Действительно ли молодые ученые делают более инновационные исследования? Ответа на этот вопрос пока нет. Тем не менее, можно получить занятные данные, если проанализировать базу публикаций PubMed, что сделали в своем исследовании Пакален и Баттачаря (M. Packalen, J. Bhattacharya).
Для начала им пришлось определить, что такое инновационные исследования. Так как с 1946 года накопилось аж 21 миллион публикаций, то исследователям ничего не оставалось, как воспользоваться анализом названий статей. Программа выявляла одно два или три слова, которые повторялись наиболее часто, что определяет наиболее популярные темы исследований того времени. Я даже помещу под кат эту занимательную таблицу, которая достойна отдельного обсуждения. [Spoiler (click to open)]
Rank 1970s 1980s 1990s 2000s
1 Apoptosis Polymerase chain Microarray Small interfering RNA
2 HIV Polymerase chain reaction Oxide synthase MicroRNAs
3 cDNA RT-PCR Nitric oxide synthase Imatinib
4 Cytokines Transgenic Mitogen-activated protein miRNAs
8 Magnetic resonance imaging TNF-alpha Mitogen-activated protein kinase Clinicaltrials.gov
9 Targeting Human immunodeficiency virus Caspase 3 Bevacizumab
10 Database Interleukin Anti-apoptotic RNA siRNA
Конечно, делать исследования на модные темы, это не совсем то же самое, что и креативность, но корреляция, согласитесь, есть.
Вторая проблема, с которой столкнулись исследователи - невозможность определить возраст ученого. Остается только исследовать «карьерный возраст» - т.е. количество лет, которое прошло с момента первой публикации. График, демонстрирующий зависимость между «карьерным возрастом» и публикацией статей с модными заголовками говорит сам за себя:
Доля новых идей больше в начале карьеры. В целом, интересно отметить, что эти данные не говорят о абсолютном количестве публикаций, но, согласитесь, с годами на новые идеи тратится меньше времени. Означает ли это, что пожилые ученые являются отработанным материалом? К счастью нет. Если провести анализ «новизны» публикации в зависимости от возраста первого и последнего автора, то возникает интересная картина:
Оказывается, что молодость первого автора - это еще не всё. Последний автор - тот, то осуществляет надзор, имеет непосредственное отношение к новизне публикуемых идей. Похоже, что именно сотрудничество опытного и молодого ученых создает самые благоприятные условия для проверки новых идей и открытий.
Пожалуй, это может являться отличным воплощением известной поговорки «Если бы молодость знала, если бы старость могла».