Содержание
•
Годы учёбы Лойолы в Испании и во Франции•
Клятва Иезуитов и иезуитский смысл абревиатуры I.N.R.I.•
Папа Павел III одобряет создание Общества Иисуса•
Коадъюторы - армия мирских агентов иезуитов Годы учёбы Лойолы в Испании и во Франции
Вернувшись из Иерусалима в Барселону весной 1524 года, Иниго де Лойола решил стать священником. Следующие три года он провел в Испании, изучая необходимую латынь. Поскольку прямой контакт с Библией был запрещен законом, его чтение было связано с гуманитарными науками.
С помощью эзотерического опыта своих Духовных упражнений он очаровывал жен важных людей. Он часто получал приглашения отобедать за элегантными столами, но предпочитал выпрашивать еду от двери к двери и раздавать отборную добычу бедным и больным. Он жил на чердаке и спал на досках пола, отчаянно пытаясь убедить Бога в своем достоинстве. Он молился по шесть часов в день, три раза в неделю ходил к мессе, исповедовался каждое воскресенье и продолжал пороть себя. Он придумывал тайные аскезы, такие как просверливание дырок в ботинках и хождение босиком зимой.
Иногда эти упражнения вызывали у его последователей случаи странного поведения - обмороки, долгие приступы слабости или меланхолии, катанье по земле, трупную неподвижность. Испанская инквизиция допрашивала Лойолу по подозрению в проповеди гностического иллюминизма. Когда Иниго стал настаивать, что он вовсе не проповедует, а просто говорит о делах Божьих в привычной манере, инквизитор отпустил его. Инквизиция предписала Иниго 1) избавиться от эксцентричной одежды и одеваться, как другие студенты, 2) воздерживаться от проведения собраний, пока он не закончит четырехлетнюю учебу, и 3) воздерживаться от определения того, что является тяжким грехом. Устав от преследований, Лойола решил продолжить своё четырехлетнее образование вне досягаемости инквизиции.
Он отправился в Парижский университет с вьючным мулом, который вез его вещи. Он прибыл в университет 2 февраля 1528 года и вскоре после этого зарегистрировался в старом захудалом колледже Монтегю. Джон Кальвин, которому предстояло стать великим разработчиком теологических систем протестантизма, покидал Монтегю как раз в тот момент, когда туда прибыл Лойола. Эразм, самый знаменитый выпускник колледжа, вспоминал, что колледж Монтегю не дал ему "ничего, кроме зараженного тела и огромного количества вшей". Студенчество состояло в основном из своенравных парижских мальчиков, которых держали в строгой дисциплине; Иниго было 37 лет.
Париж был дорогим городом, даже для студентов. Большая часть средств, собранных Иниго в Барселоне, была украдена одним из его учеников. В начале 1529 года он отправился в Бельгию, где, как полагают, получил деньги от людей, близких к императору Священной Римской империи. Одним из них был Хуан де Куэльяр, казначей королевства Испания. Другим был Луис Вивес, личный секретарь тетки императора, английской королевы Екатерины, и личный наставник ее дочери, принцессы Марии (впоследствии "Кровавой" королевы). Иниго вернулся в Париж в гораздо лучше состоянии. Он улучшил свое жилье.
В октябре он покинул Монтегю и поступил в университет Сент-Барб на другой стороне улицы. Он изучал искусство и философию в течение трех с половиной лет. Его имя значится в реестре Сент-Барба как Игнатий де Лойола. Некоторые историки-иезуиты предполагают, что он принял это имя в честь раннехристианского мученика Игнатия из Антиохии.
В Сент-Барбе Иниго начал серьезно организовывать свою армию, но не раньше, чем снова отправился в Бельгию, чтобы попросить Хуана де Куэльяра и Луиса Вивеса еще больше денег.
Вооруженный знанием тайн тамплиеров и знакомством с императором и Вивесом, Игнатий переправился в Англию. Это значительное путешествие упоминается лишь однажды в его автобиографии. Он признает, что "вернулся с большим количеством милостыни, чем обычно". Возможно, королева Екатерина, тетушка императора, познакомила его с Говардами и Петрами, которые, как известно, были одними из первых семей, принявших и вскормивших посланных в Англию иезуитов.
Начиная с его двух соседей по комнате в Сент-Барбе, Игнатий вскоре собрал круг из шести близких друзей от подросткового возраста до двадцати с небольшим лет. Как и он сам, они были предприимчивы, впечатлительны, умны и не верили в высший авторитет Библии. Их самой заветной мечтой было спасти Святую Землю от мусульман, совершив героические подвиги тамплиеров. Одному за другим Игнатий давал им Духовные упражнения, и один за другим они становились учениками. Через несколько лет они уже называли себя "La Compañìa de Iesus", "Обществом Иисуса".
15 августа 1534 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, сподвижники поклялись служить Пресвятой Богородице в Церкови св. Марии на Монмартре и в церкови Святого Дени, покровителя Франции. (Переживание клятвы на Монмартре должно быть было очень сильным, ибо Франциск Ксавье, которому предстояло стать святым Франциском, апостолом Востока, выполнял Духовные упражнения с таким "покаянным рвением", как говорит Бродерик в "Происхождении иезуитов", что "едва не повредил свои конечности".) Они дали обет бедности, целомудрия и спасения Иерусалима от мусульман. Однако, если спасение окажется невозможным в течение года, они поклялись без всяких вопросов выполнить любую другую задачу, которую папа потребует от них.
Не прошло и года, как папа Климент VII умер, и иерусалимская мечта оказалась под угрозой новых опасностей. Библия Лютера на немецком языке породила массовое отступничество по всей Германии, Норвегии, Швеции и Дании.
Во Франции реакция на Библию Лефевра была настолько решительной, что король Франциск I воскликнул, что обезглавит своих детей, если обнаружит, что они укрывают богохульные ереси, которые можно приобрести через прямое соприкосновение с Писанием. Англия была полностью потеряна, но не из-за чтения Библии, которое Генрих VIII преследовал так же ревностно, как и папа, а из-за любовной жизни короля. Генрих потребовал, чтобы Климент VII дал ему развод с тетей императора Екатериной, а затем признал его новой женой протестанку Анну Болейн. Когда Климент промолчал, Генрих отнял у Рима всю Англию и сделал себя "полноправным хозяином земель и владений [Англии], как по закону, так и по справедливости". [1]
Климента VII сменил старейший кардинал, эрудированный гуманист с выдающимися дипломатическими способностями, 66-летний Алессандро Фарнезе, который стал Павлом III. Кардинал Фарнезе получил частное образование в доме Лоренцо д'Медичи и был назначен казначеем Ватикана в 1492 году. Ватиканские шутники прозвали Фарнезе "кардиналом Петтикотом", потому что его поразительно красивая сестра Джулия была любовницей распутного Папы Александра VI, за что те же шутники прозвали ее "невестой Христа". Джулия позировала обнаженной для статуи богини справедливости, которая все еще сладострастно возлежит на могиле Павла III в Базилике Святого Петра. Два столетия спустя по приказу Пия IX, первого Папы Римского, официально объявленного непогрешимым, обнаженные груди Джулии были обтянуты металлической блузой. [2]
Павел III - крупная фигура в истории Общества Иисуса, а следовательно, и Соединенных Штатов Америки, поскольку именно он утвердил летом 1539 года бизнес-план Игнатия де Лойолы. Игнатий предложил "минимальное общество", которое "сражалось бы в служении Господу Богу под знаменем Креста". Ополчение будет небольшим, не более шестидесяти человек, и каждый должен будет принести четыре обета - бедности, целомудрия, послушания Церкви и особого послушания Папе.
• Они не будут ограничены каким-либо конкретным приходом, но будут рассеяны по всему миру в соответствии с потребностями папства.
• Они не будут носить никаких особых одеяний, но будут одеваться в соответствии с окружающей средой, в которой оказались.
• Они будут проникать в мир в непредсказуемом разнообразии занятий - как врачи, юристы, писатели, реформаторы теологи, финансисты, государственные деятели, придворные, дипломаты, исследователи, торговцы, купцы, поэты, ученые, ученые, архитекторы, инженеры, художники, Печатники, философы и все остальное, что может потребовать мир и церковь.
• Возглавлять их будет верховный генерал.
В Конституци, написанной Лойолой, верховному генералу "должны повиноваться и почитать как того, кто занимает место Христа" [3]. Фраза "занимает место Христа" означает, что верховный генерал находится на том же уровне иерархии, что и Папа, однако, он неизвестен широкой публике. Божественный титул "наместника Христа", впервые взял на себя Папа Геласий I, 13 мая 495 года. В Конституци Лойолы около пятьсот раз повторяется, что нужно видеть Христа в лице верховного генерала. [4] В дополнение к равному статусу с Папой, генерал иезуитов имеет преимущество - неизвестность для публики, что делает его практически невидимым, - вот почему верховного генерала Общества Иисуса всегда называли Черным Папой (Papa Nero, Black Pope).
Небольшая армия верховного генерала будет обучена Духовным упражнениям, чтобы практиковать форму послушания, которую Лойола назвал "Активным созерцанием" - мгновенное повиновение с подавлением всех критических мыслей. Как указано в разделе 353.1 Духовных упражнений Лойолы: "Мы должны отбросить всякое собственное суждение и держать ум всегда готовым стремительно повиноваться во всем иерархам церкви". Иезуитское послушание было больше, чем повиновение воли. Послушная воля подавляет всё личное, чтобы подчиниться тому, что хочет сделать начальник. Игнатий требовал повиновения разума. Послушный разум изменяет свое восприятие реальности в соответствии с указаниями вышестоящего. Раздел 365.13 провозглашает: "Мы должны твердо придерживаться следующего принципа: то, что кажется мне белым, я буду считать черным, если иерархическая Церковь так решит."
Позже Франциск Ксавье описал это качество подчинения, непреднамеренно резюмировав миссию иезуитов: "Я не поверил бы даже в Евангелия, если бы Святая Церковь запретила это."
Клятва Иезуитов и иезуитский смысл абревиатуры I.N.R.I.
Общество Иисуса не открывает свою крайнюю клятву повиновения. Однако рукопись, якобы являющаяся подлинной копией, была переведена Эдвином А. Шерманом и сдана на хранение в Библиотеку Конгресса США под номером BX3705.S56. Согласно этому документу, когда иезуит младшего ранга возводится в ранг командира, его приводят в часовню монастыря ордена, где присутствуют трое - стоящий перед алтарем генерал, и двое монахов, один из которых держит желто-белое знамя папских цветов, а другой - черное знамя с кинжалом и красным крестом над черепом со скрещенными костями, с инициалами "I.N.R.I.", под которыми слова "IUSTUM NECAR REGES IMPIOS", смысл таков: "Это убивает нечестивых королей". [В Библии эти инициалы представляют собой римскую надпись над головой Христа на кресте: "Иисус из Назарета, Царь Иудейский"]
На полу - Красный крест, на котором на коленях стоит кандидат. Настоятель вручает ему маленькое черное распятие, которое он берет в левую руку и прижимает к сердцу, затем настоятель вручает ему кинжал, который он берет за лезвие и приставляет острие к своему сердцу, настоятель держит кинжал за рукоять....
Настоятель произносит преамбулу, а затем присягу:
Я, ныне, в присутствии Всемогущего Бога, Пресвятой Девы Марии, благословенного Архангела Михаила, благословенного Святого Павла и всех святых и Священного воинства небесного, а также тебе, мой духовный отец, верховный генерал Общества Иисуса, основанного Игнатием Лойолой в понтификате Павла Третьего и продолжающимся до настоящего времени, чревом Девы, матрицей Бога и жезлом Иисуса Христа, объявляю и клянусь, что Его Святейшество Папа является наместником Христа и истинным и единственным главой Католической и вселенской церкви на всей земле; и что в силу ключей связывания и освобождения, данных Его Святейшеству моим Спасителем Иисусом Христом, он имеет власть свергать еретических царей, князей, государства, федерации и правительства, все они незаконны без его священного подтверждения и могут быть смело уничтожены.
Поэтому, насколько это в моих силах, я буду и буду защищать это учение, а также право и обычай его Святейшества от всех узурпаторов еретической или протестантской власти, особенно от лютеранской церкви Германии, Голландии, Дании, Швеции и Норвегии, а также от ныне мнимой власти и церквей Англии и Шотландии, а также от ветвей той же самой церкви, которая теперь установлена в Ирландии и на Американском континенте и в других местах; и от всех приверженцев в отношении того, что они узурпированы и еретичны и противостоят священной Матери-Церкви Рима.
Теперь я отрвергаю и отрекаюсь от всякой верности любому еретическому королю, князю или государству, названному "Протестантским" или "Свободным" и от повиновения их законам, судам и чиновникам.
Я заявляю далее, что доктрины церквей Англии и Шотландии, кальвинистов, гугенотов и других, именуемых "Протестантами" или "Свободными", прокляты, а сами они прокляты и будут прокляты, если не оставят того же самого.
Я также заявляю, что буду помогать, содействовать и советовать всем или любому из агентов Его Святейшества в любом месте, где бы я ни был, в Швейцарии, Германии, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии, Англии, Ирландии или Америке, или в любом другом Королевстве или территории, куда я приеду, и сделаю все возможное, чтобы искоренить еретические протестантские или либеральные доктрины и уничтожить всю их мнимую власть, королевскую или иную.
Я также обещаю и заявляю, что, несмотря на то, что я освобожден от этого, я должен считать любую религию еретической, для распространения интересов Матери-Церкви, держать в тайне все советы ее агентов, которые они могут доверить мне, и не разглашать, прямо или косвенно, словом, письмом или обстоятельствами, но исполнять все, что будет предложено, дано в распоряжение или открыто мне вами, моим духовным отцом, или любым из этих священных монастырей.
Я также обещаю и заявляю, что у меня не будет собственного мнения или воли, или какой-либо умственной оговорки, как Они мертвеца или трупа, и я буду без колебаний повиноваться каждому приказу, который получу от моих начальников в ополчении Папы и Иисуса Христа.
Что я отправлюсь в любую часть света, куда бы меня ни послали, в холодные районы Севера, в пылающие пески африканских пустынь, в джунгли Индии, в центры цивилизации Европы или в дикие места варварских дикарей Америки, не ропща и не жалуясь, и буду покорен во всем, что мне сообщат.
Кроме того, я обещаю и заявляю, что при любой возможности я буду вести беспощадную войну, тайно или открыто, против всех еретиков, протестантов и свободных, как мне приказано, чтобы искоренить и стереть их с лица всей земли; и что я не пощажу ни возраста, ни пола, ни состояния; и что я повешу, сожгу, опустошу, сварю, освежую, задушу и похороню заживо этих гнусных еретиков, разорву животы и утробы их женщин и разобью головы их младенцев о стены, чтобы навсегда уничтожить их отвратительную расу. Когда же этого нельзя будет сделать открыто, я тайно использую отравленную чашу, удушающую веревку, сталь кинжала или свинцовую пулю, независимо от чести, ранга, достоинства или авторитета человека или лиц, независимо от их положения, публичного или частного, как мне в любое время может приказать это сделать любой агент Папы или настоятель братства Святой Веры, Общества Иисуса.
В подтверждение чего я настоящим посвящаю свою жизнь, свою душу и все свои телесные силы, и этим кинжалом, который я сейчас получаю, я подпишу свое имя, написанное моей кровью, в свидетельство этого; и если я солгу или ослабну в своей решимости, пусть мои братья и соратники по армии папы отрубят мне руки и ноги, и горло от уха до уха, мой живот вскроют и сожгут серой, со всеми наказаниями, которые могут быть нанесены мне на земле, и моя душа будет вечно мучима демонами в вечном аду!
Все это я клянусь Пресвятой Троицей и благословенным таинством, которое я теперь должен принять, исполнить и со своей стороны хранить нерушимо; и призываю все небесное и славное воинство небесное засвидетельствовать эти мои истинные намерения соблюдать эту мою клятву.
В свидетельство о сем я принимаю это Святейшее и благословеннейшее Таинство Евхаристии и свидетельствую о том же далее, причем мое имя написано острием этого кинжала, обмакнутого в мою собственную кровь и запечатанного перед лицом этой святой обители.
Он получает облатку от настоятеля и пишет свое имя острием кинжала, обмакнутым в собственную кровь, взятую из сердца....
Папа Павел III одобряет создание Общества Иисуса
Когда Игнатий закончил свое выступление, Папа, как сообщается, воскликнул: "Hoc est digitus Dei!" "Это перст Божий! 27 сентября 1540 года Павел III скрепил свое одобрение высочайшей и самой торжественной формой папского заявления, документом, известным как булла (от латинского bulla, что означает "пузырь", обозначающий яйцевидную или круглую печать с именем папы). Булла Павла, одобряющая создание Общества Иисуса, называется "Руководство Воинствующей Церкви" (Regimini Militantis Ecclesiae). Название представляет собой каббалистический прием, общий для языческого римского гадания, известный как нотарикон. Этот прием представляет собой аббревиатуру, которая усиливает значение слов, из которых она составлена. Выражение "Regimini Militantis Ecclesiae" производит нотарикон "R[O]ME" - империю, спасение которой, посредством военного искусства, было предписано Обществу Иисуса.
Примечание:
Нотарикон - акроним, применяемый в иудейской традиции для сокращённой передачи имён и названий.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD В апреле следующего года первоначальная шестерка и несколько других членов Общества избрали Игнатия де Лойолу своим первым верховным генералом. То, что было одобрено как минимальное общество, вскоре умножилось до тысячи человек. Игнатий сделал это, позволив только шестидесяти иезуитам дать клятву повиновения папе, в то время как сотни других были приняты в Общество с меньшими клятвами. С тех пор точный количество членов Общества известно только верховному генералу.
Коадъюторы - армия мирских агентов иезуитов
По мере того как в мире росло число врачей, юристов, писателей, реформаторов-теологов, финансистов, государственных деятелей, придворных, дипломатов, исследователей, ремесленников, торговцев, поэтов, ученых, архитекторов, инженеров, художников, печатников и философов, обычному гражданину становилось всё труднее определить, кто из них иезуит, а кто нет. Даже иезуиты не могли сказать наверняка из-за положения в конституциях (разделах 81-86 Часть I), которая уполномочивает верховного генерала "нанимать агентов священников для помощи в духовных делах и нанимать агентов мирян для оказания помощи в мирских делах". Названные "коадъюторами", эти мирские агенты могли принадлежать к любой религиозной конфессии, расе, национальности или полу. Они давали клятву, которая связывала их "на то время, которое руководство Общества сочтет нужным использовать их для духовных или мирских целей." Этим положением воспользовалось так много черных пап, что французы придумали название для людей, подозреваемых в том, что они были агентами иезуитов: "короткие одежды" (les robes-petites). Англичане называли их "короткошерстными" или "игнатианами".
В течение двух лет после буллы "Руководство Воинствующей Церкви" Павел III передал Обществу управление Римской Инквизицией (не путать с Испанской Инквизицией, которая подчинялась только испанской короне). Когда иезуиты освоили инквизицию, Павел предпринял попытку "примириться" с протестантами.
Примечания к главе 7:
1. Статут использования (27 Генрих VIII, c. 10) парламент согласился с принятием Генрихом Римской клерикальной власти в соответствии с его Актом о верховенстве, который гласил: “хотя Королевское Величество справедливо и справедливо является и должно быть верховным главой Англиканской церкви и поэтому признается духовенством этого королевства на своих собраниях, тем не менее, для подтверждения и подтверждения этого, а также для увеличения добродетели в религии Христа в этом королевстве Англии, а также для подавления и искоренения всех заблуждений, ересей и других чудовищ и злоупотреблений, до сих пор используемых в том же самом, он вступил в силу, властью настоящего парламента, что король, наш суверенный лорд, его наследники и преемники, короли этого королевства, будут приняты, приняты и признаны единственным верховным главой на земле Англиканской церкви, называемой Англиканская Экклезия; и будут иметь и пользоваться, присоединены и соединены с императорской короной этого королевства, а также титулом и стилем его, как и всеми почестями, достоинствами, прерогативами, юрисдикциями, привилегиями, полномочиями, иммунитетами, прибылями и товарами к упомянутому достоинству верховного главы той же церкви, принадлежащему и принадлежащему ему.; и что наш упомянутый суверенный Господь, его наследники и преемники, короли этого царства, будут иметь полную власть и власть время от времени посещать, подавлять, исправлять, записывать, упорядочивать, исправлять, сдерживать и исправлять все такие заблуждения, ереси, злоупотребления, оскорбления, презрения и чудовищности, какими бы они ни были, которые любым способом духовной власти или юрисдикции должны или могут быть законно исправлены, подавлены, упорядочены, исправлены, исправлены или исправлены, наиболее к удовольствию Всемогущего Бога, возрастанию добродетели в религии Христа и для сохранения мира, единство, и спокойствие этого царства; любой обычай, чужая земля, иностранная власть, предписание или любая другая вещь или вещи, противоречащие этому положению.”
[From: Milton Viorst, ed., The Great Documents of Western Civilization (New York; Barnes and Noble, 1965) pp. 97-98]
2. Peter de Rosa, Vicars of Christ, page 28
3. Part IX, Sections 764 and 765
4. J. Huber, Les Jesuites, Paris: Sandoz et Fischbacher (1875), pp 71ff
Английский оригинал:
https://exploringrealhistory.blogspot.com/2019/08/part-2-rulers-of-evil-useful-knowledge.htmlНа главную страницу:
https://subjecthistory.livejournal.com/8135.html