Я очень рада, что подруга моя любимая Лариса Овадис дала в ФБ ссылку на материал об этом замечательном человеке и более чем интересном, но сегодня мало кому, кроме специалистов, известном режиссере, потому что могу и вас с ним познакомить. Для тех, кто предпочитает смотреть, вот видео:
Click to view
И
здесь еще довольно много фрагментов спектаклей Бориса.
А для тех, кто больше любит читать,
есть текст. Так он начинается:
Что может остаться после театрального режиссера? Если его спектакли никогда не были в фаворе и особенно не снимались на камеру, если на них не писали рецензий, если они не попадали на магистральные сценические площадки, - практически ничего. Практически ничего - если этот театральный режиссер не новатор, не великий изобретатель, каким был Борис Понизовский.
Лев Лурье: Наш герой Борис Понизовский родился в 1930 году. Когда ему исполнилось одиннадцать, началась блокада. Он был эвакуирован с интернатом в Сибирь, а мать осталась в блокированном городе и потеряла его. Интернат был ужасным, Понизовский бежал оттуда, бродяжил по Сибири и Казахстану. С этого времени он выучил великую русскую максиму - «Не верь, не бойся, не проси». Он принадлежал к удивительному поколению свободных и смелых людей.
Ленинградцы, чье детство пришлось на тридцатые, а юность на сороковые - особая порода людей. Жизнь начиналась с блокады или эвакуации. Отцы погибли на фронтах или в лагерях. Они взрослели под шум громких послевоенных процессов - ленинградского дела и дела врачей. Об оттепели никто и не мечтал. Это поколение художника Александра Арефьева, поэта Роальда Мандельштама и режиссера Бориса Понизовского.
Валерий Шубинский, поэт: Самое потрясающее в поколении наших родителей, в поколении шестидесятников, - исключительная культурная восприимчивость, способность впитывать новую информацию, додумывать ее. Это ключ ко всему поколению. Понизовский сам придумал театр абсурда, он вписывал кафкианские рассказы, не зная Кафки. Что-то краем уха люди слышали и остальное достраивали...