Оригинал взят у
ad_dagistani в
Сахаранфури про "Истава" (Фетва ученых Деобанда) Фетва Имама Мухаддиса Шейха Халил Ахамада ас-Сахаранфури (1269- 1346),
Автора книги «Базлюль Маджхуд фи Хилли Сунан Аби Дауд».
Тринадцатый и четырнадцатый вопрос:
ما قولكم في أمثال قوله تعالى : " الرحمن على العرش استوى " ؟
هل تجوّزون إثبات جهة و مكان للباري تعالى أم كيف رأيكم فيه ؟
Ваше мнение о подобному этому аяту: «Милостивый истава над аршем»?
Считаете ли вы дозволенным приписывать сторону и место Всевышнему Аллаху и каково ваше мнение по этому вопросу?
قولنا في أمثال تلك الآيات : إنا نؤمن بها ، و لا يقال كيف ، و نؤمن بأن الله سبحانه و تعالى متعال و منره عن صفات المخلوقين و عن سمات النقص و الحدوث كما هو رأي قدمائنا
و أما ما قال المتأخرون من أئمتنا في تلك الآيات و يؤولونها بتأويلات صحيحة سائغة في اللغة و الشرع بأنه يمكن أن يكون المراد من الاستواء : الاستيلاء ، و من اليد : القدرة ، إلى غير ذلك ، تقريبا إلى أفهام القاصرين : فحق أيضا عندنا
و أما الجهة و المكان : فلا نجوز إثباتها له تعالى ، و نقول إنه تعالى منزه و متعال عنهما و عن جميع سمات الحدوث
Ответ: «Наше слово о подобному этим аятам: Мы веруем в них, и не говорим «как?».
И мы также верим в том, что Всевышний Аллах Возвышенный, и Пречист Он от качеств творений и от качеств указывающих на недостаток и происхождение, как в это верили наши предшественники.
А то, что сказали наши имамы мутааххируны (поздние ученые) об этих аятах, и то что они применяют истинный таъвиль, допускаемый в языке (люгъат) и в шариате, то что есть возможность чтоб цель от истава было - истиляъ, а от яд - могущество, и т.д.. приближая (понимание этих аятов) к познанию слабых (людей) - то это также является истинным для нас.
Что касается стороны и места: нельзя их приписывать Всевышнему, и мы говорим: Всевышний Пречист и выше этого (места и стороны), а также от всех свойств (качеств) указывающих на происхождение (худус).
[Шейх Халил Ахмад Сахаранфури, «Муханнад аля Муфаннад», 64 стр.]