Весной я посетила спектакль с одноименным названием. Сам спектакль меня не впечатлил, показался сборищем афоризмов без кульминации и развязки, а вот личностью главной героини заинтересовал. Хотя, конечно, эти самые афоризмы я слышала и до этого.
Но очень интересный образ получился у актрисы. Образ ребенка, девочки-шалуньи в старческом теле, очень живой. В противоположность тому, как большинство людей с возрастом , по моему представлению, становятся все более ригидными, скучными и нелюбопытными. Все меньше поводов для шуток и отношения к жизни как к эксперименту или игре, в которой может произойти куча всего неожиданного и кайфового. Героиня смеется - над врагами и завистниками, собственной беспомощностью и не всегда послушным телом. Живет в полную силу - в валенках, без мужа и внуков)). Но зато с Пушкиным (томиком) и режиссером театра (портретом).
Ну вот, даже вспоминая спектакль, я пытаюсь тоже скаламбурить, присоединиться к этой легкой атмосфере, немного напоминающей шекспировские комедии - с обманами, переодеваниями и - волшебством. Волшебством юмора и самоиронии, делающим людей неподвластным всеобщим законам. Волшебством превращений и преображений.
Этой легкостью, этим волшебством, этим ребячеством и зацепила меня Фаина Раневская. А ведь вся ее жизнь -это волшебство, и преображений и чудес в нем было достаточно...
Начать хотя бы с того, что изначально не было Фаины Раневской, а была Фанни Фельдман, некрасивая дочь очень небедного еврея (после революции семья уплывет за границу на собственном пароходе), заика, в которой никто не видел потенциала актрисы.
В какой момент она превратилась в Раневскую, гениальную "характерную" актрису?
И кто был ее доброй феей? Для меня ответ однозначен: когда она выбрала остаться и играть (играть на сцене, Карл!)в воюющей и голодающей стране, вместо того, чтобы отчалить на белом пароходе. Когда в какой-то момент ей негде было остаться ночевать в Москве. А фей было даже две: Екатерина Гельцер и Павла Вульф. Две авторитетные актрисы, давшие ей кров и поверившие в ее талант. С Павлой Вульф и ее дочерью Фаина проживет несколько десятков лет.
Наивная молодая девушка, страстно горящая любовью к театру, не очень приспособленная к жизни, со временем научится себя защищать и отстаивать. Нарастет броня Воина. И из синтеза этих двух разных граней родится тот самый убийственный юмор. Готовность смеяться над собой и жалить других. Возникнет Шут. Воин набросит на себя цветные лохмотья. А Шутам всегда было дозволено много.
" Я шут, я Арлекин, я просто смех".
Большая часть ее биографии - рассказ о ее ролях. А их у нее было очень много, и театральных, и киношных.
А что, кроме них? Кроме ее безумной требовательности к себе и партнерам по работе? Что, кроме того, что она затмевала -будучи на вторых ролях - исполнительниц главных ролей, и зрители шли именно на нее?
Что было в ее жизни, кроме театра и кино?
Она дружила с Любовью Орловой и Анной Ахматовой. Пережила их обеих. Была влюблена в Качалова. Имела платонический роман с маршалом Толбухиным(?). Уходила из театра в кино, возвращалась, конфликтовала и была жертвой зависти и интриг. В конце жизни завела себе собаку по кличке Мальчик. Дохаживала и хоронила свою сестру.( Ох, скольких она пережила!)
Но, по большому счету, ее жизнь измерялась только театром и сыгранными ролями. И трагедия была в том, что жизнь была долгой, а в какой-то момент она не смогла больше играть. Просто забыла слова, стоя на сцене и играя хорошо знакомую пьесу. Чем была заполнена ее жизнь после?
В пьесе героиня живет вне театра и чувствует себя прекрасно. Ставя мини-спектакли перед помощницей по хозяйству, кассиром из театра, телефонными собеседниками.
Вряд ли в жизни все было так легко и изящно...
"Старухи, по мнению Фаины Георгиевны, бывали ехиднами, а к концу жизни превращались в стерв, сплетниц и негодяек. Вообще старухи, по ее наблюдениям, часто не обладали искусстовм быть старыми. Раневская же считала, что к старости надо добреть. Добреть с утра до вечера."