Любителям активного зимнего отдыха посвящается

Jan 06, 2011 00:05

*


Небольшой рассказ Ю. И. Коваля, вероятно никогда не публиковавшийся при жизни писателя.

        Юрий Коваль
        Лыжные следы

Подарил мне папа финские лыжи. Назывались они удивительно - «Карху». Вот какое лыжное, какое снежное слово - «Карху». Как будто корку мартовского наста ломают лыжи - и скрипит, и крошится, и крушится под крепкой лыжиной мартовский наст - и летят лыжи друг за дружкой - карху, карху, - и ворона каркает вслед, подогретая мартовским солнцем.
        Как хорошо было на лыжах моих «Карху» с крутой катиться горы. И страшно, и быстро, и трамплин впереди, но только - ух! - «Карху» всегда выручат, всегда пронесут. И падал я, конечно, и в кусты влетал, и в овраги врезался, а лыжи никогда не ломались. Крепкие были лыжи, из карельской сделаны, говорят, берёзы. Вечные лыжи.
        Много лет хвалился я своими лыжами и всё-таки их сломал.
        Как-то вздумал я скатиться на них по обледеневшим ступенькам каменного крыльца. Друзья уговаривали меня не делать этого.
        - Ничего страшного, - сказал я. - Мои лыжи выдержат.
        Ступенек было всего двенадцать, и я поехал.
        Я поехал - и вдруг помчался страшно и прямо перед крыльцом увидел огромную липу, и я понял, что сейчас расшибусь насмерть. Концы моих лыжин ударились в дерево, скрестились, напряглись, прогнулись, но не выдержали страшной тяжести, переломились, а меня-то спасли.
        Гуляю я с тех пор пешком, всё хожу под той самой горой, с которой так любил летать на лыжах, гляжу на свои следы.
        Только следы остались теперь от любимых моих лыж «Карху».
        Скоро их снегом занесёт, а в другой раз папа мне финских лыж не подарит. Седьмую уже зиму заносит снегом след его на земле.

Опубликовано в избранном Ю. Коваля "Листобой" (составитель Ю. Файт). М.: Подкова, Деконт+, 2000 г.

Желаю всем ковалелюбам от души насладиться этой зимой! На лыжах, на санках, да и просто прогулкой по зимнему лесу!

P.S. Любопытна история с публикацией этого рассказа. Юлий Файт почему-то включил его в цикл "Весеннее небо" в избранном. Однако, в самой книжке "Весеннее небо" (М., Детская литература, 1974) этот рассказ отсутствует, впрочем, как нет там и миниатюры "Свиристели", также напечатанной в сборнике Файта. Если проанализировать текст рассказа, можно определить, что написан он был в 1982-83 году, т.е. гораздо позже "Весеннего неба", и скорее всего предназначался для серии книг с Т. А. Мавриной ("Снег"), но по каким-то причинам не вошел. Вот такое наблюдение. Таким образом, эти рассказы в "Листобое" фактически опубликованы впервые, что, мне кажется, стоит отразить в полной библиографии Коваля. Вера Геннадьевна, обратите внимание!

P.P.S. Гениальная реклама фирмы "KARHU". На месте производителя я бы задумался...

- Коваль - семья, Весеннее небо, - Ковалеведение и ковалелюбство, други - Файт, - Коваль - разные тексты, - Коваль - библиография

Previous post Next post
Up