Давно я ничего не писала про скандинавские фильмы. Вот решила возобновить традицию, и этот пост будет посвящен шведскому детективному сериалу про журналистку
Аннику Бенгтцон, снятому по мотивам серии романов писательницы Лизы Марклунд.
Сериал стартует, что называется, с места в карьер. Первая серия повествует о закулисных играх самой знаменитой научной премии мира - Нобелевской. Оказывается, не всё так просто в научных кругах, и не так уж непредвзята комиссия. Сегодня эта премия покрыта завесой некого сокровенного таинства, даже ярые критики с замиранием сердца ждут осени, так как и все в тайне жаждут оказаться в сокровенных списках. Ведь эта премия несёт не только награды и деньги, она дает самое важное - признание и власть. А разве может быть более притягательная причина для преступления, особенно если в нем замешаны лучшие умы? Остальные серии не отстают, тут есть все: и тайная жизнь мировых звезд спорта, политика, финансовые гиганты, - сюжеты разнообразны и непредсказуемы, но Анника Бенгтцон ухитряется всегда распутать даже самое неординарное преступление.
Отдельную ценность сериала составляет красочное и романтическое описание работы журналистов: ночевка в машине, выслеживание людей в погоне за интервью и даже работа под прикрытием в казино со стриптизом. И в каждой серии прослеживается основная идея - для журналистов нет ничего святого, не существует запретных тем и все методы допустимы, если они ведут к сенсации.
Как и большинство скандинавских фильмов, сериал про Аннику совсем не похож на голливудское творчество. Из классического набора, в который входят накаченные интеллектуалы с суперспособностями и длинноногими спутницами с идеальными чертами лица и белоснежной улыбкой присутствует только одна блондинка, с мимикой амфетаминовой наркоманки, что, правда, не лишает ее обаяния.
В отличие от другого скандинавского детективного сериала «
Убийства во Фьелльбакке» тут показана уже другая Швеция: не размеренная жизнь в деревне, где в шкафах прячутся покрытые пылью скелеты, а современный деловой город, полный интриг, зависти и алчности.
По сериям можно даже наблюдать эволюцию отдельно взятых семейных отношений глазами европейцев. Главная героиня полностью отдается своей самой большой страсти - работе, но это не помешало ей родить двух детей, которых она безмерно любит. Её муж не стесняется заступиться за супругу, когда его мать пытается завести шарманку «а вот если бы...» (Кстати, супруга главной героини играет тот же актер, что и мужа Эрики Фальк в «Убийствах во Фьелльбакке», везде поспел :) ). Со временем становится ясно, что у них очень разная жизнь, и они расходятся. Однако, не смотря на неизбежные конфликты, оба, находят в себе силы продолжать общение и воспитывать своих детей. С одной стороны все как у всех, но в фильме прослеживается больше уважения к личности, а не приверженность традициям с положением женщины у плиты.
Еще мне очень запомнилось отношение между политиками и обычными гражданами. В одном из эпизодов Анника приходит в канцелярию и берет копию отчетов о представительских расходах чиновника из министерства, при этом ей даже не надо представлять свои документы. Я была поражена! В целом мне бросилось в глаза, как они спокойно рассказывают о коррупции в политике и преступления, о которых не принято говорить в широких кругах и даже озвучивать в фильмах. Как правило, высшие мира сего имеют некую неприкосновенность даже в выдуманных сценариях. Но в Швеции все по-другому, достаточно вспомнить «Девушку с татуировкой дракона». Все-таки кинематограф, несмотря ни на что, отражает не только дух страны, но и социально-политические отношения.