Оригинал взят у
asharit в
Азкары после намаза: громко или про себя? بسم الله الرحمن الرحيم
Азкары после намаза: громко или про себя?
Каким образом читать азкары после намаза? Громко или про себя? Что говорят по этому поводу авторитетные ученые?
Великий шафиитский факих, мухаддис, аскет, шейхуль Ислам, имам Яхья ибн Шараф ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) в своей книге «Равдату ат-толибин» сказал:
قلت السنة أن يكثر من ذكر الله تعالى عقب الصلاة وقد جاءت في بيان ما يستحب من الذكر أحاديث كثيرة صحيحة أوضحتها في كتاب الأذكار ويسن الدعاء بعد السلام سرا إلا أن يكون إماما يريد تعليم الحاضرين الدعاء فيجهر
«Сунной является увеличивать поминание Всевышнего Аллаха после намаза, и поистине пришло пояснение того, что желательно произносить из азкаров множество достоверных хадисов которым я дал разъяснение в книге «аль-Азкар». Желательно читать дуа после саляма про себя, кроме того случая, когда имам желает обучить присутствующих этим дуа, то в этом случае имам читает их громко».
[Имам ан-Навави, «Равдату ат-толибин», баб ар-раби’у фи сифат ас-салят]
Также имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) сказал в «аль-Маджмуъ»:
وهكذا قال أصحابنا : إن الذكر والدعاء بعد الصلاة يستحب أن يسر بهما إلا أن يكون إماما يريد تعليم الناس
فيجهر ليتعلموا ، فإذا تعلموا وكانوا عالمين أسره
«И так же сказали наши товарищи, что поистине желательным являтся читать азкары и дуа после намаза про себя, кроме как если имам желает обучить людей, то в таком случае он читает их громко чтобы обучить их. Когда же он научит их, и они станут знающими, то имам будет читать про себя».
[Имам ан-Навави, «аль-Маджмуъ», баб сифат ас-салят]
Шафиитский ученый, имам Ахмад ибн Накиб аль-Мисри (702-769 х/1302-1368 м) в книге «Умдат ас-Салик» сказал о нашей теме, и сделал шарх на его слова шейх Мухаммад Захри аль-Гамрави (ум. 1337 х/1918 м). В скобках слова Ибн Накиба:
(و يندب ذكرالله تعالى و الدعاء) و قد استوعب ما يأتى في السنة من الذكر و الدعاء عقب الصلوات الإمام النووي في الاذكار (سرا) إلا أن يريد الإمام التعليم فيرفع (عقيب الصلاة...)
(И является желательным поминать Всевышнего Аллаха и делать дуа) и поистине полностью охватил то, что пришло из Сунны из азкаров и дуа после намазов имама ан-Навави в своей книге «аль-Азкар», (про себя) кроме того, когда имам желает обучить, то в этом случае он поднимает свой голос (после намаза).
[«Анвар аль-Масалик», стр. 103]
Шафиитский ученый, имам Абдуллах ибн Абдуррахман Бафадль аль-Хадрами (850-918 х/1446-1512 м) сказал в своей книге «Масаил ат-та'лим» более известной как «аль-Мукъаддима аль-Хадрамия» сказал:
فصل في سنن بعد الصلاة وفيها
ويندب الذكر والداء عقب الصلاة ويسر به إلا الإمام المريد تعليم الحاضرين فيجهر إلى أن يتعلموا
Раздел о желательных действиях после намаза.
«Является желательным чтение азкаров и дуа после завершения намаза, и читать их про себя, кроме как для имама, желающего обучить присутствующих. В этом случае он (имам) читает громко до тех пор, пока они не обучатся».
[«аль-Мукъаддима аль-Хадрамия фи фикхи ас-садати аш-Шафиийя», стр. 101. Дар аль-Минхадж]
Индийский ученый из мазхаба имама аш-Шафии - Зайнуддин аль-Малибари (ум. 987 х/1579 м) в шархе своей книги «Къурратуль ‘Айн би Мухиммати д-Дин» которой дал название «Фатхуль Му’ин» сказал:
(و) سن (ذكر ودعاء سرا عقبها) أي الصلاة.
أي يسن الاسرار بهما لمنفرد ومأموم وإمام لم يرد تعليم الحاضرين
«(И) желательно (чтение азкаров и дуа про себя) после намаза. То есть является желательным читать про себя для того, кто совершает намаз один, для того, кто совершает намаз в джамаате (маъмум) и для имама, который не желает обучить присутствующих».
[Зайнуддин аль-Малибари, «Фатхуль Му’ин», стр. 45. Дар ат-Таква]
Шейх Мухаммад Амин аль-Курди (1332 х/1913 м) сказал в своей книге «Танвир аль-кулюб»:
فيقول عقب السلام: ((استغفرالله العظيم الذي لا إله إلا هو الحي القيوم و أتوب إليه (ثلاثا) اللهم انت السلام و منك السلام تباركت و تعاليت يا ذا الجلال و الإكرام)) و اّية الكرسي مرة و التسبيح ثلاثا و و ثلاثين، و التحميد كذلك، و التكبير كذلك، و تمام المئة ((لا إلاه إلا الله وحده لا شريك له، له الملك، و له الحمد، و هو على كل شيء قدير)) ثم يدعو بالدعاء الوارد و هو: ((اللهم اني اسالك موجبات رحمتك، و عزائم مغفرتك، والسلامة من كل إثم، و الغنيمة من كل بر، و الفوز بالجنة، و الجاة من النار، اللهم إني اعوذبك من الهم و الحزن، و اعوذبك من العجذ و الكسل، و اعوذبك من البخل و الجبن و الفشل، و من غلبة الدين و قهر الرجال)) و يسر به المفرد و المأموم و الإمام إلا إن كان يريد تعليم الحاضرين فيجهر إلى أن يتعلموا.
И сказать после салама «Астагъфируллагьаль г1азыма ллязи ля илягьа илля гьуваль х1айюль къайюма ва атубу иляйгьи» три раза, затем «Аллагьумма анта ссалям вам инка ссалям табаракта ва таг1алайта я заль джаляли валь икрам», и Аят аль-Курси один раз, и тасбих 33 раза и так же тахмид и такбир, и дополнить до ста: «Ля илягьа илля ллагьу вах1дагьу ля шарика лягьу, лягьуль мульку ва лягьуль х1амду, ва гьува г1аля кули щайин къадир», затем взывать мольбой «Аллагьумма инни асъалюка…» и произносит все это про себя, человек совершающий намаз в одиночестве, человек совершающий намаз с джамаатом и имам, кроме как если он желает обучить присутствующих (маъмумов), то в этом случае он произносит все это вслух до тех пор, пока они не обучатся.
[Мухаммад Амин аль-Курди, «Танвир аль-кулюб», стр. 152-153. Мактаб аль-Марзук.]
Итог: Мусульманин, который совершает намаз в одиночку, или коллективно (джамаатом) за имамом, после намаза азкары читает про себя. Тому же, кто руководит намазом, желательно после намаза читать азкары громко в том случае, если он желает обучить азкарам тех мусульман, которые их не знают. Если же он знает, что все присутствующие на коллективном намазе знают азкары, то ему желательно читать азкары про себя, как мы видим это из слов ученых.