Mar 27, 2012 10:29
Сказал имам Абу Бакр ибн Фурак аль-Асбахани (ум. 406 г.х.) комментируя раздел «истава аля арш» из книги «Таухид» ибн Хузеймы:
ثم ذكر صاحب التصنيف بابا ترجمه ب لاستواء على العرش ، وأوهم معنى التمكن والاستقرار. وذلك منه خطأ ، لأن استواءه على العرش سبحانه ليس على التمكن والاستقرار ، بل هو على معنى العلو بالقهر والتدبير وارتفاع الدرجة بالصفة ، على الوجه الذي يقتضي مباينة الخلق .
«Упомянул автор (ибн Хузейма) раздел рассказывающий об "истава аля арш", и предполагается (истава) в смысле занимания места и утверждения. И это от него ошибка, потому что "истава аля арш" не является (в смысле) занимания места и утверждения, напротив это в смысле высокого положения, владения и управления, (также) возвышенность положения с сифатом со стороны, которое требует отличие от творений»
[Ибн Фурак, «Мушкиль аль-Хадис», стр. 229]
Сказал имам Шамсуддин аз-Захаби (673-748 г.х.) в «Сияр аълям ан-Нубаля» в биографии ибн Фурака:
قلت : كان أشعريا ، رأسا في فن الكلام ، أخذ عن أبي الحسن الباهلي صاحب الأشعري.
«Я (Захаби) говорю: был ашаритом, и главой в науке Калям (наука Акыды), брал знания от Абиль Хасана аль-Бахали последователя (друга, видящего, посещавший его маджлисы т.е. ученика) Абуль Хасана аль-Аш`арии».
[Аз-Захаби, «Сияр аълям ан-Нубаля», том 17, стр. 215]
сыфаты,
Истава,
ибн Фурак,
акыда,
аз-Захаби