Чтение Курана для мертвых

Mar 08, 2012 10:55


بسم الله الرحمن الرحيم

Говорится в книге «Аль-Мавсуатуль Фикхиятуль Кувейтия» о чтении Курана и отправлении вознаграждения за это мертвым:

قِرَاءَةُ الْقُرْآنِ لِلْمَيِّتِ وَإِهْدَاءُ ثَوَابِهَا لَهُ

ذَهَبَ الْحَنَفِيَّةُ وَالْحَنَابِلَةُ إِلَى جَوَازِ قِرَاءَةِ الْقُرْآنِ لِلْمَيِّتِ وَإِهْدَاءِ ثَوَابِهَا لَهُ ، قَال ابْنُ عَابِدِينَ نَقْلاً عَنِ الْبَدَائِعِ : وَلاَ فَرْقَ بَيْنَ أَنْ يَكُونَ الْمَجْعُول لَهُ مَيِّتًا أَوْ حَيًّا ، وَالظَّاهِرُ أَنَّهُ لاَ فَرْقَ بَيْنَ أَنْ يَنْوِيَ بِهِ عِنْدَ الْفِعْل لِلْغَيْرِ أَوْ يَفْعَلَهُ لِنَفْسِهِ ثُمَّ بَعْدَ ذَلِكَ يَجْعَل ثَوَابَهُ لِغَيْرِهِ .
وَقَال الإِْمَامُ أَحْمَدُ : الْمَيِّتُ يَصِل إِلَيْهِ كُل شَيْءٍ مِنَ الْخَيْرِ ، لِلنُّصُوصِ الْوَارِدَةِ فِيهِ ؛ وَلأَِنَّ النَّاسَ يَجْتَمِعُونَ فِي كُل مِصْرٍ وَيَقْرَءُونَ يُهْدُونَ لِمَوْتَاهُمْ مِنْ غَيْرِ نَكِيرٍ فَكَانَ إِجْمَاعًا ، قَالَهُ الْبُهُوتِيُّ مِنَ الْحَنَابِلَةِ .
وَذَهَبَ الْمُتَقَدِّمُونَ مِنَ الْمَالِكِيَّةِ إِلَى كَرَاهَةِ قِرَاءَةِ الْقُرْآنِ لِلْمَيِّتِ وَعَدَمِ وُصُول ثَوَابِهَا إِلَيْهِ ، لَكِنِ الْمُتَأَخِّرُونَ عَلَى أَنَّهُ لاَ بَأْسَ بِقِرَاءَةِ الْقُرْآنِ وَالذِّكْرِ وَجَعْل الثَّوَابِ لِلْمَيِّتِ وَيَحْصُل لَهُ الأَْجْرُ .
قَال الدُّسُوقِيُّ : فِي آخِرِ نَوَازِل ابْنِ رُشْدٍ فِي السُّؤَال عَنْ قَوْله تَعَالَى : { وَأَنْ لَيْسَ لِلإِْنْسَانِ إِلاَّ مَا سَعَى } ، قَال : وَإِنْ قَرَأَ الرَّجُل وَأَهْدَى ثَوَابَ قِرَاءَتِهِ لِلْمَيِّتِ جَازَ ذَلِكَ وَحَصَل لِلْمَيِّتِ أَجْرُهُ.
وَقَال ابْنُ هِلاَلٍ : الَّذِي أَفْتَى بِهِ ابْنُ رُشْدٍ وَذَهَبَ إِلَيْهِ غَيْرُ وَاحِدٍ مِنْ أَئِمَّتِنَا الأَْنْدَلُسِيِّينَ أَنَّ الْمَيِّتَ يَنْتَفِعُ بِقِرَاءَةِ الْقُرْآنِ الْكَرِيمِ وَيَصِل إِلَيْهِ نَفْعُهُ وَيَحْصُل لَهُ أَجْرُهُ إِذَا وَهَبَ الْقَارِئُ ثَوَابَهُ لَهُ ، وَبِهِ جَرَى عَمَل الْمُسْلِمِينَ شَرْقًا وَغَرْبًا ، وَوَقَّفُوا عَلَى ذَلِكَ أَوْقَافًا ، وَاسْتَمَرَّ عَلَيْهِ الأَْمْرُ مُنْذُ أَزْمِنَةٍ سَالِفَةٍ .
وَالْمَشْهُورُ مِنْ مَذْهَبِ الشَّافِعِيِّ أَنَّهُ لاَ يَصِل ثَوَابُ الْقِرَاءَةِ إِلَى الْمَيِّتِ .
وَذَهَبَ بَعْضُ الشَّافِعِيَّةِ إِلَى وُصُول ثَوَابِ الْقِرَاءَةِ لِلْمَيِّتِ .
قَال سُلَيْمَانُ الْجَمَل : ثَوَابُ الْقِرَاءَةِ - لِلْقَارِئِ ، وَيَحْصُل مِثْلُهُ أَيْضًا لِلْمَيِّتِ لَكِنْ إِنْ كَانَ بِحَضْرَتِهِ ، أَوْ بِنِيَّتِهِ ، أَوْ يَجْعَل ثَوَابَهَا لَهُ بَعْدَ فَرَاغِهَا عَلَى الْمُعْتَمَدِ فِي ذَلِكَ

«Чтение Курана для мертвого и дарение этого саваба ему:

Ханафиты и ханбалиты придерживаются дозволенности чтения Курана для мертвого и дарения этого саваба ему.

Передал Ибн Абидин с книги «Бадаиу» (автора Аль-Касании): «Нет различия между тем, кому отправляют, мертвый он или живой. И понятно, что так же нет различия между тем, намеревался он на это в начале чтения и тем, что он прочтет для себя и после отправит саваб другому».

Сказал Имам Ахмад: «Дойдет до мертвого саваб всех благих дел. Довод этого нассы которые пришли по этой теме, а также то, что люди собирались во всех странах читали Куран и отправляли его саваб мертвым без каких либо порицаний на это. И это было единогласием». Передал это Аль-Бухути из Ханбалитов.

Прежние маликиты придерживались мнения о том, что нежелательно читать Куран для мертвых и что не дойдет до них саваб этого чтения. Но более поздние ученые из маликитов  придерживаются того, что нет никакой проблемы в чтении Курана и зикра и отправления саваба за это мертвому, а так же говорят, что дойдет до мертвого вознаграждение.

Сказал Дусуки в последней части книги Ибн Рушда «Ан-Навазиль» в ответе на вопрос об аяте «Человеку лишь - то, в чем он усердствовал» (53:39): «Если человек почитает Куран и подарит саваб чтения мертвому это дозволено и дойдет до мертвого его вознаграждение».

Сказал Ибн Хиляль: «То мнение по которому давал фатву Ибн Рушд и придерживались наши Андалусские Имамы это то что мертвые воспользуются от чтения Священного Курана и дойдет до них польза чтения и его вознаграждение, когда подарит читающий свой саваб ему. Таким образом обстояло дело мусульман на востоке и на западе. И придерживались этого твердо, и продолжалось это дело так же с древних времен».

Известное мнение в масхабе Шафии то, что не дойдет саваб чтения до мертвого, но некоторые из масхаба Шафии придерживаются того что дойдет саваб чтения до мертвого.

Сказал Сулейман Аль-Джамаль: «Саваб чтения принадлежит чтецу, но такой же саваб есть для мертвого, если это в его присутствии или намерение было таковым или если он отправит саваб мертвому после окончания чтения. И это по достоверному мнению».

Источник: Аль-Мавсуатуль Фикхиятуль Кувейтия: 33/60-61
Кувейт: 1404-1427
http://al-fatava.com/forums/index.php?showtopic=65

аль-Фатава, фикх, коран, фетвы, передача вознаграждения мертвым, мертвые

Previous post Next post
Up