Итак, на прошлой неделе в Петербург приезжал
театр «Этериус» и совместно с
нашей командой ставил все четыре свои мюзикла: «Сон у Красной горы», «Жанна д’Арк» (концертная версия), «Песнь о Довакине» и «Финрод» (два показа, новая сценография от Дениса). Сон я смотрел из зала, в Жанне д’Арк пел сольную партию Жиля де Реца и в остальное время в хоре, в Довакине - две маленькие роли, Хадвара и второго стражника (пять номеров на сцене, из них два вокальных, два - немного-разговорных и один - условно статистом), а в Финроде неожиданно сидел за пультом (правда, управлял звуком всё же
Максим).
До выступлений у нас довольно-таки плотно шли репетиции солистов, хора и танцгруппы (в которых я тоже активно участвовал). Ещё немного участвовал в тыловых работах типа поиска реквизита, болтался в гримёрках, тусил в кабаках после выступлений и это всё, так что задолбался и проникся по самое не балуйся.
Хочу сформулировать, что я вынес с этих гастролей (буду говорить так, хоть сам никуда и не ездил, очень уж слово ёмкое).
- Репетировать нужно много. Тут, вероятно, есть обратная зависимость от профессионализма: опытный актёр быстро схватывает (а опытный певец быстро разучивает партию), а мне для сопоставимого результата нужно долго и упорно зубрить, впевать и вычищать косяки. Где я уверен - у меня всё хорошо, где нет - ну, в целом, слабо.
До сих пор восхищаюсь умением ребят спокойно, эффективно, без привлечения внимания зрителей разруливать на сцене всяческие внезапные косяки (а иногда даже мило их обыгрывать) - забытые собой или партнёром слова, путаницу в музыке, сломанный или уроненный реквизит, нарушения проработанной сценографии и проч. Очень круто. - Организация такого масштаба гастролей - адово сложная штука. Да, в общем-то, и единственного спектакля тоже, но когда тут пять показов подряд, команда сборная, а зал и даже город не свой, домашний - всё дополнительно усложняется.
Тянутся руки организовать такое самому, хотя вообще-то я не хотел бы быть администратором. Но вот… Вероятно, просто в этой сфере мне кажется, что реально могу сделать хорошее, шаги понятны. Вот в творчестве - не понимаю, как, а других областей приложения усилий пока не придумал. - Думай о себе. Про свою партию, своих партнёров, свою гарнитуру, костюм, грим и так далее. Сам не подумаешь - не рассчитывай, что кто-то подумает. Вспомнил, что у тебя кроме известного дуэта пара реплик в другом номере, выучил - молодец, не вспомнил - будешь нервничать в последний момент или налажаешь прямо на сцене. Добудешь себе грим -станешь смотреться лучше, нет - так нет. Не проверил гарнитуру - получишь сюрприз. Теоретически, всё это должен контролировать кто-то другой, а на практике - тебе же важно, как тебя увидит и услышит зритель?
- Такие штуки нехило объединяют. Ну, или ссорят, да. Адовое переплетение отношений, амбиций, планов, договорённостей, ожиданий, опасений и проч. Тут же коллективная эйфория на удачном показе, коллективное уныние при неудачах, тёрки за кулисами, взаимопомощь на сцене и в гримёрке… Прямо рай социофага (или социолога). Очень увлекательно. И в итоге всё же объединяет, общее дело же ж!
- Люди классные, яркие и интересные. Любопы-ы-ытно… Все такие разные, яркие и непривычные. Ох уж эта артистическая среда).
- Сценические речь, костюм, свет, звук, грим и проч. - совсем не то же самое, что общечеловеческие. Или не совсем? Наверное, скорее таки «совсем», и это важно держать в голове. А вот эмоции, пожалуй, настоящие.
- Театр - нечто волшебное. См. Толкин и вторичный мир. В отличие от концерта как такового, здесь очень важно создать атмосферу, заполнить ей зал и пропитать зрителей. Упущения возможны и часто прощаются, но есть какой-то критический уровень, за которым уже спектакль развалился, хотя зритель и может хвалить отдельные элементы, но это уже всё, дом таки рухнул, но вот у этой лежащей колонны красивая капитель. Актёры же в такой специфической роли: они и управляют этим миром с его искусственной изнанки, и должны искренне погружаться в него, и в то же время не растворяться в персонаже, а балансировать на грани, постоянно перемещаясь в обе стороны.
- Очень забавно, у меня на данный момент реально нет проблемы, что голоса не хватает красиво спеть, или, там, техники (хотя это есть немного). Голос у меня есть, мне голова мешает. Я реально местами напыживаюсь, надуваюсь и начинаю как-то давить звук, получается ужасно искусственно, трудно и МИМО НОТ Оо. Всю жизнь был уверен, что как это можно петь мимо нот, удивительно, ну, не у всех слух есть, но я-то! Но нет, даже не всегда слышу. Но что по рассказам выживших, что при просмотре записи - реально прямо целые фразы мимо. Офигеть. Зато там, где не парюсь - всё в порядке. На вокале, кстати, такого нет (ну, почти нет), а вот в мюзиклах есть. К счастью, не везде, но вот самый большой кусок в роли Дырца (Признание) очень страдает.
- Очень доволен, что происходящий бардак и какие-то проблемы меня не сильно задевают. То, о чём говорил режиссёр: если тебя не слышно в зале из-за проблем гарнитуры/звукаря - это, конечно, не радостно, но вообще довольно параллельно. От тебя это не зависит, твоя задача хорошо спеть, а дальше - как пойдёт. Тебе не привезли обещанный костюм и выдали всратый? Что ж, играем с тем, что есть. Партнёр поёт фигово? Ну, что ж. Узнал, что тебе петь роль за неделю до спектакля и недоучил слова? Ну, недоучил и недоучил, чего уж там. А налажал от волнения - тоже судьба, выводы выводами, самобичевания стороной.
- Надо как-то управлять выражением лица. Мои фирменные сложные щи - это прекрасно, но не во всех же номерах без исключения!
В общем, для меня это было самое яркое и значительное событие этого года. Посмотрел на людей, показал себя (во всей красе, xD), многое понял. И всё ещё впереди!