САКРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Feb 14, 2023 08:28


Сакральным центром нашей иконы, центром ее смыслового и духовного притяжения является пылающая сфера Св. Духа, в которой, собственно, и свершается основное деяние, которому посвящен Образ. Это и есть то Солнце Правды, которое восходит сейчас надо всем миром Божиим. Ярко-красный, лучащийся свет отсылает к легендарной сцене в зимнем лесу из «Беседы о стяжании Духа Святого», давно ставшей классикой духовной литературы. Вспомним:



Невозможно - но очень хочется - представить себе, как это было...

«Я взглянул после этих слов в лицо его (старца Серафима - ред.), и напал на меня еще больший благоговенный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный и простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца... »



Здесь важнейший богословский момент, который стремится передать икона: восход Солнца Правды, как разумеет его Священное Писание, не есть некая ментальная абстракция, некая метафора, некое таинственное событие внутренней жизни человека, которым и поделиться-то толком ни с кем нельзя. Исторический Иисус Христос был явлен в физическом теле - зримом и вещном; точно так же явится Он и в день Своего второго Пришествия. Мы веруем также, что абсолютно вещным будет и воскресение мертвых, о котором повествует Откровение. Но даже не о том здесь речь.

Некоторые интерпретаторы христианства склонны описывать и новозаветные события, и творения отцов церкви как некие сборники нравоучительных баек и побасенок, которые следует разуметь исключительно в переносном смысле. Рай, ад, Бог, диавол - что ни возьми, ничто уже не имеет в этом картонном «пост-христианстве» собственной истинной сущности, все условно, все как бы понарошку. Да и веры уже не надобно никакой, поскольку в опереточном мирке постмодерна и верить-то толком не во что. А где нет веры, нет ценностей - там в конечном итоге нет и Зла! Вот так превосходно устроилось «общество спектакля», поставив себе своим главным режиссером Сатану. Об этом очень точно сказал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл:

«Если человечество признает, что грех не есть нарушение Божиего закона, если человечество согласится с тем, что грех - это один из вариантов человеческого поведения, то на этом закончится человеческая цивилизация».

Не таково Православие, и не станет таким никогда. Все, во что мы веруем, суть для нас реальность, данная - здесь или за гробом - буквально «в ощущении и восприятии». И чудеса Спасителя, и Его воскресение, и Страшный Суд, и Небесный Иерусалим для нас - православных - вещны, конкретны и абсолютно реальны. Как и само Солнце Правды - пламя Святого Духа, воссиявшее когда-то в саровских лесах и предназначенное снова воссиять всем нам в грядущем.



Previous post Next post
Up