Далай Лама

Oct 14, 2010 23:58


Сходили сегодня на Далай Ламу. Меня по ряду причин тибетский буддизм никогда не привлекал, как лет 10 назад определился со своей хероватой тхеравадой, так вот в ней наверное и останусь до конца, разве что может быть в дзен перекуюсь, поэтому Далай Лама мнея особо никогда не интересовал, книг его не читал, а тут решил сходить, раз еще и компания собралась.

Вообще dhamma-talk это в моем представлении очень камерное действо, поэтому ничего хорошего от выступления в зале забитом 7000 человек я не ожидал, но Его Святейшество сразу показал, кто здесь просветленный, поэтому выступал так, как будто перед ним от силы 70 человек. Вышел на сцену, вскачил с кресла, в которое его посадили, как рок-звезда схватил микрофонную стойку, поправил, и стал выступать стоя, в свои-то 70 лет. Английский у него хороший, хотя тибетский акцент свучит непривычно, пару раз обращался за помощью к переводчику  для таких нечастых в употреблении слов, как 'космологическая константа'. Вначале было очень весело, коuда он спросил как называется его лекция и прочитал название из програмки. Очень свободный человек, такого в Россию не пустят даже при ухудшении отношений с Китаем. Замечательный оратор, часть выступления говорил почти шопотом, потому что о важных вещах не нужно орать, никакого шоу. Сказал много правильных вещей, и о том, что отделение религии от государства и секуляризация это хорошо, потому что все религии в таком случае одинаково уважаются, и о том, что буддизм это экспериментальная религия, никакой догмы нет, пойди и проверь сам, поэтому все научные результаты признает и вообще очень поддерживает науку. Про сострадание много говорил, это собственно и была тема его лекции, о том, что настоящее сострадание это не попустительство и иногда требует твердых решений и действий.

Вообще на фоне такого лауреата, прошлогодняя Нобелевская премия за мир в моих глазах вообще стала выглядеть абсолютно неуместно. Такое ощущение от него, что он все время на чемоданах. Я думаю, что он уйдет очень внезапно, но видно, что он живет очень хорошей честной и открытой жизнью и его это не беспокоит, потому что то, что можно сделать, сделано и делается, а о том, что изменить нельзя он не беспокоится. Я даже в первый раз за несколько лет задумался о том, что все таки есть много хорошего в том, чтобы быть буддийским монахом. Академическая наука - это наверное самый близкий жизненный стиль к монашескому, собственно она от него и произошла. То есть конечно профессором, если будешь шибко открытым, непосредственным и сострадательным, наверное не станешь, но каким-нибудь project scientist - запросто, и уж лучше быть project scientist в Стенфорде, чем заслуженным и полным профессором в каком-нибудь Мухосранске.

Мне интересно на сколько он сильно отличается от других тибетских иерархов. Собственно, в тибетском буддизме мне никогда не нравилась эта вертикаль власти с поклонением авторитету учителя, а он еще раз повторюсь, очень свободный человек, Юра-музыкант по сравнению с ним просто просто обычный скандалист. Ну да ладно, в общем вы поняли из моих ремарок, что прослушать теоретический курс это одно, а практика сострадания, дружелюбия и мудрости требует гораздо больше усилий, но хорошо, что есть люди, включая Его Святейшество, которые могут ее продемонстрировать ее успешное выполнение и пременение..

дхарма, stanford

Previous post Next post
Up