Оглавление
Традиция тамплиеров Фемгерихты или Фемы или Фемические суды Происхождение розенкрейцеров Раввины XVII векаТрадиция тамплиеров
Если не будет представлено никаких документальных свидетельств, подтверждающих, что либо Соломонова легенда, либо следы иудейской символики и традиций существовали в памятниках того периода, или в ритуале масонов до XIV века, то, разумно признать правдоподобность утверждения масонских авторов, особенно на континенте, о том, что иудейские элементы проникли в масонство через тамплиеров [295]. Тамплиеры получили свое название от Храма Соломона в Иерусалиме. Более чем вероятно, что за время жизни в Иерусалиме тамплиеры познакомились с раввинскими легендами о Храме. По словам Жорж Санд, которая глубоко разбиралась в истории тайных обществ, легенда о Хираме была принята тамплиерами как символ разрушения их Ордена. "В лице Хирама они оплакивали свое бессилие. Слова 'потерянный и восстановленный' - это об их империи". [296] Масон Жан-Мари Рагон также заявляет, что катастрофа, которую они оплакивали, была катастрофой, разрушившей их Орден [297]. Кроме того, Великим магистром, судьбу которого они оплакивали, был Жак де Моле. Итак, в один и тот же период во Франции мы имеем два общества - тамплиеров и компаньонаж, оба хранят легенду о Храме Соломона, и оба оплакивают мастера/магистра Жака, который был варварски казнен. Если мы допустим возможность того, что легенда о Хираме существовала среди масонов [каменщиков] до крестовых походов, то как мы объясним это необычное совпадение? Конечно, легче поверить, что иудейские традиции были привнесены в масонство тамплиерами и привиты к древним знаниям, которые масонские гильдии унаследовали от Римских коллегий.
На то, что между тамплиерами и каменщиками существовала какая-то связь, указывает новое влияние, которое вошло в строительство в этот период. Современный масон, сравнивая "красиво оформленную, глубокую гравировку истинной готики 1150-1350 годов", с "небрежными и грубо выполненными следами, многие из которых были просто царапинами, более поздних периодов", указывает, что "рыцари-тамплиеры поднимались и падали вместе с этим замечательным развитием архитектуры". Тот же автор далее говорит, что некоторые из наиболее важных масонских символов, такие как равносторонний треугольник и квадрат масона, венчающий две колонны, пришли из готических времен [298]. Масон Джон Яркер утверждает, что происхождение таких символов, как строительный уровень, пылающая звезда и Тау-крест (в виде большой буквы Т), которые с тех пор вошли в символику масонства, может быть прослежено до тамплиеров, к ним также относятся пятиконечная звезда на соборе Солсбери, двойной треугольник в Вестминстерском аббатстве, колоны Яхин и Боаз и круг с пятиугольником масонства XIV века. Далее Яркер добавляет символы 1556 года: глаз и полумесяц, три звезды и лестницу из пяти ступеней в качестве дополнительных свидетельств влияния тамплиеров. [299] "Тамплиеры были большими строителями, и на процессе против Жака де Моле в 1310 году тот подчёркивал усердие его Ордена в украшении церквей; следовательно, предполагаемая связь тамплиеров и масонства должна иметь под собой основу." [300]
Более того, согласно масонской традиции, в этот период определенно имел место союз тамплиеров и масонских гильдий. Во время судебного разбирательства против тамплиеров во Франции говорится, что Пьер д'Омон и семь других рыцарей под видом рабочих каменщиков бежали в Шотландию и высадились на острове Малл. В День Святого Иоанна, в 1307 году, они начали новую главу своей истории. Затем король Шотландии Роберт Брюс взял их под свою защиту, и семь лет спустя они сражались под его знаменем при Бэннокберне против короля Эдуарда II, который подавил тамплиеров в Англии. После этой битвы, которая произошла летом в день Святого Иоанна Крестителя (24 июня), Роберт Брюс, как говорят, учредил Королевский орден H.R.M. (Эредом, Heredom) и Рыцарство R.S.Y.C.S. (Розенкрейцер) [301]. Эти две степени сегодня составляют Королевский орден Шотландии, и кажется вполне вероятным, что они были привезены в Шотландию тамплиерами. Так, согласно одному из ранних авторов масонства, степень Розенкрейцер возникла у тамплиеров еще в Палестине в 1188 году [302]; в то время как восточное происхождение слова "Эредом", предположительно происходящее от мифической горы на острове к югу от Гебридских островов [303], где монахи Кулди практиковали свои обряды, указано другим писателем XVIII века, который прослеживает его к еврейскому источнику [304]. В том же 1314 году Роберт Брюс, как говорят, объединил тамплиеров и Королевский орден H.R.M. с гильдиями рабочих каменщиков, также сражавшихся в его армии, в знаменитой ложе Килвиннинг [*], основанной в 1286 году [305], которая после этого добавила к своему названию слово Эредом и стала главным местом пребывания Ордена [306]. Шотландия, по сути, была родиной оперативного масонства, и, учитывая мастерство тамплиеров в строительном искусстве, что может быть естественнее того, что эти два общества вступили в союз? Говорят, что уже в Англии между 1155 и 1199 годами тамплиеры управляли ремеслом [307]. Таким образом, новый спекулятивный элемент мог проникнуть в ложи в Эредом Килвиннинг, "Святой Дом масонства" или "Матери Килвиннинг", как его до сих пор называют масоны. Разве не здесь мы можем увидеть тот "плодотворный союз между профессиональной гильдией средневековых каменщиков и тайной группой философских адептов", на который ссылается граф Гобле д'Авиелла, описанный Артуром Уэйтом следующими словами:
"Тайна строительных гильдий - какой бы она не была - заключалась в простом, неотшлифованном, благочестивом и утилитарном устройстве; и эта дочь природы, в отсутствие всякого намерения с ее стороны, подверглась или была принуждена к одному из самых странных браков, которые когда-либо отмечались в оккультной истории. Случилось ли так, что ее особая форма и фигура подходили для такого союза?" [308]
[*]
Ложа Килвиннинг - масонская ложа в Килвиннинге, Шотландия, под эгидой Великой ложи Шотландии. Имеет в списке номер 0 и считается старейшей ложей не только в Шотландии, но и во всем мире. Таким образом, ее называют Материнской ложей Шотландии, приписывая ее происхождение 12 веку, и часто называют Матерью Килвиннинг.
Артур Уэйт с присущей ему расплывчатостью не объясняет, когда и где состоялся этот брак, но этот рассказ, безусловно, относится к союзу между тамплиерами и гильдиями каменщиков Шотландии, который, как мы видели, признается масонскими авторитетами и в точности представляет описанные условия, поскольку тамплиеры, благодаря своему посвящению в легенду о строительстве Храма Соломона, особенно подходили для сотрудничества с каменщиками, а каменщики были подготовлены своим частичным посвящением в древние мистерии, чтобы получить свежий приток восточной традиции от тамплиеров.
Еще одним свидетельством влияния тамплиеров на ремесленное масонство является система степеней и посвящений. Говорят, что степени ученика, товарища по ремеслу и мастера-каменщика происходят из Шотландии [309], и аналогия между ними и степенями ассасинов уже была показана. Сходство между внешней организацией масонства и системой исмаилитов подмечена многими авторами. Так, доктор Фредрик Басселл замечает: "Без сомнения, вместе с некоторыми знаниями геометрии, считающимися эзотерической коммерческой тайной, многие современные символы действительно пришли из очень древних времен. Но более конкретной моделью была Великая ложа исмаилитов в Каире", то есть Дар-уль-Хикмат [310]. Историк ислама Саид Амир Али также выражает мнение, что "описание Макриси различных степеней посвящения, принятых в этой ложе, представляет собой бесценный отчет о масонстве. Каирская ложа, фактически, стала образцом всех масонских лож, созданных впоследствии в христианском мире." [311] Масон Бернард Спрингетт, цитируя этот отрывок, добавляет: "В этом последнем утверждении я с ним полностью согласен". [312]
Поэтому, правомерно предположить, что эта система проникла в ремесленное масонство через тамплиеров, чья связь с ассасинами - ответвлением Дар-уль-Хикмата - общеизвестна.
Вопрос о преемственности тамплиеров в масонстве является, пожалуй, самым спорным моментом во теории Римских коллегий. Континентальные масоны в целом принимают ее и даже гордятся ею [313]. Альберт Макки в своем "Словаре масонства" так резюмирует этот вопрос:
"Связь между тамплиерами и масонами неоднократно утверждалась противниками обоих институтов и часто признавалась их друзьями. По этому поводу Лори придерживается следующей формулировки: 'Мы знаем, что тамплиеры не только владели тайнами, но и выполняли церемонии и прививали обязанности масонов'. Он объясняет роспуск Ордена раскрытием того, что они были масонами, и раскрытием их тайных собраний, где совершались обряды Ордена." [314]
Это объясняет, почему масоны всегда проявляли снисходительность к тамплиерам.
Немецкий масон Финдель говорит, что масонство, которое ложно считало себя дочерью тамплиерства, приложило величайшие усилия, чтобы представить Орден тамплиеров невинным и свободным от каких-либо тайн. Для этой цели были выдвинуты не только легенды и псевдоисторические факты, но и манипуляции, чтобы скрыть правду. Масонские почитатели Ордена тамплиеров скупили все издание "Актов судебного процесса над Молденхауэром", потому что они свидетельствовали о вине Ордена; лишь несколько экземпляров дошли до книготорговцев.... Уже за несколько десятилетий до этого масоны своими псевдоисторическими усилиями стали виновны в реальном подлоге. Пьер Дюпюи опубликовал свою "Историю суда над тамплиерами" в 1654 году в Париже, для чего он использовал оригинал "Актов судебного процесса", согласно которому вина Ордена не оставляет места для сомнений.... Но когда в середине XVIII века несколько ветвей масонства пожелали возродить Орден тамплиеров, работа Дюпюи, естественно, вызвала большое их неудовольствие. Поскольку работа Дюпюи была популярна уже в течение ста лет и ее нельзя было скупить, поэтому они сфальсифицировали ее. [315]
Соответственно, в 1751 году появилось переиздание работы Дюпюи с добавлением ряда примечаний и замечаний, направленных на доказательство невиновности тамплиеров.
Хотя британское масонство не играло никакой роли в этих интригах, вопрос о преемственности тамплиеров очень неадекватно рассматривался масонскими писателями нашей страны. Как правило, они избрали один из двух вариантов: либо они упорно отрицали связь с тамплиерами, либо представляли их как безупречный и оклеветанный Орден. Но на самом деле ни один из этих способов не является необходимым для спасения чести британского масонства, поскольку даже злейший враг масонства никогда не предполагал, что британские масоны приняли какую-либо часть ереси тамплиеров. Бежавшие в Шотландию рыцари, возможно, были невиновны в обвинениях, выдвинутых против их Ордена и есть веские основания полагать, что это так и было. Мануэль де Шевалье описывает этот инцидент в "Ордене тамплиеров" следующим образом:
"После смерти Жака де Моле некоторые шотландские тамплиеры, ставшие отступниками по наущению Роберта Брюса, встали под знамена учрежденного Брюсом нового ордена [316], который основывался на приемах Ордена Храма. Именно там мы должны искать истоки шотландского масонства и даже других масонских обрядов. Шотландские тамплиеры были отлучены в 1324 году Великим магистром тамплиеров Лармениусом (1254-1324), который объявил их отступниками от Храма и рыцарства Святого Иоанна Иерусалимского. После этого несколько Великих магистров объявляли подобную анафему тамплиерам, восставшим против законной власти. Из раскола, возникшего в Шотландии, возник ряд сект." [317]
Этот рассказ полностью снимает обвинения с шотландских тамплиеров, как последователей фальшивой христианской церкви и учения иоаннизма, они показали себя верными истинной Церкви и христианской вере, сформулированной в опубликованных уставах их Ордена. То, что они, по-видимому, привнесли в масонство, было внешними формами и организацией Ордена, и, возможно, некоторыми восточными эзотерическими доктринами и иудейскими легендами, касающимися строительства Храма Соломона, никоим образом не противоречащим учению христианства.
Кроме того, следует отметить, что в запрет, принятый Орденом Храма (Ordre du Temple) в отношении шотландских тамплиеров, также включены рыцари Святого Иоанна Иерусалимского. Это еще одна дань уважения ортодоксальности шотландских рыцарей. Ибо рыцарям святого Иоанна Иерусалимского, которым была передана собственность тамплиеров, никогда не было предъявлено никаких подозрений в ереси. После подавления тамплиеров в 1312 году ряд рыцарей присоединились к рыцарям Святого Иоанна Иерусалимского, благодаря которым система тамплиеров, по-видимому, была очищена от еретических элементов. Как мы увидим позже, тот же процесс, как говорят, был осуществлен Королевским орденом Шотландии. Все это наводит на мысль, что тамплиеры импортировали с Востока тайную доктрину, которую можно было интерпретировать как христианскую, так и антихристианскую, и что благодаря их связи с Королевским орденом Шотландии и рыцарями Святого Иоанна Иерусалимского была сохранена христианская интерпретация, и, наконец, что именно эта чистая доктрина перешла в масонство. Согласно ранним масонским авторитетам, принятие двух святых Иоаннов в качестве покровителей масонства возникло не из иоаннизма, а из союза тамплиеров и рыцарей Святого Иоанна Иерусалимского. [318]
Важно помнить, что теорию связи тамплиеров с масонством поддерживали континентальные масоны XVII века, которые, живя во время воссоздания Ордена в его нынешнем виде, явно были в лучшем положении, чтобы знать о его происхождении, чем мы сегодня, отделённые от этой даты расстоянием в двести лет. Но поскольку их свидетельство впервые обнаруживается в период высших степеней, в котором влияние тамплиеров проявляется более отчетливо, чем в ремесленном масонстве, его следует приберечь для более поздней главы. Прежде чем перейти к дальнейшему этапу в истории масонства, необходимо рассмотреть еще одно звено в цепи масонской традиции - "Святой Фем".
Фемгерихты или Фемы или Фемические суды [319]
Эти ужасные суды, как говорят, были учреждены Карлом Великим в Вестфалии в 772 году [320] с целью установление законности и порядка в анархических условиях, царивших тогда в Германии. Но постепенно власть фемических судов стала настолько огромной, что последующие императоры уже не могли контролировать их работу и были вынуждены становиться посвященными из соображений самозащиты. В течение XII века фемгерихты своими постоянными казнями создали настоящий "кровавый террор", так что Восток Германии стали называть "красная земля". В 1371 году, говорит Лекутель де Кантелеу, новый импульс фемическим судам придали тамплиеры, которые после роспуска своего ордена отправились в Германию и искали там допуска к тайным судам [321]. Невозможно узнать, сколько знаний тамплиеров перешло в руки фемгерихтов, но, безусловно, существует сходство между методами инициации и запугивания, используемыми фемами, и теми, которые описаны некоторыми тамплиерами, и еще больше сходство между церемонией фемгерихтов и ритуалом масонства.
Члены фемических судов, известные как просветленные, были разделены на три степени посвящения: Свободные судьи, Настоящие свободные судьи и Святые судьи тайного суда. Кандидата на посвящение вели с завязанными глазами перед страшным трибуналом под председательством штулхерра (мастера кафедры) или его заместителя, фрейграфа, с мечом и веткой ивы на боку. Затем посвященный давал страшную клятву не раскрывать тайны "Святого Фема", никого не предупреждать об опасности, угрожающей им со стороны суда, будь то друг или родственник. После этого посвященному сообщали пароль и тайное рукопожатие, с помощью которых члены суда узнавали друг друга. В случае предательства посвящённому угрожала мучительная смерть.
Трудно поверить, что сходство с современным масонским ритуалом [322], которое можно здесь увидеть, является простым совпадением, однако столь же неразумно прослеживать происхождение масонства до фемгерихтов. Очевидно, что оба сообщества происходят из общего источника, либо из старых языческих традиций, на которых основаны ранние фемы, либо из системы тамплиеров. Последнее более вероятно по двум причинам: во-первых, из-за сходства методов фемгерихтов и ассасинов, что можно было бы объяснить, если бы тамплиеры составляли связующее звено; и, во-вторых, из-за факта, что в документах того времени члены тайных судов часто упоминаются под именем розенкрейцер [323]. Поскольку, как мы видели, степень Розенкрейцер, была принесена в Европу тамплиерами, это объясняет сохранение названия у фемгерихтов и у розенкрейцеров XVII века, которые, как говорят, продолжали традицию тамплиеров. Таким образом, тамплиерство и розенкрейцерство, по-видимому, всегда было тесно связано, что неудивительно, поскольку оба происходят из общего источника - традиций Ближнего Востока.
Это подводит нас к альтернативной теории, касающейся канала, по которому восточные доктрины, и в частности каббала, проникли в масонство. Ибо следует признать, что существует одно препятствие для полного принятия теории преемственности от тамплиеров, а именно, что, хотя иудейский элемент нельзя проследить дальше Крестовых походов, также нельзя с уверенностью утверждать, что он возник в течение трех последующих столетий. Действительно, до публикации "Конституции" [Великой ложи англии] Андерсона в 1723 году нет никаких доказательств того, что легенда о Храме Соломона была включена в ритуал британского масонства. Таким образом, хотя обладание соломоновой легендой средневековым сообществом, как правило, доказывает его древность, всегда есть вероятность, что легенда могла быть введена более поздними адептами, чем тамплиеры. Согласно сторонникам другой теории, этими адептами были розенкрейцеры.
Происхождение розенкрейцеров
Считается, что одним из самых ранних и выдающихся предшественников масонства был Фрэнсис Бэкон. Как мы уже видели, Бэкон признан розенкрейцером, и то, что тайная философская доктрина, которую он исповедовал, тесно связана с масонством, ясно видно из его книги "Новая Атлантида". Упоминание в книге о "Мудрецах общества дома Соломона" не может быть простым совпадением. Выбор Атлантиды - легендарного острова, затопленного в далеком прошлом, - наводит на мысль, что Бэкон обладал некоторыми знаниями о тайной традиции, восходящей к древним патриархам человечества, которые, как он думал, населяли Западное полушарие и были предшественниками египетских посвященных. Огюст Ле Плонжон, разделявший мнение Бэкона, однако, помещает это раннее место мистерий еще дальше на запад, в район Майакса и Юкатана [324].
Бэкон далее сообщает, что эта традиция была сохранена в чистом виде некоторыми евреями, которые, принимая каббалу, отвергли ее антихристианские тенденции. Таким образом, на его вымышленном острове Бенсалем живут евреи "совершенно иного склада, чем евреи в других частях света. Ибо, в то время как евреи ненавидят имя Христа и имеют тайную врожденную злобу против людей, среди которых живут, евреи Бенсалема, напротив наделяют нашего Спасителя многими высокими качествами", но в то же время они верят, "что Моисей с помощью тайной каббалы установил законы Бенсалема, и что, когда придет Мессия и займёт свой трон в Иерусалиме, царь Бенсалема должен сидеть у Его ног, в то время как другие цари должны держаться на большом расстоянии". Этот отрывок представляет особый интерес, поскольку показывает, что Бэкон признавал расхождение между древней тайной традицией, идущей от Моисея, и извращенной еврейской каббалой раввинов, и что он прекрасно осознавал тенденцию даже среди лучших евреев обращать древнюю традицию в пользу мессианских мечтаний.
Констанс Потт, которая в своей книге "Фрэнсис Бэкон и его тайное общество" пытается доказать, что Бэкон был основателем розенкрейцерства и масонства, игнорирует всю предыдущую историю тайной традиции. Бэкон был не создателем, а наследником идей, на которых основаны оба этих общества. Её утверждение о том, что Бэкон был автором величайших драм на английском языке и манифеста "Химическая свадьба Кристиана Розенкрейца" [*], абсурдно. Тем не менее влияние Бэкона среди розенкрейцеров очевидно; путешествие Джона Хейдона в страну розенкрейцеров на самом деле является простым плагиатом "Новой Атлантиды" Бэкона.
[*]
Мэнли Холл, философ-мистик и масон 33-й степени, в своей книге "Энциклопедическое изложение масонской, каббалистической и розенкрейцерской философии" (1928) убедительно доказал, что Фрэнсис Бэкон был автором второго (Исповедание братства) и третьего (Химическая свадьба) манифестов розенкрейцеров, и что в литературе он скрывался под именем Уильям Шекспир. Но Бэкон не был основателем масонства.
Констанс Потт, похоже, воображает, что, объявляя Бэкона основателем или даже членом масонства, она раскрывает великую масонскую тайну, которую те сговорились утаить. Но почему масонство должно желать отречься от столь прославленного прародителя или стремиться скрыть его связь с Орденом, если таковая существовала? Финдель откровенно признает, что "Новая Атлантида" содержит безошибочные намеки на масонство и что Бэкон внес свой вклад в окончательную трансформацию масонства [325]. Это было в значительной степени вызвано английскими розенкрейцерами, которые последовали за ним. Таким образом, предполагать, что масонство зародилось у розенкрейцеров, значит игнорировать предыдущую историю тайной традиции. Розенкрейцерство было не началом, а звеном в длинной цепи, соединявшей масонство с гораздо более ранними тайными объединениями. Сходство между двумя орденами нельзя отрицать. Так, Джон Яркер пишет: "Символическим изображением розенкрейцеров был Квадратный храм, к которому ведут семь ступеней ... здесь мы также находим два столпа Гермеса, пятиконечную звезду, солнце и луну, циркуль, квадрат и треугольник". Далее Яркер замечает, что "даже [масон Кристофер] Рен более или менее изучал герметизм, и если бы у нас был полный список масонов и розенкрейцеров, мы, вероятно, были бы удивлены количеством людей, принадлежавших к обеим системам." [326]
Профессор Бюле категорически заявляет, что "масонство - это не что иное, как розенкрейцерство, измененное теми, кто принес его в Англию". Чемберс, опубликовавший свою знаменитую Циклопедию в 1728 году, замечает: "Некоторые из тех, кто не являются друзьями масонства, превращают нынешнее процветающее общество масонов в ветвь розенкрейцеров, или, скорее, самих розенкрейцеров под новым именем или новым родством, а именно, в качестве слуг при строительстве. Несомненно, есть некоторые масоны, у которых есть все характеристики розенкрейцеров".
Связь между масонством и розенкрейцерством - это вопрос не менее спорный, чем вопрос о связи между масонством и тамплиерством.
Доктор Альберт Макки яростно оспаривает эту теорию. "Розенкрейцеры", - пишет он, - "как показывает эта краткая история, не имели никакого отношения к масонскому братству. Несмотря на этот факт, Баррюэль, наиболее злобный из наших критиков, с характерным духом искажения фактов пытался идентифицировать эти два института". [327] Но вышеупомянутая "краткая история" ничего подобного не указывает, и ссылка на аббата Баррюэля как на злобного критика, предполагающего связь, которую признают многие масоны, показывает, на чьей стороне существует этот "дух искажения". Однако интересно отметить, что в глазах некоторых масонских авторов связь с розенкрейцерами рассматривается как весьма дискредитирующая. Таким образом в масонское братство, может оказаться менее безупречным, чем нас приучили верить. Артур Уэйт в равной степени озабочен доказательством того, что "нет никакой прослеживаемой связи между масонством и розенкрейцерством", и он объясняет, что масонство [в отличие от розенкрейцерства] никогда не было образованным обществом, что оно никогда не претендовало на "какие-либо трансцендентные секреты алхимии и магии, или медицинское искусство". [328]
Истина может лежать между противоположными утверждениями профессора Бюле и его масонских оппонентов. Очевидно, что масоны по причинам, изложенным Уэйтом, не были простым продолжением розенкрейцеров, но, скорее всего, заимствовали у розенкрейцеров часть их системы и символов, адаптировав их для своих целей. Более того, неопровержимым фактом является то, что в списке английских масонов и розенкрейцеров мы находим людей, принадлежавших к обоим орденам и среди них тех, кто внес значительный вклад в создание английского масонства.
Первым из них является Роберт Фладд, которого Уэйт описывает как "центральную фигуру литературы розенкрейцеров ... интеллектуального гиганта ... человека огромной эрудиции, возвышенного ума и, судя по его произведениям, крайней личной святости. Врач Джозеф Эннемозер характеризует его как одного из самых выдающихся учеников Парацельса". [329] Яркер добавляет следующую подсказку: "В 1630 году Фладд возглавлял розенкрейцеров и использовал архитектурный язык, и есть доказательства, что его общество разделялось на степени, а из того факта, что у Лондонской масонской компании была копия масонских обвинений, представленных Фладдом, мы можем предположить, что до 1620 года он был масоном." [330]
Еще более важным звеном является Элиас Эшмол (1617-1692), антиквар, астролог и алхимик, основатель Музея Эшмола в Оксфорде. Признанный розенкрейцер и масон, Эшмол проявил огромную энергию в восстановлении масонства; говорят, что он усовершенствовал его организацию, добавил дополнительные мистические символы, и, согласно Рагону, именно он составил ритуал трех степеней масонства - ученика, товарища по ремеслу и мастера-масона, который был принят Великой ложей в 1717 году. Откуда пришло это новое вдохновение, как не от розенкрейцеров? Ибо, как сообщает нам Рагон, в тот год, когда Эшмол был принят в масонство, розенкрейцеры провели свое собрание в той же комнате в Мейсон-холле! [331]
Как же тогда можно утверждать, что "нет прослеживаемой связи между масонством и розенкрейцерством"? И зачем называть Баррюэля "злобным критиком" из-за того, что он указал на эту связь? Не предполагается, что розенкрейцеры, такие как Фладд или Эшмол, привнесли какие-либо магические элементы в масонство, а просто систему и символы розенкрейцеров с определенной степенью эзотерического знания. Поэтому неоспоримо, что розенкрейцерство является важным звеном в цепи тайной традиции.
Раввины XVII века
Однако есть третий канал, по которому иудейские легенды о масонстве могли проникнуть в ремесло, а именно через раввинов XVII века. Еврейский писатель Бернард Лазар заявил, что "евреи находились у колыбели масонства" [332], и если это утверждение применить к периоду, предшествовавшему учреждению Великой ложи Англии в 1717 году, оно, безусловно, найдет фактическое подтверждение. Например, говорят, что герб, который сегодня используется Великой ложей, был разработан амстердамским евреем Яковом Темпло (1603-1675), соратником друга Кромвеля, каббалиста Манассии бен Исраэля [333]. Цитируя еврейский авторитет по этому вопросу, Люсьен Вольф пишет, что Темпло "был чрезмерно увлечён всем, что касалось Храма Соломона и Скинии в пустыне. Он построил гигантские модели обоих этих зданий [334]". Их он выставлял в Лондоне, который посетил в 1675 году, и представляется разумным сделать вывод, что это могло послужить новым источником вдохновения для масонов, которые создали масонский ритуал примерно сорок лет спустя. Во всяком случае, масонский герб, который до сих пор используется Великой ложей Англии, несомненно, имеет еврейский дизайн.
"Это одеяние", - говорит Мистер Люсьен Вольф, "полностью состоит из еврейских символов", и является "попыткой геральдически отобразить различные виды херувимов, описанных во втором видении пророка Иезекииля - Быка, Человека, Льва и Орла, - и поэтому принадлежит к высшей и самой мистической области еврейского символизма". [335]
Другими словами, это видение, известное евреям как Меркава [336], принадлежит каббале, где каждой фигуре дана особая интерпретация, чтобы придать эзотерический смысл, недоступный для непосвященных [337]. Таким образом, масонский герб является полностью каббалистическим, как и печать ремесленного масонства. [338]
Современный герб Объединенной Великой ложи Англии.
Печать ремесленного масонства.
О еврейском влиянии в масонстве после 1717 года я расскажу позже.
Подводя итог, можно сказать, что истоки системы, которую мы сегодня знаем как масонство, не следует искать только в одном источнике. Двенадцать альтернативных источников из Масонской циклопедии, перечисленные в начале этой главы, возможно, все внесли свой вклад в формирование масонства. Таким образом, оперативное масонство, возможно, произошло от Римских коллегий и каменщиков Средневековья, в то время как спекулятивное масонство, возможно, произошло от патриархов и языческих мистерий. Но источником вдохновения, который невозможно отрицать, является еврейская каббала. Проникло ли это в Англию через Римские коллегии, компаньонаж, тамплиеров, розенкрейцеров или евреев XVII и XVIII веков, чью деятельность за кулисами масонства мы увидим позже, остается предметом спекуляций. Факт остается фактом: когда в 1717 году были составлены ритуалы и конституции масонства, хотя некоторые фрагменты древнеегипетских и пифагорейских доктрин были сохранены, именно иудейская версия тайной традиции была выбрана основателями Великой ложи для построения своей системы.
Начало главы 5 Список литературы (1-436) Список литературы (437-872) К Содержанию