Оригинал взят у
imam_dag в
Ведут ли к разделению уммы разногласия между мазхабами? Противники мазхабов говорят: «Разногласия между мазхабами разделили умму на партии, а Всевышний Аллах сказал:
{إِنَّ الَّذِينَ فَرَّقُواْ دِينَهُمْ وَكَانُواْ شِيَعاً لَّسْتَ مِنْهُمْ فِي شَيْءٍ}[الأنعام/159]
Смысл: «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи религию свою и разделились на секты» («Аль-Ан`ам», аят 159).
Также Аллах сказал:
{ وَلاَتَكُونُواْ كَالَّذِينَ تَفَرَّقُواْ وَاخْتَلَفُواْ مِن بَعْدِمَا جَاءهُمُ الْبَيِّنَات ُوَأُوْلَـئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ}[آل عمران/105]
Смысл:«Не будьте подобны тем, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» («Алю Имран», аят 105).
Поэтому необходимо отказаться от мазхабов, чтобы сохранить единство уммы. Следовать мазхабам принуждают из политических соображений. Каждый правитель обязывал людей придерживаться определенного мазхаба, и это разделило общество на большие группы».
Мы приведем причину, по которой не принимаем софистику тех, кто отрицает мазхабы. Они приводят эти два аята не к месту. Эти священные аяты были ниспосланы совсем по другому поводу. В них ясно говорится о недопустимости разделения и разногласий после явления истинных доказательств, которые прекращают разногласия. Это совсем другое, нежели разногласия в иджтихадах, и тому есть два доказательства.
Первое. Поистине, разногласия в иджтихадах существовали еще в первые три века, о которых Пророк r сказал:
قولُ رسول الله صلى الله عليه وسلم: ”خير الناس قرني، ثم الذين يلونهم،ثم الذين يلونهم“
«Лучшие из людей это мое поколение, затем те, которые после них, а затем следующее»[1]. А что касается того, кто призывает всех придерживаться того, что является правильным по его мнению, и утверждает, что это и есть мнение саляфов, то он противоречит тому, в чем были согласны саляфы.
Человек, который призывает к этому, желает привести умму к единству в вопросах фикха, т.е. сделать то, чего не смогли сделать саляфы и на что они не обращали внимания. Если между саляфами при всей обширности их знаний и богобоязненности были разногласия в этих вопросах, реально ли нам прийти к единому мнению при наших несущественных знаниях и богобоязненности [по сравнению с ними]? Не будут ли наши разногласия еще сильнее? Вы сами видите, к чему приводит этот призыв - к единству уммы или ее раздроблению и борьбе друг с другом вплоть до кровопролития, как это происходит сегодня на наших глазах!
Второе. У Ибн Таймийи спросили, можно ли совершать намаз друг за другом тем, кто придерживается разных мазхабов. Он ответил:
فقال في الفتاوى (23/374): ”نعم تجوز صلاة بعضهم خلف بعض، كما كان الصحابة، والتابعون لهم بإحسان، ومن بعدهم من الأئمة الأربعة يصلي بعضهم خلف بعض، مع تنازعهم في هذه المسائل المذكورة وغيرها، ولم يقل أحد من السلف إنه لا يصلي بعضهم خلف بعض، ومن أنكر ذلك فهو مبتدع ضال، مخالف للكتاب والسنة وإجماع سلف الأمة وأئمتها، وقد كان الصحابة والتابعون ومن بعدهم منهم من يقرأ البسملة، ومنهم من لا يقرؤها... ومنهم من يقنت في الفجر، ومنهم من لا يقنت، ومنهم من يتوضأ من الحجامة والرعاف والقيء، ومنهم من لا يتوضأ، ومنهم من يتوضأ من مس الذكر ومس النساء بشهوة، ومنهم من لا يتوضأ... ومع هذا فكان بعضهم يصلي خلف بعض“
«Да, разрешается им совершать намаз друг за другом, как совершали сподвижники и те, кто следует им, а также четыре имама после них. Они совершали друг за другом намаз, при том что между ними были разногласия в упомянутых и других вопросах. Никто из саляфов не говорил, что нельзя совершать намаз за другими, а кто отрицает это, тот заблудший приверженец нововведений, противоречащий Корану, Сунне и единогласному мнению имамов из числа саляфов. Среди сподвижников и их последователей были читающие басмалу и не читающие ее, были те, кто читал кунут в утреннем намазе, и те, кто не читал, кто обновлял омовение после кровопускания, выхода крови и гноя и кто не обновлял, кто обновлял омовение из-за прикосновения к противоположному полу с вожделением и кто не делал этого. При всем этом они совершали намаз друг за другом» (Маджму аль-Фатава. Т. 23. С. 374).
Кто утверждает, что это нововведение, тот опровергает слова Пророка (салляЛлагьу г1алайгьи ва саллям):
(إذا حكم الحاكم فاجتهد ثم أخطأ فله أجر) صحيحه البخاري برقم:( 7352) عن عمرو بن العاص رضي الله عنه
«Если судья примет решение по своему иджтихаду и ошибется, ему будет одно вознаграждение»[2]. Всевышний Аллах не вознаграждает за нововведение. Тот, кто вводит недозволенные новшества, будет подвергнут мучительному наказанию, как сказал Всевышний Аллах:
{ لهم عذاب عظيم } [البقرة/7]
«И им великое наказание» («Аль-Бакара», аят 7).
А те два аята [,приведенные выше,] повествуют о тех, кто противится ясным доказательствам, а не о тех, чьи разногласия касаются иносказательных хадисов и аятов, их понимания. Между этими двумя понятиями огромная разница, они даже не сопоставимы друг с другом.
Отсюда становится ясно, что намаз за людьми, совершающими тавассуль посредством Пророка (салляЛлагьу г1алайгьи ва саллям) после его перехода в иной мир, действителен. Потому что они в этом вопросе следуют за имамом истинного пути - Ахмадом ибн Ханбалом, да будет милостив к нему Аллах, прав он в своем иджтихаде или ошибся. А тот, кто говорит, что намаз за ними недействителен, тот противоречит имамам истинного пути.
Теперь что касается вопроса о том, что следовать мазхабам принуждают по политическим соображениям. Распространение этих мазхабов было обусловлено тем, что нашлись ученые, которые обучали людей этим мазхабам. Но скажите, каким образом вы распространили отрицание мазхабов? Разве вы не обязали отказаться от них везде, где вы верховодите? Вы запретили обучать людей мазхабам, назначили учителями своих ученых и стали вредить тем, кто не следует вашей методике. Вы изгнали их из всех городов, которые подвластны вам. Вы напрасно подозреваете людей в том, в чем погрязли вы сами.
Источник:
http://sufizm.org/