Получают ли они пользу от деяний других? Можно ли читать Коран над усопшими?
В наши дни часто можно услышать такие вопросы от простого мусульманина. Некоторые люди приводят в качестве доказательства того, что мёртвые не получают пользу от деяний других, следующий аят и хадис:
قال تعالى: " وَ أَنْ لَيْسَ لِلْاِنْسَانِ إِلاَّ مَا سَعَى "
«Всевышний сказал (смысл): “Человек не получит ничего, кроме того, к чему он стремился”».
قال الرسول: " إِذَا مَاتَ ابْنُ آدَمَ انْقَطَعَ عَمَلُهُ إِلاَّ مِنْ ثَلاَثٍ، صَدَقَةٌ جَارِيَةٌ، أَوْ عِلْمٌ يُنْتَفَعُ بِهِ، أَوْ وَلَدٌ صَالِحٌ يَدْعُو لَهُ "
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда умирает сын Адама, то обрываются его деяния, кроме трёх: непрерывная милостыня, знания, от которых получают пользу, благородный сын, который будет молиться за него» (привели Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Нисаи, ал-Бухари).
Что касается этого аята, то он отменён следующими аятами Корана:
قال تعالى: " وَ الَّذِينَ جَاؤُوا مِنْ بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَ لِأِوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ "
«А те, которые пришли после них, говорят: ”Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас”».
قال تعالى: " وَالَّذِينَ آمَنُوا وَاتَّبَعَتْهُمْ ذُرِّيَتَهُمْ بِإِيمَانٍ أَلْحَقْنَا بِهِمْ ذُرِّيَتَهُمْ وَ مَا أَلَتْنَاهُمْ مِنْ عَمَلِهِمْ مِنْ شَيْء "
«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний».
Первый аят указывает на то, что человек получает пользу от молитвы другого верующего, прочтённой для него, хотя они вместе с их молитвами не являются тем, к чему он стремился, иными словами, не являются их деяниями. Второй аят указывает на то, что дети, супруги присоединятся к степени своих праведных отцов и супругов, как знак почитания их. И они получат пользу от их благих деяний, хотя они вместе со своими деяниями не являются тем, к чему они стремились, то есть также не являются их деяниями.
Отсюда следует, что тот аят, который приводят многие в качестве доказательства того, что усопшие не получат никакой пользы от деяний других, отменяется этими двумя аятами. Понимание этих двух аятов Корана представителями ахлу сунна ва ал-джамаа подтверждает хадис, переданный ат-Табарани в своём труде от Ибн Аббаса, в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِذَا دَخَلَ أَهْلُ الْجَنَّةِ الْجَنَّةَ سَأَلَ أَحَدُهُمْ عَنْ أَبَوَيْهِ وَ زَوْجَتِهِ وَ وَلَدِهِ فَيُقَالُ لَهُ: أَنَّهُمْ لَمْ يُدْرِكُوا مَا أَدْرَكْتَ فَيَقُولُ يَا رَبِّ إِنِّي عَمِلْتُ لِي وَ لَهُمْ فَيُؤْمَرُ بِإلْحَاقِهِمْ بِهِ
«Когда обитатели Рая войдут в Рай, то один из них спросит о своём отце, своей жене, своём сыне, и ему скажут, что они не постигли то, что он постиг. Он скажет: “О Господь, я совершал деяния для себя и для них”. Тогда повелевают воссоединить их с ними».
Хотя этот хадис и содержит в своей цепочке передатчиков Мухаммада ибн Абдуррахмана ибн Газвана, а он слабый передатчик, всё же этот хадис имеет непрерывный иснад. Привёл его ал-Баззар от Ибн Аббаса, также Ибн Касир и Ибн Аби Хатим упоминают подобный ему хадис мавкуф (хадис, переданный сподвижником), и это усиливает данный хадис («Тафсир» Ибн Касира, 4/242; «Тафсир» ал-Куртуби, 17/67).
А вот что говорит Ибн Таймиййа относительно этого аята: «Некоторые думают, что мёртвый не получит пользы от совершения живым человеком видов поклонения, выполняемых телом, на что указывает аят Корана (смысл): “Человек получит только то, к чему он стремился”. Но дело обстоит не так. Если исходить из данного аята, то получение пользы мёртвым человеком от совершения живым человеком видов поклонения, выполняемых телом, такое же, как получение им пользы от видов поклонения, выполняемых имуществом.
А тот, кто утверждает, что данный аят противоречит одному из этих двух пониманий и не противоречит другому, то его слова несостоятельны. Более того, это, с точки зрения аята, подобно получению пользы мёртвым от молитв (дуа), испрашивания прощения грехов (истигфар), заступничества (шафаат). Мы во многих местах разъяснили это и привели более тридцати доказательств, основанных на Шариате, указывающих на получение пользы мёртвым человеком от стремлений, деяний другого. Наоборот, данный аят отрицает присвоение, обладание деяниями другого и не отрицает получение им пользы от них. Отнюдь не означает, что человек не получит пользу от чего-либо, обладателем чего он не является. Это не что иное, как ложь в религиозных и мирских делах» («ар-Расаилу ал-мунирату», 3/209).
Что касается хадиса: «Когда сын Адама умирает, его дела обрываются, кроме трёх...», то и он противоречит многим аятам Корана, он также противоречит и этому аяту: «Человек получит только то, к чему он стремился». Ведь хадис указывает на то, что человек получит пользу от стремления своего сына, хотя сам аят гласит о том, что он получит только то, к чему сам стремился. Нельзя утверждать то, что праведный сын является приобретением (касб) или стремлением отца, приводя в качестве доказательства хадис, в котором Посланник (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «И его сын есть его присвоение...» Данный хадис считается хадисом маълул (хадис, в тексте или иснаде которого есть причина), потому что в нём есть два неизвестных передатчика (маджхул) и он недостоверный.
Также этот хадис приводят для разъяснения дозволенности отцу питаться из приобретённого его сыном, в том смысле, что только сыном приобретённое имущество является продолжением приобретения отцом материальных благ, как об этом сказано в хадисе Посланника (мир ему и благословение Аллаха): «Ты и твоё имущество (принадлежите) отцу». Приобретённое сыном и то, к чему он стремился во всех аспектах, не является приобретением и стремлением отца, согласно этому хадису, который они приводят в качестве доказательства того, что сын является приобретением отца, как об этом сказано в хадисе: «Поистине, лучшее, что поел человек, - своё приобретённое (имущество), и поистине, сын есть приобретение отца».
Также если мы скажем, что стремление сына есть стремление отца, то это может указать на то, что отца накажут за грехи сына, подобно тому, как он благоденствует за его хорошие деяния. Это не скажет разумный человек, не говоря уже об учёном. Если мы такое скажем, то это означает, что Нуха спросят и накажут за неверие сына, а это невозможно. Отсюда становится очевидным, что хадис «Когда умирает сын Адама, то обрываются все его деяния, кроме трёх...» противоречит этому аяту Корана: «Человек получит только то, к чему он стремился», и этому: «А те, которые пришли после них, говорят: ”Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!”, ибо данные аяты Корана указывают на то, что человек получает пользу от последующих людей, хоть их молитва и не является его стремлением и противоречит этому аяту: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний». Данный аят указывает на то, что отцы, дети и супруги получают пользу от благих деяний своего потомства, хоть отец и муж не являются праведным сыном, который прочтёт за них молитву. Он также указывает на то, что не является его приобретением, а также он противоречит многим достоверным хадисам, вот некоторые из них:
1. В хадисе, переданном Ахмадом, Муслимом, ан-Нисаи и Ибн Маджа, говорится, что один человек сказал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение): «Мой отец умер и не оставил завещание, ему поможет, если я выплачу милостыню за него?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да». Также слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто умер и за ним остался пост, пусть его родственник постится за него» (привели ал-Бухари и Муслим).
2. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Из-за заступничества одного человека из моей уммы в Рай войдёт такое количество людей, которое будет равняться количеству двух больших племён - Рабиа и Музар». Тогда один человек спросил: «Куда Рабиа до Музар?», на что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я говорю лишь то, что мне внушают» (привёл Ахмад с хорошим иснадом. «ат-Таргиб ва ат-тархиб» ал-Мунзири, 4/445-446).
3. Передаётся от Анаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, один человек заступится за двух и трёх» (привёл ал-Баззар. «ат-Таргиб ва ат-тархиб», 4/446).
4. Передаёт Аиша (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если за упокой умершего помолятся коллективно сто человек и попросят заступничества для него, то их заступничество будет принято» (привели Муслим, ан-Нисаи, ат-Тирмизи, а также имам Ахмад привёл подобный ему хадис от Маймунат). Он также противоречит хадисам о паломничестве (хадж), милостыни (садака), выплачиваемой за другого человека, о молитве, читаемой для обитателей могил при их посещении, - все эти хадисы указывают на то, что человек получает пользу от благих деяний других людей, от их молитвы, хоть они и не являются их праведными детьми. Отсюда следует, что хадис, который некоторые люди приводят в качестве доказательства, отменён этими аятами Корана и хадисами, противоречащими ему. Разве только если мы скажем: этот хадис приведён для разъяснения, а не для ограничения смысла, ибо известно от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что человек получает пользу после смерти от разного рода благих дел, а не только от этих трёх, о которых говорится в хадисе. Это подтверждает то, что он приведён для разъяснения того, что умерший получает пользу от дел, в том числе и от этих трёх. А если мы скажем, что хадис приведён для разъяснения, а не для ограничения, то доказывание через него и доказательства, приведённые им, недействительны.
Ибн Таймиййа, на которого они часто ссылаются, понимает это следующим образом. Он говорит: «Если верующий совершит греховный поступок, то от наказания он избавляется по десяти причинам ... или его братья-мусульмане молятся за него и заступаются за него, будь он живым или мёртвым, или дарят ему вознаграждение за свои благие деяния, чтоб Аллах дал им пользу от них» («ар-Расаил ал-мунира», 4/33).
Источник:
http://islamdag.ru/verouchenie/9078