«Первые моторы России» - выставка уникальных автомобилей в Сокольниках

Mar 11, 2017 09:00

8 марта прошло в Сокольниках, где открылась завораживающая выставка старинных автомобилей «Первые моторы России». Под одной крышей там собрано множество уникальных экспонатов эпохи Николая ll: роскошные «Делоно-Бельвиль» и «Лорен-Дитрих», курьезные «Феномобиль» и «Зебра», скоростной «Берлие», а еще «Бенц», «Мерседес», «Дион-Бутон», «Штевер», «Лозиер», «Метц», «Студебакер» и другие прародители современных автомобильных марок. В этой впечатляющей компании немцев и французов есть и первые представители отечественного автопрома. А также фотографии, открытки, значки, удостоверения, фонари и клаксоны, наградные листы и кубки за участия в первых гонках. Только представьте, что все они хранят воспоминания о безвозвратно ушедшей эпохе.



Желание человечества экспериментировать и изобретать привела к появлению моторного транспорта. «Моторы», именно так называли первые мотоциклы, появились, можно сказать, случайно. Когда в далеком 1885 году Готлиб Даймлер выехал из своей мастерской на специально сконструированном двухколесном средстве с бензиновым двигателем. Но изобретать мотоцикл он не планировал. Даймлер вместе со своим помощником Вильгельмом Майбахом занимался созданием и производством силовых агрегатов. И конструкция задумывалась, прежде всего, как носитель бензинового мотора во время испытаний. Но идею моторного транспорта подхватили и стали развивать другие фирмы. Вот, например, моторный трицикл немецкой фабрики Cudell с французским мотором «де Дион Бутон» 1899 года выпуска. Именно на таких моторных трициклах российские мотористы участвовали в «Первой гонке моторов» осенью 1898 года под Петербургом. Этот экземпляр когда-то принадлежал одному из Великих Князей.



А это мотор уже нашего производства, но с немецким двигателем. «Россия», 1903 год. Машина весила 74 килограмма и развивала скорость до 40 км/ч. Такие мотоциклы собирали на старейшей велосипедной фабрике в Риге, которая принадлежала Александру Лейтнеру.



Московский продукт - «Мото-Рев-Дукс», 1908 года. Собирались они на фабрике Юлия Меллера «Дукс», располагавшейся за Тверской заставой. Эта фирма предлагала оригинальные швейцарские мотоциклы Moto-Reve, а также русскую версию «Мото-Рев-Дукс». Она состояла из иностранного мотора и отечественных рамы, колес и других комплектующих. И московские мотористы предпочитали русскую версию, так как она была не только дешевле зарубежного аналога, но и надежнее и крепче.



А это ярко-красный красавец - образец крупнейшей американской компании по производству мотоциклов в мире Indian model G 1915 года. «Индианы» славились передовой конструкцией - именно на них впервые серийно появилась подвеска обоих колес, электрическое освещение и другие технические новинки. В Первую Мировую они стали самой распространенной маркой в Русской Императорской Армии.



Теперь к четырехколесным средствам передвижения.
Реплика «Яковлев и Фрезе», собранного в 1896 году в Санкт-Петербурге фабрикантом, выпускавшим конные экипажи, и владельцем завода по производству двигателей внутреннего сгорания. Автомобиль до наших дней не дожил, чертежи тоже не сохранились, этот образец восстанавливали по имеющимся фотографиям и описаниям. Эта конструкция была серийным коммерческим автомобилем. После смерти Яковлева, наследники не стали заниматься двигателями внутреннего сгорания, Фрезе приходилось закупать их за границей. А потом и вовсе продать завод Русско-балтийской компании.



Легендарный «Русско-Балтийский», с чьим именем связаны самые крупные победы в международных автомобильных соревнованиях. Это единственный в мире оригинальный экземпляр.



Свою службу этот «Руссо-Балт» К 12/20 начинал в Офицерской воздухоплавательной школе в Гатчине и был свидетелем визита Николая II на аэродром в 1913 году, когда императору демонстрировали другое творение Русско-Балтийского вагонного завода - четырехмоторный аэроплан «Русский витязь».



«Пежо Бебе» - микролитражный легковой автомобиль, выпускался с 1912 по 1919 годы. Его конструктором был небезызвестный Этторе Бугатти, который в последствии основал собственную автомобильную компанию. После презентации этой модели на парижской автомобильной выставке 1912 года несколько образцов были проданы в Россию. Один из них приобретен царским гаражом, чтобы обучать вождению наследника престола цесаревича Алексея.



В начале ХХ века в Америке производством автомобилей занимались сотни фабрик и заводов, но лишь единицы из них были представлены на российском рынке. Марка «Лозьер» была в числе немногих. Эти машины относились к представительскому классу, стоили очень дорого, а выпускались небольшими партиями. Представительства в России не было, заказывать машины нужно было из Америки.





Французская марка «Берлие» была самой популярной в дореволюционной Москве, обгоняя по числу автомобилей даже «Мерседесы», «Фиаты» и «Опели». О продукции завода «Берлие» писали в восторженных тонах: «В одной и той же машине соединены такие трудно совместимые качества, как невысокая цена и бесспорная прочность вместе с большой скоростью».





Фрагмент автомобиля «Бенц», найденный в Псковской области. Причем обнаружены остатки в двух разных деревнях, в одной кузов, а в другой рама. В дореволюционной России марка была одной из самых распространенных. В экспортной строке фирмы наша страна занимала вторую строчку после Южной Америки.



Самая первая модель фирмы «Штевер» 1899 года - «Большой моторный экипаж». Автомобили под этой маркой выпускались с 1899 по 1943 год в немецком городе Штеттин. Сегодня это польский Щецин. Основатели марки братья Штевер сначала выпускали швейные и пишущие машинки, затем велосипеды, а потом и автомобили - легковые модели и грузовики. К началу Первой мировой войны сеть представителей их фирмы в нашей стране была самой обширной и охватила многие города России. Реклама утверждала, что автомобили Stoewer «отличаются наивысшей простотой конструкции, внутренней точностью, долговечностью, высоким достоинством, изящным стилем выполнения, экономичностью в употреблении».



Эта необычная трехколёсная конструкция с мотором на переднем управляемом колесе - одна из попыток создать простое и доступное транспортное средство Густавом Хиллером. Называется Phanomobil. Первые «Феномобили» появились в 1907 году. Мощность мотора составляла всего 6 л.с. Несмотря на нелепый вид, такая машина могла развивать скорость до 50-60 км/ч, что по тем временам считалось хорошим показателем. Реклама гласила: «Самые экономные, как по цене, так и по содержанию автомобили. Последняя новинка автомобильной техники». Однако, новинка не нашла отклика среди покупателей. В 1913 году из 2036 частных автомобилей в Санкт-Петербурге только пять были марки Phanomobil.



«Зебра» - марка французских малолитражек. За свою историю фирма представила шесть моделей, которые назывались обычными буквами - A, B, С, D, Е, после которой в 1924 году появился сразу Z, ставшая последней моделью «Зебры». Несмотря на то, что в дореволюционной России не было представительства этой марки, в списках автовладельцев Петербурга числился один единственный обладатель «Зебры».



«Буик», «Бюйк», «Бюик» он же «Бьюик». До революции существовало столько написаний этой марки, но сама она не была популярна в нашей стране. До Революции в Москве и Петербурге числилось по несколько машин.



Chevrolet Royal Mail Roadster серии H 1914 года. Вместе с этой моделью появилась и всем знакомая эмблема в виде бабочки. По легенде глава «Дженерал Моторс» Вильям Дюрант увидел этот рисунок на обоях в парижской гостинице, он ему так понравился, что промышленник вырезал кусочек себе на память. А через несколько лет использовал его для эмблемы своей марки.





«Студебекер» - были самые дешевые и ходовые машины в Америке, стоившие от 850 до 1290 долларов. В начале прошлого века фирма была третьим крупнейшим автопроизводителем в Америке после «Форда» и «Оверленда». В России марка также пользовалась популярностью. Ее представительства были открыты в Москве и Петербурге, Ревеле, Варшаве, Воронеже, Армавире, Одессе, Тифлисе и даже Ташкенте.



«Мерседес» - так стал называть свои легковые автомобили Готлиб Даймлер, компания которого выпускала главным образом грузовые машины и автобусы. Известная нам всем марка «Мерседес-Бенц» появилась после объединения двух независимых и конкурирующих компаний в 1926 году. Руководителем нового предприятия назначили небезызвестного нам Фердинанда Порше.



«Мерседес Симплекс» 1905 года. Эта модель разработана королем конструкторов Вильгельмом Майбахом. В нем он воплотил воплощающего в себе все лучшие достижения автомобильной промышленности того времени. В автомобиле было предусмотрено переключение скоростей с помощью коробки передач. Всего их было пять: 4 передние и одна задняя. Весил «Мерседес Симплекс» 900 килограммов и мог разогнаться до 80 км/ч. В салоне машины были места в виде мягких кресел для четырех человек. Кузов крепился на балочную раму. Осевое расстояние стало меньше по сравнению с предыдущими автомобилями, а колесное наоборот больше. Новый автомобиль выпускался с несколькими типами кузовов: «турваген», «фаэтон», «тоно» и «двойное тоно». Благодаря такому разнообразию автомобиль быстро завоевал рынок.





«Лорен-Дитрих» 1912 года. Название этой марки состоит из названия завода по производству вагонов Эжена де Дитриха и северо-восточного региона Франции Лотарингии. Эти автомобили создавали самые выдающиеся конструкторы своего времени: Этторе Бугатти, Леон Тюрка и Симон Мери. Все трое впоследствии основали собственные автомобильные марки: Bugatti и Turcat-Mery. В России у компании «Лорен-Дитрих» было свое собственное представительство в Москве на Большой Дмитровке, 30. «Этот магазин вполне соответствует значению известной фирмы «Лорен-Дитрих» и напоминает своей роскошью парижские магазины этого завода. В магазине выставлено много различных моделей лимузин-ландолэ и дубль-фаэтонов, и выбор их настолько значителен, что покупатели могут считать себя как бы в центре самого производства в Париже» - так писал о московском отделении фирмы журнал «Автомобиль».



«Делоне-Бельвиль» 1912 года. Шикарный лимузин, завораживающий своим внешним видом.



Ярко синий цвет кузова, блестящая бордовая кожа салона, оригинальные овальные окна кузова, круглая решетка радиатора и круглые фары, как бы напоминающие о происхождении марки - паровых котлах, с которых началась история «Делоне-Бельвиль».







В автомобильную эру компания выпускала только шасси с моторами, а кузов изготавливали в фирмах, специализирующихся на этом. Такое раздельное производство практиковалось у многих компаний, выпускающих авто высшего класса. Так как у кузовов были разные производители, то каждая модель автомобиля получалась уникальной и неповторимой. Но главное, надежной и долговечной. А еще довольно скоростной по тем временам. Первые машины могли развивать скорость до 90км/час.





Именно этой марку предпочитал император Николай II. В его гараже было аж восемь «Делоне-Бельвилей».



В свои поездки по стране он непременно брал и свои машины. Для них в царском железнодорожном составе был оборудован специальный вагон-гараж.



Фото, свидетельствующие о передвижениях императора и его семьи на автомобилях, занимают одну из стен павильона. Под фотографиями выдержки из дневников Николая II, описывающие событие, которые изображены на снимках.

Прикоснуться к автомобильной истории можно успеть до 12 марта. Выставка «Первые моторы России» работает в 4 павильоне с 10.00 до 19.00 в последний день работы до 18.00. К павильону можно проехать на автомобиле, въезд на территорию парка Сокольники с 3-го Лучевого просека. Стоимость с этого года 500 рублей, время стоянки неограниченно.

автомобильная выставка, Сокольники, семейные выходные, ретро-автомобили, мосблог, семейный досуг, первые моторы россии, выставка в сокольниках, куда пойти в выходные, императорский гараж, куда пойти в москве, выставка, куда пойти всей семьей, mosblog

Previous post Next post
Up