(no subject)

Apr 20, 2010 22:18


Анализ стихотворения  А.А.Фета «Я пришел к тебе с приветом…»  с точки зрения методики, предложенной М.Л. Гаспаровым в работе "Фет безглагольный"

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

Стихотворение А.Фета  «Я пришел к тебе с приветом…»  сразу начинается с действия, с констатации и утверждения этого действия «Я пришел», в котором подчеркивается именно личное действие и собственная личность автора.  Потом герой сразу  переходит к обращению к героине, и констатирует, что пришел к ней, а потом сообщает о цели своего визита, и говорит, что пришел «с приветом», что подразумевает под собой какое-то сообщение послание, значимое для внутреннего мира лирического героя. И вот первое четверостишие сообщает нам о цели и действии героя, и о том, что он хочет рассказать «что солнце встало, /Что оно горячим светом/ По листам затрепетало;» . Так же эта тема продолжается во втором четверостишии

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

В этих фрагментах описывается с одной стороны состояние природы, возрождение и пробуждение природы,  ее ликование и какой-то кульминационный момент этого очень яркого и активно развивающегося процесса в природных явлениях. В этом описание присутствует олицетворение, автор говорит, что «лес проснулся», и несколько раз подчеркивает именно это его пробуждение, что «весь», «веткой каждой», «каждой птицей  встрепенулся», тут подчеркиваются эти действия пробуждения, движения, какого-то прояснения и через смысловые акцентуации и фонологически, через чередование звуков «в», «вс», «пр», «встр». И все эти звуки именно подчеркивают состояние пробуждения, бодрости, ясности свежести и активно действующего духовного начала. Так же в описаниях природы просматривается параллелизм, потому что они в  то же время и описывают внутреннее состояние героя и состояние его души, его чувства, переживания. Что в общем и является основной целью стихотворения.

И в третьем четверостишии герой уже переходит непосредственно к описанию своих собственных переживаний:

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа

Автор здесь уже прямо говорит о себе, о своей страсти, которая сравнивается для него с лесом, полным весенней жаждой. Конечно, тут идет психологический перенос жажды и чувств героя на состояние леса и природы.  Так же тут есть аппеляция к временному континууму, герой говорит, что пришел так же, как и вчера, он упоминает прошлое в контексте настоящего, тем самым подчеркивая продолжительность его действия и свое постоянство. Он говорит, что пришел « с той же страстью», что и вчера, и что его душа «все так же счастью/И тебе служить готова». Тут прослеживается некое противопоставление постоянства его чувств  переменчивым, трепетным, зыбким, неуловимым изменениям в природе. Потому что семантический ряд «затрепетало», «проснулся», «встрепенулся», «весенней полон жаждой» так или иначе создает ощущение чего-то очень изменчивого и даже тревожного, создает такую импрессионистскую постоянно колеблющуюся и движущуюся, живую, дышащую картину внутренних переживаний. Но отсылка к прошлому говорит о постоянстве этой готовности героя служить счастью и героине. И это уже не просто переменчивое настроение страсти и весенней жажды, но уже глубокое духовное движение, идущие от самых основ внутренней сущности героя в направлении познания истины. Потому что служение счастью и возлюбленной подразумевает под собой служение высоким идеалам, стремление к самым главным ценностям человеческой жизни - счастью и любви. И счастье здесь является категорией именно духовной, потому что связанно с идеей гармонии, потому что само по себе является духовным началом в человеке. И готовность служить счастью говорит о том, что герой готов реализовать свое созидательное духовное начало, начало, которое призывает к служению уже не ради чего-то, а во имя счастья и благополучия всего человечества, всего мира. Эта готовность служить счастью говорит  о том, что автор находится на определенном уровне самосознания, и понимает свое положение в служении  Истине и ее порядкам гармонии, он готов поддерживать эти законы мироздания и вселенной служить им всегда.

Последнее четверостишие объединяет оба плана,  и внешний и внутренний. Слово «отовсюду» это «расширение» пространства, «на меня» - «сужение», а «веселье» как объединяющий фактор внутреннего и внешнего, приводящий все к единству и целостности:

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

И последние строки «Что не знаю сам, что буду/Петь - но только песня зреет.» как раз являются тем завершающим этапом, выражающим состояние суггестивности и иррациональности переживаний героя. Поэтому оно выражено через алогичное, через оксюморон, герой говорит о том, чего еще сам не знает, он предсказывает свое будущее, в то же время, не зная о нем. Такой итог кажется невозможным с точной зрения рационального восприятия, но именно через его парадоксальность автор и хочет донести идею о иррациональности и совершенной необъяснимости чувств и природы души человека, в которой ничего не подчинено материальным законам пространства и времени, но все существует одновременно и сразу, везде и всюду. В этом последнем четверостишии внутренняя реальность полностью переносится на внешнюю и сливается с ней, и сам герой свободно отдается этим перетекающим друг в друга потокам, не пытаясь противостоять, а просто погружаясь в пространство своего сердце, своей мечты.

рецензии, разные поэзии

Previous post Next post
Up