отдельное произведение, не зависящее от контекста. В этом случае логично отобрать для своего портфолио лучшие кадры, и показать их клиентам. Клиент видит качество работы фотографа, и узнает у него общее число фотографий, которое он получит со съемки - обычно этого достаточно.

А вот фотографы, снимающие в основном репортажные фотоистории действительно выкладывают на своих сайтах фотосеты целиком - ведь им необходимо показать клиенту то, как они передают в картинках сюжет, их снимки теряют друг без друга смысл. Поэтому я склонна считать, что сайт, на котором выложены портреты без ссылок на серии целиком, можно с 90% уверенностью расценивать как принадлежащий фотографу, в основном занимающегося постановкой.

Вторая причина проще: выкладывать на сайт серии сложнее технически. Одну серию выкладывать бесполезно - не даст общего представления о навыках фотографа (нужно как минимум 2-3 съемки в разных условиях - естественный свет, домашняя съемка, студийная и т.д.). Значит нужно выкладывать много. А ведь все это - вес на хостинге. Сначала он мало ощущается, но со временем, выкладывая съемку за съемкой, можно ощутить рамки денежных ограничений.
Да и потом, с большим количеством сетов на сайте нужно тщательнее продумывать навигацию - чтобы клиенту было интуитивно понятно, куда идти, что искать, как не запутаться во всем разнообразии.
Поэтому большинство фотографов предпочитает вести блоги, ссылки на которые они дают на своих сайтах.
Очень советую всем, несмотря на портфолио фотографа - задавать вопросы напрямую! Приходилось ли фотографу работать в подобных условиях, есть ли у него примеры таких съемок, и т.д.



-----------------------------------

[- Есть ли какие-то секреты, чтобы сделать комнату светлее для съемки?]3. Алиса, а у меня такой вопрос - есть ли какие-то секреты, чтобы сделать комнату светлее для съемки? с таким хмурым небом домашние фотографии совсем темные получаются, даже если шторы раскрыты.

Да, в зимнее время довольно сложно снимать, даже с самого утра. А если в комнате темные обои-ковры-мебель - вообще труба. В сожалению, сделать комнату светлее без дополнительных затрат на врядли удастся... Самые надежные способы успешно провести съемку дома в темных условиях - использовать внешнюю вспышку, или (что еще сложнее) импульсный осветитель с зонтиком.
Я снимаю в темных помещениях с помощью внешней вспышки, направленной в потолок (если он белый), или использую кусок белой бумаги, закрепив его на вспышке (кстати, и встроенную вспышку можно сделать чуть приемлемее, если закрыть ее бумагой, и снимать через нее, но это работает только при съемке с близкого расстояния).
Естественно, от безысходности, можно использовать для освещения и обычные лампы накаливания, но это не очень-то эффективно (при этом нужно помнить про настройки баланса белого в своей камере, чтобы не получить желтушные снимки).
По этому поводу я писала в свое время маленький урок (рассчитанный на новичков) про съемку портрета в домашних условиях БЕЗ использования какого-либо профессионального оборудования :)
ВОТ ТУТ можно его увидеть.
Есть еще один совет (для постановки): можно использовать свет из окна на максимуме, если поставить модель прямо около окна, а непосредственно за ней установить белый лист бумаги (кто-то может держать в руках белый ватман). Белая бумага будет отражать свет, и общая экспозиция кадра выйдет светлее :)



-----------------------------------

[- Получалось ли у тебя увидеть внутреннюю красоту людей со сложной внешностью?]4. Встречала ли ты людей со сложной внешностью, которые на фото получаются очень плохо, ну а тебе вроде как надо их снимать? получалось ли у тебя увидеть "красоту" таких людей, их выигрышные ракурсы?

Да, встречала. И это не такая уж редкость - не явная красота людей. Очень часто люди привлекательны лишь изнутри. И тут очень важны три момента - как они сами относятся к себе, есть ли эта самая красота внутри, и чувствует ли фотограф эту внутреннюю красоту.

А еще это вопрос нередко поднимается относительно детей. Меня часто спрашивают - бывают ли некрасивые дети на съемках? Вот знаешь, возможно и бывают... Но на съемке я настолько настраиваюсь на характер ребенка, болтаю с ним, что просто не замечаю внешности, мне важны эмоции. Поэтому для меня красота относительная - если ребенок много улыбается, эмоционален, отзывчив - он для меня очень красив. А если зажат и молчалив - это вызов для меня. Я-то знаю, что где-то внутри он такой же красивый, как другие дети, остается лишь найти к нему подход :)

С опытом удачные  ракурсы находятся сами собой.
Хочется добавить, что людей, которые действительно плохо получаются на фото - очень мало. В разы больше тех, кто сильно зажат перед камерой, много комплексует из-за своей внешности (часто даже без оснований), и просто слишком сильно переживает за результат.

-----------------------------------

[- Что нужно сделать, чтобы научиться делать хорошие снимки?]5. Что нужно сделать, чтобы научиться делать хорошие снимки? Окончить курсы, очень много фотографировать (но ведь все равно нужно, чтоб кто-то направлял, показывал на ошибки и давал советы?) или просто обладать определенным даром видения, в каком ракурсе снять что-то? Наверняка, все сталкивались с тем, что вид красивый, снимаешь, а на фотографии получается какая-то фигня.

Ммм... не знаю :)
Очень уж много философского в этом вопросе. Ну, например, понятие "хорошего" снимка - оно у всех разное. И самая банальная ситуация - это переоценка своих работ: то, что раньше было хорошим, в один момент становится ужасным.
Я бы сказала так - есть все шансы стать хорошим фотографом у того человека, который внезапно пришел к мысли, что у него выходит полная фигня, но не останавился на этом, а снова принялся снимать-экспериментировать-изучать... до очередного осознания, что все, что он делает - фигня. И так - покругу, и без остановки.
Главное - возможность роста. Остальное - дело сроков. Естественно, те, у кого есть образование, теория - делают скачки быстрее, но это не залог успеха. Без упорства, стремления вперед, и умения вставать с коленей, каждый раз, когда падаешь в своих же глазах - ничего не сделать. Хоть ты все курсы по фотографии обойди, и отсними тонны исходников :)
Ну и, конечно, у всех есть свой "потолок", когда творческий рост останавливается.
А уж чтобы быть гениальным фотографом, наверное, надо изначально иметь внутри какой-то свой особенный взгляд на все. И взгляд этот вообще может идти в разрез со всеми общепринятыми нормами (т.е. этот гений может быть без образования вовсе).

Я писала однажды мааааленькую статью под названием "Про фотографию: главное - не бояться!"
Скромно советую ее почитать )))



----------------------------------

[- Что следует обсуждать с фотографом перед фотосессией, если ты не профи и не знаешь тонкостей]6. Что следует обсуждать с фотографом перед фотосессией, если ты не профи и не знаешь тонкостей? Ведь в портфолио у всех только самые удачные фотографии.

Вопрос на целую огромную статью! :)) Попытаюсь вкратце.
На мой взгляд, с фотографом ДО съемки нужно решить следующие вопросы.

На стадии выбора фотографа:

- Нравятся ли снимки в портфолио.
Не одна какая-то определенная съемка в его портфолио, которая вас зацепила, а все портфолио целиком (людям свойственно цепляться взглядом за положительное, и упускать из вида возможность получить в результате нечто более похожее на непонравившиеся съемки в портфолио). Если что-то в порфтолио фотографа ообенно понравилось или не понравилось - не забыть сообщить об этом ему (прям конкретику, со ссылками).

- Окончательную стоимость съемки.
Так как стоимость может отличаться от того, что написано на сайте, или в блоге. Обязательно выясните точную сумму, которую вам нужно будет оплатить (с учетом аренды студии, если она есть)

- Количество фотографий, которые вы получите в результате съемки, и сроки обработки.
Про первое - важно, чтобы вы точно узнали сколько снимков получите за свои деньги, и вас эти знания устроили. По поводу второго - ОБЯЗАТЕЛЬНО выясняйте ТОЧНЫЕ сроки обработки. Это не должно звучать как "месяц-полтора", или "сделаю быстро как смогу", никаких расплывчатых ответов. Должно быть четкое "через 2 недели со дня съемки", или "вы получите снимки через календарный месяц", и т.д.
С вашей же стороны не должно звучать фраз вроде "вы не торопитесь, главное, чтобы результат был хороший", или "сроки для меня не принципиальны". Как же это так - "не принципиальны"? Разве все затевается на ради этих самых фотографий, которые вы не спешите получить? :) Мне постоянно говорят подобные слова про сроки, и, скажу честно, это очень расслабляет. Да и, как вы думаете, за обработку какой съемки фотограф сядет в первую очередь - за ту, которую с нетерпением ждут, или ту, с которой можно не торопиться? ;)

- Место съемки.
Если вы живете не в городе, а, скажем, в ближайшей области - обязательно предупреждайте фотографа об этом заранее, иначе может получиться, что фотограф предварительно согласится на съемку, но откажется в последний момент (многие фотографы работают только по городу), когда выяснит адрес - и вам придется подыскивать нового человека, а это крайне сложно сделать в короткие сроки.



На стадии обсуждения съемки с фотографом:

- Прежде всего - ваши ожидания от съемки.
Вообще, чем больше вы расскажите фотографу - тем понятнее для него станете, сможете поделиться с ним правильным настроем на вашу съемку. Поэтому рассказывайте все, что придет в голову - "мне нравится, когда в кадре вся семья смотрит в камеру и улыбается", или "мне по душе, когда люди не пялются в камеру специально, а занимаются своими делами, а фотограф умело ловит моменты и эмоции".
Если у вас есть конкретные примеры того, что вам нравится (скажем, вы набрали в интернете кучку фотографий) - следует поделиться этим с фотографом. Такая подборка скажет многое за вас - выбранные вами фотографии немало расскажут о том, какую обработку вы предпочитаете, какие цвета, и т.д.
Один и тот же фотограф может отснять очень разный материал. И, если он не получит подсказок о том, как и что лучше снимать - он примет решение за вас, и сделает так, как нравится в данный момент ему. Понравится ли вам его выбор - лотерея. Поэтому лучше заранее быть многословным, чем потом говорить множество слов о своем разочаровании в выборе фотографа :)

- Отдельный разговор - о том, что вам НЕ нравится в съемках.
Этого ваша подборка снимков не расскажет. Это вы должны донести до фотографа самостоятельно. На моем опыте есть клиенты, которые не признают фотографии с маленькой глубиной резкости (сильно размытое боке), есть те, кому не нравятся чб снимки, и т.д. Зная об этом заранее, вполне можно угодить каждому такому клиенту.

- Несколько кадров перед обработкой всего материала.
Если вы сильно переживаете за обработку (например, тяжело переносите цветокоррекцию, и хотите максимум реализма на снимках), попросите фотографа об одолжении - пусть он перед обработкой всей серии, пришлет вам пару обработанных фотографий - на одобрение. Во-первых, вы перестанете нервничать (а ждать-то всех снимков долго - можно и с ума сойти за это время :))), а, во-вторых, если вам не понравится результат, на этом этапе сделать откат, и переиграть обработку не составит большого труда для фотографа. Поверьте, это куда лучше, чем узнать, что клиенту не нравятся снимки уже в конце, когда готова вся серия.

- Ваши страхи и переживания относительно того, кто как получится на снимках.
В эту категорию все заморочки типа "я толстая", "с этого ракурса у меня орлинный нос", "ни в коем случае не снимайте мою попу - она квадратная" :) Чаще всего, эти заморочки надуманные, но бывает, что действительно есть какие-то очевидные проблемы с внешностью. И тот, и другой вариант вполне решаем - зная о ваших переживаниях, фотограф будет подбирать ракурсы обдуманнее, а в обработке (с вашего разрешения) может и что-то подправить. Лишь бы вы были довольны :)
Кстати, если у вас есть фотографии, на которых вы себе не нравитесь - сразу же покажите их фотографу, чтобы и он понял, о чем речь. Потому что, так уж бывает, что именно это выражение лица, или ваш орлинный нос, может прийтись фотографу по вкусу, и именно это он будет снимать с большим удовольствием ;) А вы потом - в обморок при просмотре :))
Если муж идет на съемку не добровольно, а тащится за шкирку (мужчины такое любят) - не стесняйтесь и об этом упомянуть, чтобы сей радостный факт не стал для фотографа сюрпризом на съемке.

- Примеры подобных съемок.
Если у вас какая-то специфическая съемка (например, в ночное время суток на улице, в плохих условиях освещения, с водой, на холоде, или же у вас необычная внешность, требующая особого подхода) - выяснить, были ли в практике фотографа подобные съемки, попросить ссылки на результаты таких съемок, оценить их. Если опыта в специфической съемке у фотографа нет - здраво оценивайте фактор риска. Если вы ищите фотографа для какого-то события, которое сложно повторить - лучше найти фотографа с нужным опытом. Понятное дело, что обнажаться, например, проще перед знакомым фотографом, но, если у него ранее не было опыта в ню съемках, он сработает в разы хуже, чем профессионал в эротических областях ;)



Отдельно хочу заметить в этом пункте про свет.
Уважаемые клиенты, запомните - съемки при естественном освещении, и проведенные со вспышками - день и ночь! Если вы ориентировались на портфолио фотографа, смотря лишь на съемки с естественным светом, а заказываете фоторепортаж детского дня рождения в вечернее время суток, в обычной квартире, при минимуме света - готовьтесь к иному результату.
Поясню, постановка - это съемка ради съемки, когда события в кадре разыгрываются именно ради фотосессии. Постановку можно снять очень естественно, без натянутых улыбок и неловких пауз, если хорошо продумать варианты развития сюжета заранее. Но все равно - это постановка, для нее выбирается удобные для съемки места, удобное время суток, продумываются цвета, и одежда. Репортаж - это съемка уже спланированного события, в узких рамках уже существующих условий. Клиенты нередко путают постановку и репортаж, и ожидают от репортажа довольно много, но по-настоящему, репортаж - не более чем фотохроника событий. А уж качество этой фотохроники целиком и полностью зависит от мастерства фотографа-репортажника. А репортаж со вспышкой - и того сложнее. Мало того, что фотограф должен выбрать в реальном времени лучший ракурс, успеть подбежать в нужное место, и снять, так еще и настройки камеры-вспышек он должен менять в мгновение - чтобы, не дай бог, не убить кадры с неповторимыми мгновениями пересветом-недосветом.
Это я к чему? К тому, что перед заказом домашнего вечернего репортажа неплохо бы у фотографа поинтересоваться примерами именно таких съемок "в темноте" - как правило, они часто не выкладываются в портфолио, потому как внимание они не привлекают, художественности в них немного, и особую ценность они представляют только для заказчиков.

Я для себя четко разделяю репортаж праздника и фотосессию, специально проведенную в честь того же дня рождения. И очень советую, если позволяют доходы, проводить и то, и другое - настолько это разные вещи.
Ну или хотя бы осознанно подходить к выбору, если вы можете позволить себе лишь одну из этих съемок.

Остальные детали, которые следует обсуждать перед съемкой - очень частные, зависят от того, какого рода съемка (семейная, беременная, репортаж праздника и т.д.), где именно она проводится. Перед съемкой праздника следует обсудить кому именно должно быть уделено внимание фотографа - только именнинику, или всем гостям. Должны ли быть отдельные портреты всех гостей? Какие события следует осветить репортажем. В беременной - количество образов, подготовку реквизита (кто готовит, где купить), и т.д. Особенно много деталей небходимо оговаривать при обсуждении детской-семейной постановочной фотосессии (когда события подстраивают под съемку, а не наоборот) - здесь нужно и примерный сюжет съемки обсудить, и необходимый реквизит, и то, что обязательно понадобится в процессе, но в кадр не попадет (развлечение ребенка, его еда, косметика мамы, расческа и т.д.)



----------------------------------

[- Где училась? Как решила этим зарабатывать? А где и как училась обрабатывать фото?]7. Где училась? Как решила этим зарабатывать? А где и как училась обрабатывать фото?

Когда у меня появилась первая камера, я училась на 4 курсе института дизайна на факультете "дизайнер среды" (интерьер и ландшафт). Довольно быстро осознав, что фотография - это моё, я резко сменила направление в дизайне, и перешла на другую кафедру - графического дизайна, ведь это самое близкое к фотографическому делу образование.
В институте я проходила фотографику, композицию. Но эти знания не стали основными в моем фотоделе. Большинство просто пришло с опытом - от съемки к съемке. Мне в этом плане повезло - ведь у меня домашняя студия, а значит есть возможность тренироваться в любое удобное время.
Обработка фотографии - песня отдельная. Фотошопом я балуюсь очень давно. Одно из самых давних моих увлечений - анимированные аватары (пользуясь случаем, пропиарю свое сообщество с аватарами). Я делала их с таких вдохновением, что освоила все возможные виды гиф-анимации, и даже открыла свой собственный сайт, где учила всех желающих "пикоделию" с нуля - т.е. уроки рассчитаны на тех, кто открыл фотошоп впервые.

А зарабатывать на фотографии я решила не от хорошей жизни... Ну, скажем так - от того, что жизнь изменилась. Появились дети, множество новых трат, и необходимость дополнительного дохода для семьи.
Я придерживаюсь мнения, что быстрее всего идет творческое развитие, когда съемки не нужно загонять в рамки платных услуг. Снимая только то, что интересно тебе, что тебе дается с трудом, экспериментируя от съемки к съемке - ты быстро движешься вперед. Занимаясь платными съемками, ты как белка в колесе - работаешь много, но все время стоишь на месте. Ведь заказчики приходят получить то, что уже увидели в твоем портфолио. Новые эксперименты - это для бесплатных съемок. А за деньги никому сюрпризы не нужны ;)



----------------------------------

Фото: я в кадре, Мои съемки: семейные, Советы и обзоры

Previous post Next post
Up