По поводу этого радостного восточного события чуть-чуть обезьян из разных культур и времен. В конце - наука и чудеса: видеолекция о феномене бурятского ламы Итигелова.
Средневековая Европа. Бестиарий. Англия, около 1300 года. Бодлианская библиотека / Bestiary. C. 1300. MS. Douce 88, fol. 089v, detail. Manuscript. Paper. Country or nationality of origin: English. Monkeys with young being pursued by huntsmen and hounds. Bodleian Library. Source
Год под символом обезьяны, находящейся в стихии огня, в российских буддийских Бурятии и Туве наступает с первыми лучами солнца 9 февраля 2016.
В Калмыкии год Обезьяны начался раньше, еще 5 декабря 2015 года и продлится до 23 декабря 2016. Новый год наступает с калмыцким праздником Зул, имеющим два значения: 1) Окончание одного года и начало нового года. В этот день каждый человек получает один год возраста, становится старше на один год. 2) День памяти Чже Цонкапы /по-калмыцки Зунква-гегян (1357-1419) /Зонкавы /Дзонкавы /Цзонхавы, реформатора буддизма в Тибете, основателя буддийской школы желтошапочников. 5 декабря 2015 (25-й день десятого месяца по лунному календарю) была 596-я годовщина со дня смерти Чже Цонкапы.
В Туве Новый год по лунному календарю, Шагаа - официальный праздник республики и выходной день. В 2016 - это 9 февраля. 2.
Древний Египет. Около 1352-1336 гг. до н.э. Амарна. XVIII динстия / Figure of Monkey Seated on Ovoid Base. Medium: Faience, glazed. El Amarna, Egypt. Dates: ca. 1352-1336 B.C.E. Dynasty: late XVIII Dynasty. New Kingdom. 5.4 x 2.8 x 4 cm. Brooklyn Museum. Source
В Бурятии Сагаалган, буддийский праздник Белого месяца, знаменует наступление Нового года (по-бурятски - Сагаалган) и символизирует начало новой жизни. 3.
Древний Египет. Известняк / Limestone fragment depicting boy leading a monkey and carrying a bunch of grapes. Manchester Museum
Древний Египет. Остракон из Лувра / Ancient Egyptian ostraca in the Musée du Louvre, Paris
В традиции тибетско-монгольского буддизма новогодний праздничный молебен является первым из шести самых важных ежегодных праздников - хуралов.
5.
Средневековая Англия. Псалтирь Латрелла. Британская библиотека, Лондон. Заказчик: сэр Джеффри Латрелла. Около 1325-1340 гг. Одна из самых известных средневековых иллюминированных рукописей мира / Psalter ('The Luttrell Psalter') with calendar and additional material. Date 1325-1340. Origin: England, N. (Lincolnshire). Language: Latin. Parchment. 350 x 245mm (text space 255 x 170mm). Add MS 42130, f. 189v, The British Library. Source
Празднование Нового Года в Тибете приобрело буддийское содержание только в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основоположник школы Гелуг Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддистских монастырях.
6.
Arthurian Romances, France, ca. 1300. Manchester, John Rylands University Library, French MS 1, fol. 212r. via
К Новому Году Цзонхава приурочил проведение праздника Монлам Ченмо (тиб. Великий молебен). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается воспоминанию о 15 чудесах, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в индийском городе Шравасти. В этом году Монлам Ченмо будет проходить с 9 февраля по 23 февраля.
7.
Япония. Новогодняя открытка, 1908. Коза уходит, Обезьяна приходит / New Year's Card: Monkey Giving Goat a Send-off. Late Meiji era. 1908. Artist Unknown, Japanese. Place of Creation: Japan. Overall: 13.8 x 8.8 cm. Accession Number 2002.8770. Color lithograph; ink and metallic pigment on card stock Source
Сагаалган празднуется в Бурятии, Калмыкии, Туве, Иркутской области и Забайкальском крае, в буддийских общинах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Хабаровска, других городов.
8.
Франция, XX в. / Le Singe. André François (1915-2005), a Hungarian-born French cartoonist. 50 x 65 (Format cadre 55 x 73). Lithographie, signée dans la planche. Source
Праздник Сагаалган отмечается в течение целого месяца, это самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов, для посещения ламы-астролога, у которого можно узнать, что следует делать и чего избегать в наступившем году.
9.
Африка. Опубликовано 1901 г. / A negro boy with a young chimpanzee and young orang-utan. The Living Animals of the World: A Popular Natural History Magazine. Date: 1901. Publisher: Dodd, Mead & Co. Source. По клику - с подписью под фотографией
Глава Буддийской традиционной сангхи России XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев на встрече с журналистами поделился своими ожиданиями предстоящего года Красной Огненной Обезьяны, процитировав текст ежедневного Послания Хамбо ламы Даша Доржо Этигэлова от 14 января 2016 года [1]: «Учитель охарактеризовал 2016 год как год больших урожаев, но при условии приложения каждым человеком огромного усердия в создании причин всех своих будущих успехов. «Сажайте семена!» - такое напутствие дал нам Хамбо лама Этигэлов. А успех всегда приходит и придет к тому, кто бдителен, бдителен во всем. Таковы слова великого Учителя Нагарджуны». [2]
10.
1960. Шимпанзе-астронавты и их наставники-тренеры / Astrochimps and their handlers in 1960. Ralph Crane-Time & Life Pictures. Getty Images. Time. Source
11.
1961. Хэм (1956-1983) - первый шимпанзе-астронавт. После космического полета Хэм 17 лет жил в Смитсоновском зоопарке в Вашингтоне, а затем в зоопарке Северной Каролины / Ham the astrochimp after his historic 1961 suborbital flight. Ralph Morse-Time & Life Pictures. Getty Images. Time. Source
-------------- Послание о наступающем годе от Хамбо-ламы Итигэлова (род. 13 мая 1852 - 15 июня 1927 - сентябрь 2002 - по настоящее время)
Ежедневно в Бурятии в Иволгинском дацане в Ордоне - Дворце Хамбо ламы Этигэлова проводится двухчасовой хурал, посвященный Учителю. С 8:00 до 10:00 Ламы-Хранители подносят ему великие тексты. " С начала 2008 года после завершения хурала Главный Хранитель Бимба лама Доржиев проводит получасовую медитацию, созерцая то, что проявляет перед ним Учитель. Эти уникальные встречи каждого дня и личные Послания Хамбо ламы являются ни чем иным, как продолжением в этой жизни его просветительской деятельности, которой он занимался в прежней, вплоть до самого дня начала его Великой Медитации - 15 июня 1927 года. Вернувшись к нам в начале сентября 2002 года, в феноменальном состоянии он продолжает свою жизнь и деятельность. " [1]
Встреча с XII Пандито Хамбо ламой Этигэловым от 14 января 2016 года.
" Идет строительство кошары для овец. За ней стоит человек и говорит: "Что это за погода, совсем лета нет! Будущий год будет другим, лучше, чем этот". Хамбо Лама Этигэлов сказал: "Говорят, что еще надо зерно засеять». Комментарий XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева:
Уходящий год под покровительством Овцы по буддийскому календарю принес небывалую жару, пожары. Хамбо лама Этигэлов предсказывает нам, что наступающий 2016 год под покровительством Обезьяны будет другим, лучше, чем 2015 год. А это значит, что будут дожди и хорошие урожаи. Наблюдайте! " [1] [1] Из текстов ежедневных Посланий Хамбо ламы Этигэлова, публикуемых на сайте Буддийской традиционной сангхи России.
О нетленном Хамбо ламе Этигэлове с научной точки зрения. Программа ACADEMIA: Загадка Хамбо-ламы Итигэлова. Лекция доктора исторических наук, профессора Российского государственного гуманитарного университета Ершовой Галины Гавриловны.
В современном историческом пространстве и в настоящее время происходят явления, которые на первый взгляд кажутся невероятными. К ним относится и феномен бурятского ламы Итигелова, нетленное тело которого было извлечено из погребения в 2002 году после нахождения под землей на протяжении 75 лет. Проведенные междисциплинарные исследования позволили сформулировать научную гипотезу, в основе которой лежат скрытые возможности человеческого мозга.