я не считаю, что я более «компетентна» в вопросах общения с детьми из-за того, что из моей письки вышло двое и с одним из них я продолжаю жить. Я считаю, что чем выше у человека искренность, ясность мышления - тем больше у него шансов найти тот способ взаимодействия, который позволит жить более свободно и ребенку, и родителю. И часто как раз то, что человек не рожал и не жил с ребенком, позволяет ему быть более трезвым в оценке ситуации, сложившейся в семье - потому что этот злоебучий ( ©
Каури :) ) материнский инстинкт его пока не изуродовал.
Как пример - простая фраза Нерпы (крупный шрифт - мой):
Не понимаю, почему любому другому челу,например Яну, ты можешь сказать "Брысь,я сейчас хочу побыть одна",а Алисе тоже самое ты сказать не можешь.Именно в этом и проявляется родительская подстилочность - ты не можешь отказать ребенку во внимании и начинаешь совершать кучу механических отравляющих действий - проявлять неискренность,придумывать разные отговорки,способы манипулирования,или уделять ей внимание, когда тебе этого не хочется.Во-первых, это все тебя отравляет и заебывает, во-вторых, Алиса привыкает к тому, что ты ей уделяешь внимание всегда, когда она захочет, становится самодовольной капризной тираншей,в-третьих, она у тебя перенимает привычку испытывать неловкость и чувство вины в ситуациях, когда она хочет заниматься своими делами,т.е.ты учишь ее испытывать чувство вины и неловкость за свои желания.
У «нормального» родителя в ответ сразу же возникнет куча НЭ вроде «ну как же не понять - одно дело, сказать такое мужу, а другое - дочери!!!» - а главное, у него самого такой вопрос просто не возникнет. Потому что и так понятно, и думать на эту тему нечего.
Я поняла, что у меня уверенность на 10, что если я не выполню желание Алиски, то она залипнет в НЭ и "мне же потом это разгребать" (такая уверенность сформировалась на основании долгой совместной жизни с Толей - там работает до сих пор именно такой принцип) - и я механически действую именно на основании этой уверенности.
Решила провести эксперимент - а как же она реально себя поведет, когда я не буду выполнять ее желания? Или выполнять, но отсроченно - тогда, когда мне захочется?
Дальше - длинный отчет по дням)
03.01.11
- Иногда я чего-то не хочу - например, ща больше не хочу здесь валяться. Алис, вот например я тебе хотела лапу поцеловать, попросила - а ты не захотела, …
- (перебивает) На, целуй! (желание подстелиться с целью и дальше общаться)
- Нет, я хочу тебе про другое объяснить - вот тебе не захотелось, чтобы я тебе лапу целовала - так же мне сейчас не хочется с тобой валяться. Я ведь тебя не заставляла давать мне лапу целовать - не хочу, чтобы ты меня заставляла что-то делать. А иногда я хочу что-то делать, например, у меня есть желание сейчас попечатать - и я хочу именно это делать. Вот как у тебя возникает желание посмотреть мульты - ты просишь, я тебе включаю. И я тоже хочу реализовывать свои желания.
- Хочу про щеняток посмотреть!
Я ей включила про щенят, еще раз сказала: «Если я хочу что-то делать, я тебе про это говорю - и ты мне не мешаешь, так же как и я тебе не мешаю, когда ты что-то делаешь. Договорились?» - «Договорились!»
Не знаю, что из этого получится - думаю, что еще не раз придется объяснять, но начало положено.
...
- Мы с Яном ща хотим побыть вдвоем, без тебя. (Ян сказал то же самое). Хочу, чтобы ты у себя в комнате поиграла, мульт посмотрела - и не заходила, пока я тебя не позову/сама к тебе не приду.
- Да, пойду мульт про щеняток смотреть, потом приду… (убегает, не выражает НЭ - не не поняла, что прошу не заходить, пока не позову/сама не выйду. Тем не менее, после этого долго не забегала - спокойно поеблись))
04.01.11
-Я хочу про ящерку, как она бегала на маленьких лапках (это ролик на ютубе, вчера смотрели - понра всем)
(после того, как несколько раз посмотрели ролик - этот и еще один)
- Ща еще раз смотрем ролик, а потом я своими делами занимаюсь - ладно, договорились?
- хорошо.
(посмотрели ролик)
- Еще хочу!
- Не, мы договорились - я ща своими делами занимаюсь.
- тогда хочу про рыбок (нет недовольства)
- могу тебе на телике включить
(короткая гримаса недовольства, потом опять радостно улыбается)
- да, хочу на телике мультик или фильм. Не про рыбок, не знаю, какой
- пошли выберем.
- ага!
...
- Я хочу игру с китом!
- ща я фильм досмотрю (оставалось минуты 3) и тебе достану
спокойно ждала, но болтала рядом - не попросила замолчать, т.к. был сх, что она раскапризничается. Ща прп, что такая вероятность была невелика - просто тупо пялилась в фильм, не анализировала свои поступки.
...
- Я ща хочу «взрослый» (хочу др эпитет подбирать - напр, «фильм, который не хочу, чтобы ты смотрела») фильм посмотреть без тебя - чем ты хочешь заняться?
- Змейкой (берет игруху), еще «про кита» с собой возьму (новая игра) и буду с ними про щенят смотреть.
не было НЭ, просто приняла к сведению, что я хочу быть без нее - клево! До сих пор остается механическая уверенность, что в этой ситуации я «виновата», а ребенок «должен» обидеться - кроме накопления опыта таких ситуаций цлс прямое устранение этой уверенности.
06.01.11
вечером сорвалась в раздражение после того, как несколько раз договаривалась с Алисой, что она не будет входить в спальню (я там не одна была :) ), а она туда забегала. Уже раздраженным тоном сказала ей, что не хочу, чтобы она мешала мне делать то, что я хочу - я же ей не мешаю делать то, что она хочет? Она разревелась, ушла от меня - потом (минут через 7) заглянула к себе в спальню (оттуда мы ушли, т.к. все равно не давали нам заниматься тем, чем мы хотели), а она уже дрыхнет!
Это был единственный случай за 5 дней, когда не удалось договориться.
07.01.11
- пойдем со мной матрешку искать!
- я ща не хочу, я хочу печатать
(недовольная мордочка, тянет за руку) - пойдем, я без тебя не могу!
- я не хочу. Где ты ей играла?
- под елкой
- поищи там
- не, не хочу, там нет матрешки… (уже спокойная) Я сейчас голодная и хочу поесть зернышек (стоит лопает))!
считаю, что здесь было рж получить матрешку + мж внимания от меня + отсутствие желания искать матрешку. Когда я дала понять, что если она хочет реализовать свое желание, она может сделать это сама - она выбрала решить, что она этого сделать не сможет, но и поняла, что я этого не хочу - т.е. просто забила на это желание и стала реализовывать другое. Считаю, что если бы было только мж иметь игруху - настаивала бы на том, чтобы ее получить.
...
- я хочу спать!
- давай я тебе подгуз надену, а сама еще попечатаю
- хорошо
(улеглась, через минуту ко мне пришлепала)
- не могу заснуть! (не ноющим голосом, без различимых НЭ)
- я ща не хочу, приду позже. Если не хочешь спать - поиграй.
- не, не могу заснуть…
через минуту молча пошла в мою спальню.
08.01.11
после общения с бабкой, которая по ней «соскучилась» и развлекала, пыталась опять меня доебывать требованием внимания, не хотела играть сама. Когда поняла,что я все равно буду делать то, что хочу - сначала обиделась, потом (после нескольких объяснений, что я буду делать то, что мне хочется) стала играть сама. Но еще и на след.день были проявления насильника, каких не было с тех пор, как я стала проводить эксперимент.
11.01.11
За прошедшие 2 дня несколько раз отказывала в немедленном выполнении ее желаний, объясняла своим нежеланием что-то делать/желанием сначала доделать то, что хочу, а потом помочь ей - не было обиды, агрессии. Во время этого чаще всего она проговаривала: «Вот сейчас тебе захочется…» или «Вот ты закончишь, и …» - спокойно ждала, не напоминая.
Ща объяснила, что не хочу включать ей мульт - без причины, просто не хотела отвлекаться, пока не доделаю необходимую неприятную работу - она обиделась, но не проявляла агрессии, с недовольным коротким писком ушла в свою комнату после того, как я сказала, что ща хочу, чтобы меня не отвлекали. Через минут 20 мне стало интересно, что она делает - она играла, попросила починить игруху (та сломалась, скорее всего, не в тот момент, когда я вошла - т.е. она хотела целую игруху, но не звала меня на помощь), потом сказала «Когда ты меня позовешь - я пойду в зал?» - т.е. она поняла, что я ей объяснила, согласилась не мешать и ждала, когда я сама к ней подойду. Она не была напугана, обижена - когда она поняла, что я свободна, так же стала просить что-то, чего ей хочется, так же ждать, пока я захочу ей помочь.
19.01.11
Несколько дней не делала записи. Вышла на работу - стала меньше общаться с Алисой, сначала она вечерами стала опять обижаться, если я не уделяю ей внимания, капризничать, цепляться за меня - почти как раньше. Прошло дня 4 - она привыкла, сейчас такое поведение где-то в течение получаса, и не каждый день.
Предполагаю, что больше не будет желания делать записи на эту тему - процесс запущен, результаты сразу видны, изменения в моей жизни, в моих и Алискиных проявлениях - существенные, испытываю радость и удивление - как просто оказалось изменить свою жизнь!
Коротко: до эксперимента по объяснению «у меня есть свои желания, их я реализую в первую очередь, а твои - когда захочу» - у меня много времени уходило на общение с Алисой. Большую часть этого времени я испытывала нежелание общаться, но заставляла себя, т.к. была уверена, что если отказать ребенку во внимании - она обязательно залипнет в НЭ, и «мне же ее успокаивать».
После 17 дней эксперимента (он уже в образ жизни перешел :) ) - достаточно сказать «Я ща хочу одна побыть (часто еще добавляю «а ты пока можешь…» - если она не ищет себе занятия. Это работает, ща хочу заменять на «подумай, чем ты хочешь заняться»)» - часто Алиса без проявления НЭ, - с улыбкой - уходит. Иногда обижается, убегает поплакать, успокаивается через пару минут и меня не доебывает. Потом общается без отчуждения. Если она что-то просит/предлагает поиграть, я говорю «ща я хочу допечатать (да, это основное, чем я дома занята :) )/доесть/…, а потом - когда захочу - с тобой поиграю» - она почти всегда реагирует ПЭ-шно, иногда уже сама говорит: «Вот ты допечатаешь - и когда захочешь починишь горку/еще что-то» до того, как я сказала, че я хочу. Чаще всего у меня быстро возникает желание оказать содействие такой клевой пупсятине, доделываю свои дела - и помогаю Алиске. Иногда увлекаюсь своими делами, проходит минут 10-20 - она в это время не доебывает меня напоминаниями, играет рядом/у себя в комнате.
У меня стало чаще возникать желание с ней пообщаться, потискаться. Я испытываю удовольствие, когда что-то ей объясняю (про это отдельно напишу). Клево укладываться с ней спать - тискаемся, целуемся (ой, и про это хочу написать :) ).