Ух, трудно вдохновиться писать Заключение (всё равно, как собираться на похороны друга). Самому ведь не хочется расставаться со Сказкой, которая увлекла и меня. Впрочем, Сказка ли?
Самое поразительное в этой истории (повторяю в который раз!), что это была не Сказка, а Быль.
Здесь, на земле Сумщины! Впервые в истории! Реально удалось! Реализовать! Самые смелые мечты человечества! Которые с лёгкой руки Т.Мора принято называть Утопией!
То есть сам факт существования Трудового Братства доказал (впервые!), что построение намного более совершенного общества, чем нынешнее, вполне реально!
Пройдёмся (очень кратко) по истории Утопий.
Томас Мор (1516 год) описывает идеальный строй фантастического острова Утопия. Здесь ликвидирована частная собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии - обязанность всех граждан, распределение - по потребностям, наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Ну, и т.д.
Томмазо Кампанелла (1623 год) упразднят собственность и семью. Детей воспитывает государство. Огромное внимание уделяется развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию. Руководит идеальным обществом учёная каста.
Сен-Симон (1760-1825), а это уже новая эпоха по сравнению с двумя предыдущими социальными романтиками, учит, что путь построения нового общества, выгодного для наибольшей массы людей, лежит через рассвет промышленности и сельскохозяйственного производства, через всемерное развитие производительных сил общества, искоренение в нём всякого паразитизма. И т.д.
Потом были Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ульянов-Ленин, Иосиф Сталин. Был великий советский проект, который бездарно, без боя прекратил своё существование.
Был великий Иван Ефремов, который в своей утопии «Час быка» намекал на недостатки советского проекта и предсказывал нам всем великую катастрофу.
(Кстати, пока не удаётся мне провести читательскую конференцию по Ивану Ефремову, хотя все оргвопросы решены.
http://sumy-grad.livejournal.com/117231.htmlПросто молодые люди, на которых я надеялся как на помощников, откровенно сдулись. Или страх одолел? А в одиночку… Ох, снова всё надо делать в одиночку… Наверное, наберусь духу и сам проведу таки конференцию :-)).
А теперь давайте снова обратим свой взор на контуры реально существовавшего в течение сорока лет Трудового Братства, теперь уже в контексте вышеназванных великих исканий великих умов. И мы обнаружим для себя, что оно, Братство, превзошло самые смелые желания наиболее продвинутых мечтателей в истории человечества, сумев сохранить самые гуманные стороны утопий и избежать их пороков!
Действительно, Николай Неплюев и институт семьи сохранил, в которой детям дарилось тепло любви близких людей, и на самых тяжёлых работах были задействованы не преступники, а машины. :-) И труд в неплюевском Братстве был не принудительной повинностью, а свободным волеизъявлением каждого.
Любому желающему поискать счастья на стороне, Братское сообщество способствовало как морально, так и материально. (А таких тоже было немало. Люди ведь все разные, со своими симпатиями-антипатиями. Братчики и лично Николай Николаевич Неплюев, конечно, переживали уход некоторых членов Братской семьи во внешний мир. Но у них хватало ума и силы духа не обижаться на них, а провожать по-доброму, хоть и со слезами на глазах).
Безусловно, идеальное общество вряд ли возможно (даже в утопии И.Ефремова «Туманность Андромеды» был «остров забвения», на который ссылались преступники), поскольку, как я уже писал, человек - не только «дух», который можно совершенствовать, но и «тело», которое живёт по своим, недуховным, животным законам. Отсюда, из «тела», наверное, проистекают лень, эгоизм, удовольствие возвыситься над ближним, всякие стандартные увлечения и прочие слабости.
В Трудовом Братстве, возможно, впервые в истории человечества сумели понять главное:
Совершенствование общества, научно-технический прогресс могут идти лишь в ногу с совершенствованием самого человека.
А что значит «идти в ногу»? Вспомним «Третий принцип» советского мировоззрения, о котором я писал на адресе
http://sumy-grad.livejournal.com/116311.html Так вот, из этого принципа (принципа гармонизации всего сущего как смысле человеческой жизни) следует, в частности, что всякие совершенствования должны быть гармонизированы! То есть они должны соотноситься друг с другом очень тонко и точно (вспомним «лезвие бритвы»). Например, недопустима колоссальная разница между техническим прогрессом (в том числе и обеспечивающим появление всё новых и новых видов смертоубийств) и качеством морали жителей Земли.
Таких примеров дисгармонии в нашей реальной жизни можно привести «мульён».
В чём величие советского проекта? В том, что в нём этот великий принцип неплюевского Трудового Братства (естественно, о Неплюеве никто не упоминал) был поднят на самую верхнюю ступень общественного сознания и железно, на века, зафиксирован осенью 1961 года в самом главном документе Советского государства - третьей Программе КПСС (программе того поколения коммунистов, которое ещё не успело растратить пассионарный ресурс) -
http://leftinmsu.narod.ru/polit_files/books/III_program_KPSS_files/III_program_KPSS.htm (Кстати, весьма рекомендую почитать эту Программу - причём, без злопыхания, насмешек и сарказма, не уподобляясь либероидной тусовке, кучкующейся на ресурсах «Дождь» и «Эхо Москвы». И выделить в ней действительно великие, романтичные, неутопические намерения.
Почитайте также статью из философского словаря
http://slovari.belnovosti.by/content_fil/kommunisticheskoe-vospitanie-16688.html).
Эта Программа сформулировала, как триединую, задачу создания материально-технической базы коммунизма, формирования коммунистических общественных отношений и воспитания нового человека.
И воспитания нового человека! То есть совершенно неверно представление некоторых, даже самых уважаемых мною современных интеллектуалов, что, дескать, Хрущов, такой-сякой, строил «гуляш-коммунизм» (по выражению Эриха Фромма). Нет и ещё раз нет! Говорю это как свидетель того времени! Само выражение и технология «воспитания нового человека» были тогда предметом широчайшего обсуждения и на конференциях, и в вузовских лекциях-семинарах, и, главное, на страницах газет и журналов, выходивших миллионными тиражами!
Правда, продолжалось это обсуждение воспитания сравнительно недолго - где-то до середины 1963 года. Потом сошло на нет. При Брежневе крен уже был сделан в сторону первого принципа этой триединой задачи - построения материально-технической базы. То есть гармония процесса реализации грандиозных планов была явным образом нарушена. Почему???
И вот, сопоставляя Великий реализованный Проект Неплюева и попытку реализации Величайшего Советского Проекта, нужно отбросить эмоции и спокойно разобраться, во-первых, в безоговорочном (для меня, по крайней мере) успехе первого и крахе второго.
Не нужно забывать, что Трудовое Братство возникло и развивалось (это не секрет, хотя внимание на этом коллеги, исследующие неплюевский феномен, не сильно акцентируют) не на пустом месте, а на огромной «материально-технической базе» самого основателя Братства (в миллион или даже больше тогдашних рублей!), которую он подарил своим воспитанникам.
Кроме того, лично мне бросилось в глаза, что за сорок лет количество братчиков выросло ну разве что до 600 примерно человек. Почему Неплюев не стал расширять свой удачный эксперимент? Почему ограничился только своими двумя хуторами?
Кроме того, люди, сведущие в технических науках, знают, что есть такое понятие, как «критерий подобия». То есть то, что получается в малых масштабах, не обязательно должно получаться в масштабах больших. И может, большевики, игнорируя опыт Трудового Братства (совершенно неправильно, неумно, с моей точки зрения!), именно так и думали - то есть считали, что для большой страны, тем более в труднейшее время, этот опыт, продолжение которого рассчитано на многие десятилетия, не подходит и даже мешает?
Но всё это мои личные вопросы и предположения.
На этом я заканчиваю Заключение, но… захотелось написать ещё одну главу под названием «Трудовое Братство и современная Украина», которую, наверное, ждут читатели.