Содержание
•
Иезуиты - исповедальники монархов и аристократии•
Иезуиты - учителя Европы•
Иезуитский театр•
Шекспир, как иезуитский драматург•
Канонизация Игнатия де Лойолы•
Иезуиты и Кино•
Католическое Действие•
Иезуиты и Гитлер•
Иезуиты и средства социального воздействия•
Результат влияния иезуитов на образование и искусство Иезуиты - исповедальники монархов и аристократии
Укрепленные безоговорочным одобрением Трентского собора, иезуиты быстро стали самыми популярными духовниками церкви. Игнатий указывал, что "иезуит не должен позволять никому покидать исповедальню без утешения". "Если мнение исповедника по какому-либо вопросу можно найти хоть сколько-нибудь оправданным", - говорил Игнатий: "ему должно быть позволено придерживаться его, даже если противоположное мнение можно назвать более правильным."
Людям нравилось исповедоваться иезуитам. "Всегда ходи к иезуитам на исповедь", - говорили в Германии: "потому что они подкладывают тебе подушки под колени и под локти."
Купцы, аристократы, придворные и коронованные особы настаивали на том, что исповедь иезуитов - лучшая во всем христианском мире. Иезуиты считались величайшими исправителями закоренелых грешников, самыми верными моральными наставниками в запутанных жизненных вопросах. Действительно, в течение двух столетий все французские короли, от Генриха III до Людовика XV, исповедовались иезуитам.
Все германские императоры после начала 17 века также исповедовались иезуитам. Иезуиты принимали исповеди всех герцогов Баварии после 1579 года, большинства правителей Польши и Португалии, королей Испании в 18 веке и короля Англии Якова II .
Таинство исповеди поставляло иезуитским информационным каналам жизненно важные государственные секреты. Исповедь также давала Обществу Иисуса идеальное средство воздействия на политические процессы. Один из наиболее драматических примеров можно найти в знаменитых мемуарах Франсуа де ла Шеза, исповедника-иезуита при тяжело больном короле Франции в 1675-1709 годах. "Много раз с тех пор", - писал ла Шез: "когда я исповедовал его [Людовика XIV], я сотрясал Ад вокруг его ушей и заставлял его вздыхать, бояться и дрожать, прежде чем дать ему отпущение грехов. [1] Из этого я понял, что он все еще предрасположен ко мне и готов подчиняться моему руководству; поэтому я показл ему всю подлость этого поступка, рассказав всю историю, и как это было нечестиво, и что отпущение не может быть дано, пока он не сделает какой-нибудь хороший поступок, чтобы искупить это преступление. Тогда он наконец спросил меня, что он должен сделать. Я сказал ему, что он должен искоренить всех еретиков из своего королевства.
Людовик подчинился своему духовнику, отменив Нантский эдикт (октябрь 1685 г.), который немедленно привел к:
• разрушению всех оставшихся протестантских храмов во Франции и полному запрещению даже частного богослужения под страхом конфискации тела и имущества;
• изгнанию всех протестантских пастырей из Франции в течение пятнадцати дней;
• закрытию всех протестантских школ;
• запрещению родителям обучать своих детей протестантской вере;
• штрафу в пятьсот ливров за отказ, чтобы протестантские дети крестились приходским священником и воспитывались в римско-католической религии;
• конфискации имущества всех протестантских беженцев, которые не смогли вернуться во Францию в течение четырех лет.
• наказанию в виде пожизненного каторги на галерах для всех мужчин и пожизненного заключения для всех женщин, которые попытаются бежать из Франции. [2]
Иезуиты - учителя Европы
Было неизбежно, что Трентский собор утвердит иезуитов в качестве школьных учителей Европы. На деньги, полученные от королей и коммерции (и ни пфеннига от церкви), иезуиты построили обширную систему школ и колледжей. Плата за обучение не взималась, но каждого будущего студента тщательно проверяли, есть ли у него способности, которые Общество Иисуса могло бы использовать. С основанием первой иезуитской школы в Коимбре, в Португалии, младшей сестрой императора Римской империи, Катериной (предмет романтического интереса Иниго, которая к тому времени вышла замуж за короля Португалии), основным занятием иезуитов стало преподавание. К 1556 году три четверти членов общества преподавали в 46 иезуитских колледжах "учение (Рима) против учения (Библии)", воспитывая умы с помощью просвещенного гуманизма в противовес Священному Писанию. Эта сеть расширится к 1749 году до 669 колледжей, 176 семинарий, 61 учебного заведения и 24 университетов, частично или полностью находящихся под руководством иезуитов.
Многие протестантские семьи посылали своих сыновей в иезуитские школы, несмотря на предупреждение Мартина Лютера в "Обращении к правящему классу" (1520), что "если они не будут обучать и внушать Священное Писание молодым ученикам, школы окажутся вратами ада."
Иезуитская учебная программа, или "Ratio Studiorum" (Программа Обучения), проявляла пренебрежение к Священному Писанию. Часть IV, раздел 351 Конституции Лойолы, предписывает курсы по изучению "алфавитов различных языков, логике, естественной и моральной философии, метафизике, схоластике и позитивной теологии", а в конце списка "Священное Писание". То, насколько строго должен был изучаться каждый из этих предметов, зависело от "обстоятельств, времени, места, людей и других подобных факторов, в соответствии с тем, что кажется целесообразным нашему Господу." Раздел 366 ставит Священное Писание в зависимость многих факторов: "Схоласты должны приобрести хорошие познания в латыни, прежде чем они смогут посещать лекции по искусствам, а затем они могут перейти к схоластической теологии; и только потом к изучению позитивной теологии. Священное Писание можно изучать либо паралельно, либо позже." Если Священное Писание вообще следует изучать, то комментарии и критическое толкование протестантской схоластики должны быть проигнорированы:
"В отношении христианских авторов, даже если произведение может быть хорошим, его не следует читать, если автор плох, чтобы не приобрести привязанности к нему."
"Учебная программа иезуитских колледжей, в значительной степени, была принята в качестве основы учебных программ европейских колледжей в целом", - писал доктор Джеймс Дж.Уолш, декан Медицинской школы Фордхэмского университета. [3] Более того, по мнению Уолша:
"Отцы-основатели нашей американской республики, то есть люди, которые составили и подписали Декларацию независимости, которые были лидерами американской революции и которые сформулировали Конституцию Соединенных Штатов, в большинстве своем, получили образование в колониальных колледжах или в соответствующих колледжах за границей, которые почти точно следовали иезуитской "Ratio Studiorum" (Программе обучения). Этот факт, в значительной степени, упущен из нашей истории американского образования."
В программе "Ratio Studiorum" были заложены элементы зрелищности, драматической постановки-композиции, риторики и красноречия. Курсы этой программы были связаны с "Духовными упражнениями" (Лойолы), чтобы усилить эмпирическое превосходство католической доктрины над Священным Писанием и протестантизмом. Они вылились в жанр зрелищных пьес, получивших известность как "Иезуитский театр".
Иезуитский театр
Первый иезуитский спектакль был поставлен в Вене в 1555 году, почти за сорок лет до появления Шекспира. Он мгновенно стал популярен и быстро распространился по другим частям Европы. Между 1597 и 1773 годами только в Нижнем Рейне было поставлено более пятисот иезуитских спектаклей. Пьеса иезуитского священника Якоба Бидермана "Ценодокс" (Новомодные верования), пункт за пунктом опровергающая учение Мартина Лютера, доказала силу развлечений в достижении политических реформ. "Было произведено настолько благотворное впечатление", - писал отец Бидерман, вспоминая открытие Сенодокса в Мюнхене в 1609 году: "что целых четырнадцать человек высшего ранга баварского двора удалились в уединение в последующие дни, чтобы выполнять духовные упражнения и изменить свой образ жизни. Воистину, сотня проповедей не принесла бы столько пользы." [4]
Образцовая иезуитская драма, поставленная в 1625 году в колледже Сент-Омер в честь бельгийской королевской семьи, аллегорически изображала славный конец гражданской войны в Бельгии, принесенный появлением принцессы Изабеллы и ее мужа Альберта. В пьесе изображалась страна, долгое время угнетенная железным веком, молящая о помощи Юпитера, который, созвав совет богов, низверг Сатурна, недавно женатого на Астрее. Эти посетители были с большой помпой приняты двенадцатью зодиаками или князьями, посланными Меркурием. Затем они послали с Елисейских полей четырех самых могущественных героев: Геракла, Ясона, Тесея и Персея, с приказом победить железный век, войну, заблуждение и раздор. Герои изгнали чудовищ и открыли пкть золотому веку, миру, правде и согласию. Принцесса вместе со всем собранием была в восторге. [5]
Профессорско-преподавательский состав Мюнхенского колледжа высоко оценил то, как иезуитский театр пленил протестантов, особенно родителей школьников: "Нет лучшего средства подружиться с еретиками и врагами Церкви и пополнить число учащихся в школе, чем хороший спектакль. Иезуитские спектакли Мольера в Париже пользовались такой популярностью, что даже на генеральных репетициях были аншлаги. Моцарту в возрасте одиннадцати лет было поручено написать музыку для пьесы в иезуитском колледже Зальцбурга, где его отец был музыкальным руководителем. Даже из Вест-Индии миссионер-иезуит сообщал, что "Ничто не произвело на индийцев более сильного впечатления, чем наша пьеса."
Шекспир, как иезуитский драматург
В Англии иезуитский театр не был известен как таковой из-за закона королевы Елизаветы, карающего смертью за принадлежность к иезуитам или за помощь им. Но если целью иезуитского театра было завладеть той долей духовного внимания человека, которая иначе была бы направлена на Библию, то Англия, несомненно, произвела на свет величайшего иезуитского драматурга. Шекспир занимает нас человеческим процессом таким образом, что слегка отодвигает Библию на второй план - точно в соответствии с миссией иезуитов.
Шекспировские персонажи проповедуют, но не Евангелие Иисуса Христа, а гностическое озарение учения Медичи в духе иезуитских школ. Неудивительно, что тайная традиция тамплиерства утверждает, что Шекспир, по крайней мере автор его пьес, был розенкрейцером, погруженным в учение Медичи:
"Философские идеалы, провозглашенные в шекспировских пьесах, ясно показывают, что их автор был хорошо знаком с некоторыми доктринами и догматами Розенкрейцерства; на самом деле, глубина шекспировских произведений клеймит их создателя как одного из иллюминатов эпохи."
Кто, кроме платоника, каббалиста или пифагорейца, мог написать Бурю, Макбета, Гамлета или Трагедию Цимбелина? Кто, кроме человека, глубоко сведущего в преданиях Парацельса, мог задумать "Сон в летнюю ночь"?
Однако, как отмечает Гарри Уиллс в своей книге "Ведьмы и иезуиты", пьеса "Макбет" - это тщательно продуманное осуждение иезуитов как сатанистов, убийц и ведьмаков. "Макбет" - одна из многих "пороховых пьес" своего времени, жанр, в котором некоторые громкие слова, хорошо понятные современникам, увековечивают вину и казнь восьми иезуитов за то, что они замышляли "Пороховой заговор" 5 ноября 1605 года. Заговор имел целью взорвать все правительство Англии, включая королевскую семью, одним разрушительным взрывом под зданием парламента.
Как могла пьеса, порочащая иезуитов, послужить иезуитской программе? Как мы увидим, война в защиту папства требует экстравагантных мер. На самом деле, и Пороховой заговор, который провалился, и празднование его рскрытия, которое продолжается в "Макбете", послужили Риму в изобилии. Король Яков I, объявивший себя открывателем заговора благодаря Божественному озарению, обвинил в заговоре "иезуитов и папистов." Но, в то же время, Яков I оправдывал "менее фанатичных католиков." [6] Согласно Уиллсу: "Заговор дал [Якову I] наилучшую возможность отделить лояльных и умеренных католиков от безумных экстремистов."
Короче говоря, заговор обеспечил доверие "лояльным и умереным" католикам в Англии. В рассуждениях высшего генерала, в частности генерала заговора и Шекспировского театра Клаудио Аквавивы, жертва восьми иезуитов была небольшой тактической платой за то, чтобы заставить короля Англии выразить доверие британским подданным Папы, составлявшим половину населения королевства.
Канонизация Игнатия де Лойолы
Это тщательно продуманное иезуитское театральное действо было подготовлено Григорием XV, первым учеником иезуитов, избранным папой. Это была канонизация Игнатия де Лойолы, кульминация короткого папства Григория (он правил всего три года). Библии не разрешает канонизацию. Это процесс, скорее, заимствован из языческой традиции "апофеоза" (apotheosis), когда жреческая коллегия объявляла особо отличившегося смертного Богом. В римском католицизме "Священная конгрегация ритуалов" проводит длительную инквизицию в отношении работ умершего кандидата. Инквизиция может занять десятки, даже сотни лет. Работы кандидата защищаются в суде из трех судей против "адвоката дьявола". Окончательный приговор объявляется папой, который приказывает Церкви верить, что душа кандидата находится на небесах, и поклоняться человеку с титулом "святой". (Библия учит, что всякий, кто слушает и исполняет заповеди Иисуса, является святым. При любой иерархической волоките он избегает суда и сразу же после физической смерти попадает на небеса.)
Канонизация Лойолы состоялась 12 марта 1622 года на церемонии, которая была "беспрецедентным проявлением церковной помпезности, пышности и экстравагантности. [7] Один из очевидцев описал это событие как "выражение возрожденного духа Католической Церкви, торжества Пресвятой Девы над Лютером и Кальвином". [8]
Иезуиты и Кино
Находясь на гребне гуманистического изобилия после канонизации Лойолы, иезуитский священник Афанасий Кирхер (1602-1680) внес значительный вклад в развитие иезуитского театра как чувственного опыта. Со своим мегафоном, который позволял голосу одного человека достигать тысяч, Кирхер заложил идею радиовещания. Он также основал современную теорию камеры с его усовершенствованием "Волшебного фонаря" (Lanterna magica). Волшебный фонарь проецировал четкие изображения через линзу на экран, создавая у зрителя иллюзию горящих городов и пожаров. Работа Кирхера оказала влияние на создание фенакистоскопа (1832), зоотропа (1860), кинематоскопа (1861), кинемографа (1868), праксиноскопа (1877) и, наконец, кинетографа Томаса Альвы Эдисона для съемки действия, проецируемого на экран через его кинетоскоп (1894). Эдисон придумал ласкательное имя для своей студии с дегтярными обоями в Уэст-Орандж, штат Нью-Джерси, где снимались его прототипы. Он называл ее "Черная Мария", термин, который точно описывал образ, которому Иниго де Лойола посвятил свою жизнь в 1522 году - Черной Мадонне Монтсеррата.
Самая ранняя тема американского кино, которая захватила народное воображение - "ковбой" - также была вкладом иезуитов. Эусебио Кино (Eusebio Kino), чья статуя является одной из двух, представляющих Аризону в здании Капитолия США, был профессором-иезуитом из Ингольштадтского колледжа в Баварии. Между 1687 и 1711 годами Кино ввел в Южную Аризону крупный рогатый скот и управление им. За это его с благодарностью вспоминают как "отца скотоводческого дела". Размышляя над произведениями Кирхера и Кино, мы приходим к довольно удивительному осознанию: ковбои Кино, проецируемые через волшебный фонарь Кирхера, внушили ранним американским кинозрителям основополагающее послание иезуитского театра и римско-католической теологии, что знание и повиновение Писанию не обязательно для понимания путей добра и зла или для отправления правосудия в соответствии с естественным законом.
Использование кино и радио для объединения католических мирян с Римской иерархией было главной целью "Католического действия" (Catholic Action).
Католическое Действие
Католическое действие [*] было открыто в 1922 году Пием XI, два исповедника которого, отцы Алиссиарди и Селебрано, были иезуитами. Пий XI установил радиостанцию в Ватикане (1931) и создал Национальное бюро киносмотра (1922). Пий XI приказал католикам заниматься политикой. В письме Peculari quadam (Cдерживание паствы) он предупреждал, что "люди Католического действия потерпят неудачу в своем долге, если они не попытаются руководить политикой своей провинции и своей страны."
Примечание:
[*] Католическое действие - обобщающее название массовых католических организаций мирян, действующих под руководством Церкви и имеющих целью продвижение католических идей и принципов в общество. В XX в. эту деятельность стали именовать «апостольством мирян», её основные принципы были определены в декрете Второго Ватиканского собора Apostolicam Actuositatem.
https://en.wikipedia.org/wiki/Catholic_Action Иезуиты и Гитлер
Люди Католического действия действительно пытались. Их первой серьезной попыткой было использовать стратегию черного папы Влодзимежа Ледуховского [*] по объединению католических народов Центральной и Восточной Европы в Пангерманскую федерацию. Чтобы возглавить федерацию, Ледуховскому требовался харизматичный лидер, которому можно было бы поручить подчинить коммунистический Советский Союз на востоке, протестантскую Пруссию, протестантскую Великобританию и республиканскую Францию на Западе. [9] Ледуховский выбрал католика-милитариста Адольфа Гитлера, который в 1936 году сказал епископу Оснабрюка, Бернинду, что между национал-социализмом и католической церковью нет принципиальной разницы. Разве церковь не смотрела на евреев как на паразитов и не запирала их в гетто? Гитлер говорил: "Я делаю только то, что церковь делала в течение полутора тысяч лет, только более эффективно." Будучи католиком, Гитлер сказал Бернингу, что он "восхищается христианством и хотел бы продвигать его." [10]
Примечание: [*] Влодзимеж Ледуховский - 26-й генерал иезуитов в 1915-1942 годах, представитель польского дворянского рода Ледуховских.
https://continuingcounterreformation.blogspot.com/2007/06/wlodimir-vladimir-ledochowski.html https://en.wikipedia.org/wiki/Wlodimir_Led%C3%B3chowski Чтобы продвигать христианство по методу римского католицизма, Гитлер поручил Лени Рифеншталь создать величайшие фашистские фильмы. Ее обожествление Гитлера и романтизация авторитаризма в спектаклях типа "Триумф воли" - это, по сути, история немецкого кинематографа 1930-х. В печати пангерманский манифест Ледуховского принял форму автобиографической книги Гитлера "Майн Кампф" (Моя борьба), написанной отцом-иезуитом Штаемпфле [11] и помещенной рядом с Библией на алтарях немецких церквей. [12]
Иезуиты и средства социального воздействия
После Второй мировой войны, в сентябре 1957 года, Папа Иоанн XXIII, в своей энциклике "Miranda prorsus" (Взгляд вперед) раскрыл перед театром иезуитов более широкие горизонты, сказав:
"Людей нужно привести в более тесное общение друг с другом. Они должны стать социально мыслящими. Технические искусства (кино, радио и телевидение) могут достичь этой цели гораздо легче, чем печатное слово. Католическая Церковь страстно желает, чтобы эти средства были обращены на распространение и продвижение всего того, что действительно можно назвать добром. Охватывая, как она это делает, все человеческое общество в орбите своей божественной миссии, она непосредственно занимается укреплением цивилизации среди всех народов."
Католическим кинопродюсерам и режиссерам "Miranda prorsus" отечески запретила снимать фильмы, противоречащие вере и христианским моральным нормам. Если это и случится, не дай Бог, то епископы должны упрекнуть их и, если потребуется, наложить на них соответствующие санкции.
Иоанн XXIII настаивал, чтобы Национальные киноведческие бюро Пия XI были доверены людям, имеющим опыт работы в кино, радиовещании и телевидении, под руководством священника, специально выбранного епископами. В то же время мы настоятельно призываем, чтобы верующие, и особенно те, кто воинствует в деле католической деятельности [иезуиты и их ставленники], были должным образом проинструктированы, чтобы они могли оценить необходимость оказания этим ведомствам эффективной поддержки.
В 1964 году Папа Павел VI усилил "Miranda prorsus" декретом "Inter mirifica" (Среди чудес), сказав: "Первородное право Церкви использовать и владеть прессой, кино, радио, телевидением и другими подобными средствами." Павел указал на особую ответственность за надлежащее использование средств социальной коммуникации, которая лежит на журналистах, писателях, актерах, дизайнерах, продюсерах, дистрибьюторах, операторах, продавцах, критиках - всех тех, кто участвует в создании и передаче коммуникаций любым способом.
"Они обладают силой направлять человечество по пути добра или зла посредством информации, которую они передают, и давления, которое они оказывают. Они должны регулировать экономические, политические и художественные ценности таким образом, чтобы это не противоречило общему благу."
Качество развлекательного содержания было определено в разделе "Inter mirifica", поощряющем "хронику, описание или представление морального зла, которое может с помощью средств социальной коммуникации и соответствующей драматизации привести к более глубокому знанию и анализу человека и к проявлению истинного и доброго во всем их великолепии.
Ободренные папским декретом, социальные коммуникаторы с 1965 года использовали "свободу слова" до предела, описывая и представляя моральное зло с такими все более яркими, отталкивающими, похотливыми, но часто привлекательными деталями, что развлечение стало, по мнению многих, технологическим патентом создания морального зла. Это не привело аудиторию к более глубокому пониманию Священного Писания. Этот факт определяет сегодняшнее развлечение как успешную иезуитскую театральную миссию.
За четыре столетия своего существования образовательно-театральное предприятие иезуитов произвело на свет гордого, уравновешенного и наделенного богатым воображением выпускника. Он просвещен гуманитарными науками библиотеки Медичи, поверхностен в мирских делах, движим театральностью и равнодушен к Священному Писанию. Производство иезуитских выпускников стал целью современного общественного образования, несмотря на высокую цену игнорирования Писания (что, как предупреждал Лютер и подтвердило массовое убийство в школе Колумбайн, действительно превратило государственные школы в "расширяющиеся врата ада"). Иезуитский театр и духовные упражнения, первоначальная цель которых состояла в том, чтобы посредством эзотерических эмоциональных переживаний привести человеческий ум в подчинение Папе, превратились в полноценный арсенал современной социальной коммуникации.
Великая цель затуманивания Писания привела к тому, что формальное изучение основ, краеугольным камнем которых является Библия, - литературы, науки и истории - оказалось невозможным. Исследование, проведенное Национальной ассоциацией ученых США в ежегодном списке "Лучших колледжей Америки" (включая как частные, так и государственные), выявило поразительные цифры. [15]
Результат влияния иезуитов на образование и искусство
В 1914 году почти все эти учебные заведения имели обязательные курсы английского языка; к 1964 году этот показатель составлял 86%, а в 1996 году-36%.
В 1914 году 82% лучших колледжей и университетов имели традиционные требования к математике; к 1964 году их было только 36%; к 1996 году-12%. В 1914, 1939 и 1964 годах более 70% учебных заведений требовали хотя бы одного курса естественных наук; в 1996 году этот показатель снизился до 34%.
В 1914 году курсы литературы требовались в 75% учебных заведений, а в 1939 и 1964 годах-в 50%. Сегодня ни в одном из "лучших" учебных заведений нет потребности в литературе.
Большинство колледжей сегодня выпускают выпускников, которые изучали мало или вообще не изучали историю. В 1914 году 90% элитных колледжей Америки требовали изучения истории; в 1939 и 1964 годах-более 50%; к 1996 году только одна из 50 лучших школ предлагала обязательный курс истории. Возможно, приближается день, когда единственными историками будут любители, которые изучают самостоятельно, которые исследуют прошлое, чтобы понять настоящее и не быть застигнутыми врасплох будущим.
Американский ум систематически склонялся к воле Воинствующей Церкви (иезуитов), в то время как интеллектуальные средства, которые позволяли осознать окупацию, были отключены. Большая часть содержания современных СМИ, будь то телевидение, радио, печать, кино, сцена или интернет, является современным иезуитским Ratio Studiorum. Сегодня иезуитский колледж - это уже не просто учебное заведение; он стал нашим социальным окружением - кино, торговый центр, школа, дом, сознание. Человеческий опыт стал Духовным упражнением, выполняемым харизматичными духовными наставниками, которые знают, как управлять эмоциями демократии. Логика, перспектива, национальная память и самодисциплина очищены до такой степени, что "необузданные эмоциональные реакции", как выразился экономист Томас Соуэлл, "это все, что у нас осталось."
Несмотря на свое господство над американской жизнью, мало кто из американцев понимает термин "иезуит". В следующей главе мы рассмотрим, как этот термин определяется в наших базовых справочниках. Эти определения помогут нам лучше понять характер, создаваемый психологической техникой Игнатия Лойолы.
Примечания к главе 9:
1. Ла Шез, вероятно, направил короля через Пятое упражнение, знаменитое "размышление об аде", которое стало центральным элементом протестантской проповеди "адского огня и серы". Пятое упражнение в целом выглядит следующим образом: "первый пункт. Это значит видеть в воображении огромные огни и души, заключенные, так сказать, в огненные тела. Вторая точка. Слышать плач, вой, вопли и богохульства против Христа, Господа нашего, и против святых его. Третья точка. С помощью обоняния воспринимать дым, серу, грязь и разложение. Четвертый пункт. Вкусить горечь слез, печаль и угрызения совести. пятая точка. С чувством осязания чувствовать пламя, которое обволакивает и сжигает души. Беседа. Вступайте в беседу со Христом, нашим Господом. Вспомните, что из тех, кто находится в аду, одни пришли туда, потому что не верили в пришествие Христа; другие, хотя и верили, но не соблюдали заповедей. Разделите их всех на три класса: 1. Те, кто были потеряны до пришествия Христа; 2. те, кто были потеряны во время его жизни; 3. те, кто были потеряны после его жизни здесь, на земле. Поэтому я возблагодарю Господа нашего Бога за то, что он не положил конец моей жизни и не позволил мне попасть ни в один из этих трех классов. Я также буду благодарен ему за то, что он до сих пор проявлял ко мне такую любовь и милосердие. Близок с нашим отцом."
2. Samuel Smiles, The Huguenots, New York: Harper & Brothers (1869), p 153
3. James J. Walsh, MD, American Jesuits, New York: The Macmillan Company (1934), P 174
4. Manfred Barthel, The Jesuits, p 125
5. Henry Foley, SJ, Records of the English Province SJ, VII, Part 2, London (1877-1883), pp 1162ff.
6. Garry Wills, Witches & Jesuits: Shakespeare’s Macbeth, New York: Oxford University Press (1995), p 20.
7. Barthel, The Jesuits, page 42
8. Ibid.
9. Edmond Paris, The Secret History of the Jesuits (translated 1975, original publisher and publication date unknown), distributed by Chino C A : Chick Publications, pp 127-8
10. Peter de Rosa, Vicars of Christ, p 5
11. Ibid., p 138
12. Barthel, The Jesuits, p 260
13. Education Reporter, May 1996, published monthly by Eagle Forum Education & Legal Defense Fund, St. Louis, MO 63105
Английский оригинал:
https://exploringrealhistory.blogspot.com/2019/08/part-3-rulers-of-evil-securing.htmlНа главную страницу:
https://subjecthistory.livejournal.com/8135.html