Опять текст от Мария Ковина-Горелик - на мою благодарность за прошлый текст она подкинула еще и этот.
***
Адресовано всем, кто пытается сейчас научиться чему угодно в любом возрасте в рамках хоть сколько-нибудь долгосрочного процесса.
Научитесь прогуливать. Научитесь не делать. Научитесь делать вполсилы (заодно вот вам прекрасный английский глагол “half-ass” как раз для таких случаев). Освойте и закрепите режимы «тяп-ляп», “better done than perfect”, «достаточно хорошо». Но главное - прогуливайте.
Никто, кроме вас, не увидит и не поймет, когда вы дошли до предела или вышли за - хоть в масштабе десятиминутной битвы с конкретным заданием, хоть в масштабе всего обучающего предприятия длиною в несколько лет. Никто не сможет достаточно хорошо и своевременно позаботиться о том, чтобы вы не умерли, не упали, не заболели, не бросили к ебене матери все, потому что остановиться нужно было еще N эмоциональных единиц и минут назад.
Так уж получается, что, например, тренеры по фитнесу - люди в принципе более спортивные, здоровые, тренированные, выносливые и т.п., чем многие их клиенты. Они очень часто никак не в состоянии себе вообразить умом (тем более - почувствовать на телесном уровне), как ощущает себя тело, у которого то скачки сахара и веса, то депрессия, то побочные эффекты от антидепрессантов, то ПМС, то климакс, то гипертонус на почве постоянного стресса. Они, безусловно, обучены быть внимательными и поддерживающими, но они так же обучены двигать клиента вперед, помогать ему с преодолением собственной немощи и лени, и не всегда могут оценить, какой именно сейчас наступил момент: двигать в сторону преодоления - или посочувствовать и поддержать.
Понятно, что люди, которые преподают вам английский язык, могут совершить целый каскад мыслительных операций со скоростью и легкостью пантеры, после чего еще и объяснить каждую с точки зрения логики и грамматических правил. При этом мы (преподаватели) понимаем разницу между собой - и студентами, знаем свои профессиональные обязанности и не ожидаем ничего такого от учеников. Однако, признаемся, иногда случается думать: «Господи, ну сколько можно не помнить: “news IS, police ARE”? Куда опять делся артикль? Почему, опять-двадцать пять, у нас в вопросе в Past Simple торчит вторая форма глагола? Как это можно забыть, чего тут можно не понимать?» Но забыть можно все, не понимать - тем более, а также можно просто удолбаться, расстроиться, устать и в принципе улететь мозгом до такой степени, что просто не иметь никаких человеческих сил на удержание внимания во всех этих точках. И никакие знания тут будут ни при чем.
Люди, которые делают что-то хорошо - тем более профессионально - не имеют реальной возможности спрогнозировать, как проживется их задание учеником, особенно в зоне его эмоциональных реакций и широкого контекста его жизни. Только вы можете знать, когда вам достаточно и когда происходящее не пойдет впрок, даже если оно предоплачено, покинуть его прямо сейчас будет невежливо или еще как-то нелегко, отношения с тренером или преподавателем могут дать трещину. Вы скажете: «Давайте, прервемся на 10 минут», имея в виду, что вам срочно нужно пойти в туалет и лечь там лбом на кафельный пол, или поплакать, или поблевать, но ваш учитель (тренер) может вполне сказать на это: «Давайте, вот сейчас буквально доделаем эту страничку - и я вас отпущу на перерыв». Потому что у него приоритет - ваше обучение. А у вас (в острой ситуации) - остаться в живых и на своей стороне. Всегда на своей стороне, при любых обстоятельствах.
В этот момент нужно вставать и уходить, можно молча. Я разрешаю.
Только вы отвечаете за то, чтобы выжить в этом бою, и только вы можете (хотя бы постфактум, если уж в моменте ничего не соображаете от плохого самочувствия или нахлынувших эмоций) восстановить прерванный контакт и объяснить произошедшее с точки зрения ваших потребностей и состояний, которые были неверно прочитаны со стороны. И - нет, это не обязанность вашего преподавателя, потому что состояние «меня сейчас стошнит», или «я на грани обморока», или «я сейчас разревусь», или «я сейчас хуйну этот учебник тебе в голову» очень часто внешне не проявляется настолько ярко, чтобы преподаватель/тренер смог верно оценить богатый потенциал ситуации. Все же мы все - довольно воспитанные люди.
А к учителям у меня есть особое предложение. Я от души рекомендую вам найти какую-нибудь сферу человеческих знаний или умений, к которой у вас есть симпатии - но нет способностей (или, боже упаси, таланта). Начните заниматься именно этим, причем упорствуйте. Вы с легкостью пройдете первый этап новичковой радости - не останавливайтесь. Ваша цель - доползти до ситуации, когда в глухом ноябре-феврале посреди вашей концентрированной и «мне вообще сейчас не до этого» жизни, на излете сил и настроения у вас произойдет занятие, на котором тренер походя и довольно мягко сообщит вам, к примеру, что на данном этапе от вас уже ожидается, более уверенное управление лошадью (кистью, автомобилем, лобзиком, собственными ногами, обутыми в идиотские чешки). Вы перестанете дышать и почувствуете, что вас с размаху швырнули об стену, потому что вообще-то вам не до прогресса и вообще-то для вас все стало значительно хуже, чем было на первых занятиях, пока с вашей стороны ощущались интерес и бесстрашие, а со стороны тренера - одна сплошная поддержка и воодушевление. Потому что тогда у вас еще не было опыта секундной потери равновесия в седле - и всех последующих ночных фантазий на эту тему, тревожных ощущений в колене или бедре, натертых рук, скуки от привычного порядка занятия, и откатов, когда то, что уже вроде выходило, опять не выходит, хоть тресни. Так вот оказывается - оказывается! - несмотря на постоянный режим преодоления, который в принципе относит внутри вас все эти занятия в категорию «пришел - уже медаль на шею», вы должны были еще и вырастить свои показатели, о которых вы никак не думали, потому что отправляли все силы на обработку растущей фрустрации.
Если в этот момент вы не почувствуете желание бросить не только эти занятия, но вообще все, включая, возможно, семью, работу и терапевта, то вы сверхчеловек (и не моя ЦА, не знаю, что вы тут вообще делаете). В идеале, если вы преподаватель, бросать вам нельзя: только постоянный контакт с этим болезненным чувством сможет удержать вас в нужной позиции по отношению к вашим ученикам.
Но совет «прогуливайте» («берите паузы»), безусловно, относится и к вам (к нам) тоже. Неужели мы не люди.
В конце концов, именно этот совет (мамочкин, между прочим, завидуйте) позволил мне когда-то закончить вуз. Вуз был четвертым по счету, и все в семье и в окружении знали, что бросить его - особенно на первой паре лет обучения - будет для меня крайне соблазнительно. Я работала full time - и училась на вечернем 5 раз в неделю. Мой рабочий день заканчивался в 18:00, мой учебный день начинался в 18:00. Дома я была в 23:00, наутро все начиналось сначала. Выходные шли на учебу, отпуска - на сессии. Если бы в этом режиме я не прогуливала, как последняя сволочь, и если бы в моем институте не работали ангелы-похуисты, которые позволяли мне тянуть некоторые хвосты семестрами, диплома бы у меня не было никогда. А я, хоть и выступаю на страницах этого блога в постоянном качестве панка-революционера, без этой корки никогда бы не отважилась публично заявить о себе и своих правах на слово в лингвистике, методике и так далее. И что бы мир потерял в моем недипломированном лице - в общем печально представить. А так - вот я, вот мой диплом (синий, разумеется, еще не хватало), вот мое слово в лингвистике. И сегодня оно такое:
Берегите себя. Не бросайте себя. И - прогуливайте.
Взято с
https://www.facebook.com/kovinagorelik/posts/4917955141579253