Apr 20, 2010 22:18
Анализ
стихотворения А.А.Фета «Я пришел к тебе
с приветом…» с точки зрения методики,
предложенной М.Л. Гаспаровым в работе "Фет безглагольный"
Я
пришел к тебе с приветом,
Рассказать,
что солнце встало,
Что
оно горячим светом
По
листам затрепетало;
Рассказать,
что лес проснулся,
Весь
проснулся, веткой каждой,
Каждой
птицей встрепенулся
И
весенней полон жаждой;
Рассказать,
что с той же страстью,
Как
вчера, пришел я снова,
Что
душа все так же счастью
И
тебе служить готова;
Рассказать,
что отовсюду
На
меня весельем веет,
Что
не знаю сам, что буду
Петь
- но только песня зреет.
Стихотворение
А.Фета «Я пришел к тебе с приветом…» сразу начинается с действия, с констатации и
утверждения этого действия «Я пришел», в котором подчеркивается именно личное
действие и собственная личность автора.
Потом герой сразу переходит к
обращению к героине, и констатирует, что пришел к ней, а потом сообщает о цели
своего визита, и говорит, что пришел «с приветом», что подразумевает под собой
какое-то сообщение послание, значимое для внутреннего мира лирического героя. И
вот первое четверостишие сообщает нам о цели и действии героя, и о том, что он
хочет рассказать «что солнце встало, /Что оно горячим светом/ По листам
затрепетало;» . Так же эта тема продолжается во втором четверостишии
Рассказать,
что лес проснулся,
Весь
проснулся, веткой каждой,
Каждой
птицей встрепенулся
И
весенней полон жаждой;
В
этих фрагментах описывается с одной стороны состояние природы, возрождение и
пробуждение природы, ее ликование и
какой-то кульминационный момент этого очень яркого и активно развивающегося
процесса в природных явлениях. В этом описание присутствует олицетворение,
автор говорит, что «лес проснулся», и несколько раз подчеркивает именно это его
пробуждение, что «весь», «веткой каждой», «каждой птицей встрепенулся», тут подчеркиваются эти
действия пробуждения, движения, какого-то прояснения и через смысловые
акцентуации и фонологически, через чередование звуков «в», «вс», «пр», «встр».
И все эти звуки именно подчеркивают состояние пробуждения, бодрости, ясности
свежести и активно действующего духовного начала. Так же в описаниях природы
просматривается параллелизм, потому что они в
то же время и описывают внутреннее состояние героя и состояние его души,
его чувства, переживания. Что в общем и является основной целью стихотворения.
И
в третьем четверостишии герой уже переходит непосредственно к описанию своих
собственных переживаний:
Рассказать,
что с той же страстью,
Как
вчера, пришел я снова,
Что
душа
Автор
здесь уже прямо говорит о себе, о своей страсти, которая сравнивается для него
с лесом, полным весенней жаждой. Конечно, тут идет психологический перенос
жажды и чувств героя на состояние леса и природы. Так же тут есть аппеляция к временному континууму,
герой говорит, что пришел так же, как и вчера, он упоминает прошлое в контексте
настоящего, тем самым подчеркивая продолжительность его действия и свое
постоянство. Он говорит, что пришел « с той же страстью», что и вчера, и что
его душа «все так же счастью/И тебе служить готова». Тут прослеживается некое
противопоставление постоянства его чувств
переменчивым, трепетным, зыбким, неуловимым изменениям в природе. Потому
что семантический ряд «затрепетало», «проснулся», «встрепенулся», «весенней
полон жаждой» так или иначе создает ощущение чего-то очень изменчивого и даже
тревожного, создает такую импрессионистскую постоянно колеблющуюся и
движущуюся, живую, дышащую картину внутренних переживаний. Но отсылка к
прошлому говорит о постоянстве этой готовности героя служить счастью и героине.
И это уже не просто переменчивое настроение страсти и весенней жажды, но уже
глубокое духовное движение, идущие от самых основ внутренней сущности героя в
направлении познания истины. Потому что служение счастью и возлюбленной
подразумевает под собой служение высоким идеалам, стремление к самым главным
ценностям человеческой жизни - счастью и любви. И счастье здесь является
категорией именно духовной, потому что связанно с идеей гармонии, потому что
само по себе является духовным началом в человеке. И готовность служить счастью
говорит о том, что герой готов реализовать свое созидательное духовное начало,
начало, которое призывает к служению уже не ради чего-то, а во имя счастья и
благополучия всего человечества, всего мира. Эта готовность служить счастью
говорит о том, что автор находится на
определенном уровне самосознания, и понимает свое положение в служении Истине и ее порядкам гармонии, он готов
поддерживать эти законы мироздания и вселенной служить им всегда.
Последнее
четверостишие объединяет оба плана, и
внешний и внутренний. Слово «отовсюду» это «расширение» пространства, «на меня»
- «сужение», а «веселье» как объединяющий фактор внутреннего и внешнего,
приводящий все к единству и целостности:
Рассказать,
что отовсюду
На
меня весельем веет,
И
последние строки «Что не знаю сам, что буду/Петь - но только песня зреет.» как
раз являются тем завершающим этапом, выражающим состояние суггестивности и иррациональности
переживаний героя. Поэтому оно выражено через алогичное, через оксюморон, герой
говорит о том, чего еще сам не знает, он предсказывает свое будущее, в то же
время, не зная о нем. Такой итог кажется невозможным с точной зрения
рационального восприятия, но именно через его парадоксальность автор и хочет
донести идею о иррациональности и совершенной необъяснимости чувств и природы
души человека, в которой ничего не подчинено материальным законам пространства
и времени, но все существует одновременно и сразу, везде и всюду. В этом
последнем четверостишии внутренняя реальность полностью переносится на внешнюю и
сливается с ней, и сам герой свободно отдается этим перетекающим друг в друга
потокам, не пытаясь противостоять, а просто погружаясь в пространство своего
сердце, своей мечты.
рецензии,
разные поэзии