Mar 08, 2012 11:49
Сказал Зайнуддин Ибн Раджаб (736-795 х/1335-1393 м) из ханбалитов, что у большинства ученых Ахли Сунны мнение таково, что мертвые слышат:
وقد وافقَ عائشةَ على نفْيِ سَماعِ الموْتى كلامَ الأحياءِ طائفةٌ مِن العلماءِ , ورجَّحه القاضي أبو يَعْلى مِن أصحابِنا في كتابِ الجامعِ الكبيرِ له .
واحتجّوا بما احتجَّتْ به عائشةُ , وبأنه يجوز أن يكونَ ذلك مُعْجِزةً مُختَصّةً بالنبي صلى الله عليه و سلم دونَ غيرِه ,وهو سَماعُ الموتى كلامَه .
وفي صحيحِ البخاري قال قتادةُ : أحياهم اللهُ تعالى يعني أهلَ القَلِيبِ حتى أسمعَهم قوْلَه توْبيخًا وتصغيرًا ونَقْمةً وحَسْرةً ونَدَمًا .
وذهَب طوائفُ مِن أهلِ العلمِ - وهم الأكثرونَ - , وهو اختيارُ الطبري وغيْرِه , وكذلك ذكَره ابنُ قُتيْبة وغيرُه مِن العلماءِ , وهؤلاء يحتجُّون بحديثِ القَلِيبِ
«Группа ученых согласилась с Айшей, в том, что мертвые не слышат речи живых, и это мнение предпочел Кадий Абу Яъля из наших асхабов (ханбалитов), в своей книге «Аль Джамиъуль Кабир».
И они привели в качестве довода то, что привела Айша, и то, что это может быть чудом специфическим для Пророка, салля Ллаху аляйхи ва саллям. И это чудо, слышание мертвыми его (Пророка) разговора.
И в Сахихе Аль Бухари: Къатада сказал: Аллах Всевышний оживил их, то есть тех, кто был в колодце Аль Къалиб, чтобы они услышали его слова в качестве упрека, унижения, мести, скорби и печали.
(То что мертвые слышат) Это мнение другой группы ученых - и их большинство - и это выбор Ат Табари и других, также это упомянул Ибн Къутайба и другие из ученых. И они приводят в качестве довода хадис о колодце Аль Къалиб».
Источник: Ахвалюль Къубур ва Ахвалю Ахлиха илян Нушур: 133
Бейрут: Даруль Китабиль Араби: 1414/1994
слышание мертвых,
Зайнуддин Ибн Раджаб,
аль-Фатава,
мертвые