Абуль Фатх Аш Шахристани (479-548 х/1087-1154 м) передает мнение саляфов по поводу этого вопроса:
واحتاطَ بعضُهم أكثرَ احتياطٍ حتى لم يفسِّرِ اليدَ بالفارسِية ولا الوجهَ ولا الاستواءَ ولا ما ورد مِن جنسِ ذلك , بل إن احتاجَ في ذكْرِه إلى عبارةٍ عبَّر عنها بما ورَد لفظاً بلفظٍ
فهذا هو طريقُ السلامة , وليس هو مِن التشبيه في شيءٍ
«Некоторые (саляфы) были настолько осторожны, что не переводили на персидский (язык) такие слова, как "аль-ваджх", "аль-йад", "аль-истава" и подобные им. Когда они нуждались в своей речи в упоминании чего-то из них, то они приводили это слово в слово (т.е. по-арабски). Это и есть безопасный путь, в котором нет и частички ташбиха».
[Абуль Фатх Аш Шахристани, «Аль Милаль ва Ан Нихаль» 93]
Имам Аз Захаби передал от имама Абуль Аббаса Ибн Сурайджа Аль Багъдади (249-306 х/863-918 м), что он сказал:
اعتقادُنا فيه وفي الآي المتشابهة في القرآن ، أن نقبَلَها ولا نرُدَّها ، ولا نتأوَّلَها بتأويل المخالفين ، ولا نحمَلَها على تشبيه المشبِّهين ، ولا نُتَرجِمَ عن صفاته بلغةٍ غيرِ العربية
«A убеждение наше в этом, и в аятах муташабихат в Коране, таково: что мы принимаем их и не опровергаем и не толкуем толкованием противоречащих, и не придаём значение уподобления, которые придают мушаббиха и мы не переводим Его сыфаты с арабского на другие языки».
[Шамсуддин Аз Захаби, «Китабуль Арш» 2/275]
Сказано в известной книге «Аль Фатаваль Хиндийя» собранной комиссией факихов состоящей из двадцати трех ханафитских ученых из Индии под руководством шейха Низамуддина Аль Балхи:
وفي التخيير : ما جاء في القرآن مِن اليد والوجه لله تعالى وليس بجارحة , هل يجوز إطلاق هذه الأشياء بالفارسية ؟ قال بعض المشايخ رحمهم الله تعالى : يجوز إذا لم يعتقِد الجوارحَ , وقال أكثرهم لا يصح , وعليه الاعتماد , كذا في التتارخانية
«…В книге «Ат Тахйир» (сказано): То, что пришло в Коране как "йад", "ваджх" Всевышнего, то они не являются органами.
Можно ли их произносить на персидском?
1. Некоторые шейхи, да смилуется над ними Всевышний Аллах, сказали: Дозволено, когда говорящий убежден, что это не орган.
2. Большинство из них (шейхов) сказали: Это не правильно (т.е. произносить). И опираться надо на эту фатву.
Подобно этому и в «Ат Татарханийя» (книга фетв ханафитов)».
[Низамуддин Аль Балхи, «Аль Фатава Аль Хиндийя» 2/281]
Сказал ханафитский ученый Абуль Муин Ан Насафи (418-508 х/1027-1115 м) по этому поводу:
ويجوز أن يقال : بأنَّ للهِ تعالى يداً بالعربية , ولا يجوز بالفارسية
«Допускается говорить, что у Аллаха есть "йад" на арабском, но нельзя на персидском».
[Абуль Муин Ан Насафи, «Бахруль Калам» 105]
Источник:
Аль-Фатава Форум