Сахаранфури про "Истава" (Фетва ученых Деобанда)

Jul 05, 2012 11:19

Оригинал взят у ad_dagistani в Сахаранфури про "Истава" (Фетва ученых Деобанда)

Фетва  Имама Мухаддиса Шейха Халил Ахамада ас-Сахаранфури (1269- 1346),

Автора книги «Базлюль Маджхуд фи Хилли Сунан Аби Дауд».

Тринадцатый и четырнадцатый вопрос:

ما قولكم في أمثال قوله تعالى : " الرحمن على العرش استوى "  ؟

هل تجوّزون إثبات جهة و مكان للباري تعالى  أم   كيف رأيكم فيه ؟

Ваше мнение о подобному этому аяту: «Милостивый истава над аршем»?

Считаете ли вы дозволенным приписывать сторону и место Всевышнему Аллаху и каково ваше мнение по этому вопросу?

قولنا في أمثال تلك الآيات : إنا نؤمن بها  ، و لا يقال كيف ،  و نؤمن بأن الله سبحانه و تعالى متعال و منره عن صفات المخلوقين  و عن سمات النقص و الحدوث   كما هو رأي قدمائنا

و أما ما قال المتأخرون من أئمتنا في تلك الآيات   و يؤولونها بتأويلات صحيحة سائغة في اللغة و الشرع  بأنه يمكن أن يكون المراد من الاستواء : الاستيلاء  ،  و من اليد : القدرة  ،  إلى غير ذلك   ،  تقريبا إلى أفهام القاصرين : فحق أيضا عندنا

و أما الجهة و المكان : فلا نجوز إثباتها له تعالى   ،  و نقول إنه تعالى منزه و متعال عنهما   و عن جميع سمات الحدوث

Ответ: «Наше слово о подобному этим аятам: Мы веруем в них, и не говорим «как?».

И мы также верим в том, что Всевышний Аллах Возвышенный, и Пречист Он от качеств творений и от качеств указывающих на недостаток и происхождение, как в это верили наши предшественники.

А то, что сказали наши имамы мутааххируны (поздние ученые) об этих аятах, и то что они применяют истинный таъвиль,  допускаемый в языке (люгъат) и в шариате, то что есть возможность чтоб цель от истава было - истиляъ, а от яд - могущество, и т.д.. приближая (понимание этих аятов) к познанию слабых (людей) - то это также является истинным для нас.

Что касается стороны и места: нельзя их приписывать Всевышнему, и мы говорим: Всевышний Пречист и выше этого (места и стороны), а также от всех свойств (качеств) указывающих на происхождение (худус).

[Шейх Халил Ахмад Сахаранфури, «Муханнад аля Муфаннад», 64 стр.]

сыфаты, Истава, ас-Сахаранфури, акыда

Previous post Next post
Up