Оглавление
Манифесты розенкрейцеров Версия о происхождении розенкрейцеров от тамплиеров Мнимое христианство розенкрейцеров Возможная связь розенкрейцеров с культом черной магии Настоящую историю розенкрейцеров еще предстоит написатьМанифесты розенкрейцеров
Появление розенкрейцеров, по-видимому, стало результатом как каббалистического движения, так и учения Парацельса. Самое раннее упоминание о розенкрейцерах дано в серии манифестов, которые появились в начале XVII века. Первый из них, озаглавлен "Откровение Братства Розенкрейцеров" (Fama Fraternitatis) и был опубликован в Касселе в 1614 году, а второй - "Исповедание Братства" (Confessio Fraternitatis) - в начале 1615 года. Манифесты содержат то, что можно назвать "великой легендой" розенкрейцеров, которая повторяется с небольшими вариациями до наших дней. Вкратце эта история выглядит следующим образом [247]:
"Высокопросвящённый и духовный отец, наш брат К.Р.", то есть Кристиан Розенкрейц, "немец, глава и основатель нашего братства", родился в 1378 году и примерно 16 лет спустя отправился на Восток с Братом П.А.Л., который решил посетить Святую Землю. По прибытии на Кипр брат П.А.Л. умер "так и не достигнув Иерусалима". Брат К.Р., однако, узнав о мудрецах "Дамаска аравийского" их чудесном могуществе, решил посетить Дамаск. Там его приняли мудрецы, и там он изучал физику и математику и перевел на латынь книгу М. Через три года он отправился в Египет, а откуда в Фес, где "посетил элементарных обитателей, которые открыли ему много тайн.... От фессийцев он узнал, что их магия не вполне чиста, и что каббала их искажена религией, но, несмотря на это, он воспользовался ею." Через два года брат К.Р. покинул Фес и направился в Испанию, где беседовал с учеными мужами и был "готов щедро поделиться с ними своими искусствами и тайнами", и показал им среди прочего как "как в Европе можно создать общество, в котором было бы достаточно золота, серебра и драгоценных камней, чтобы даровать их королям для необходимого использования и законных целей..."
Затем Кристиан Розенкрейц вернулся в Германию, где "в настоящее время нет недостатка в ученых, магах, каббалистах, врачах и философах". Здесь он "построил себе подходящее жилище, в котором размышлял о своем путешествии и философии и свел их вместе в истинный памятник". По прошествии пяти лет медитации "он вернулся к мысли о необходимом преобразовании и сформировал круг посвященных" из братьев Г.В., И.А. и И.О., последний из которых "был хорошо обученн каббале". "Так началось Братство Розенкрейцеров". Впоследствии к нему присоединились еще пятеро братьев, все немцы, кроме И.А., и эти восемь братьев составили новое здание под названием "Святой Дух" (Sancti Spiritus). Затем они составили следующий договор:
1. Никто не должен заниматься иной профессией, кроме лечения больных, и всё это безвозмездно.
2. Никто не должен носить какого-либо особенного платья, указывающего на принадлежность к Братству, но должен приспосабливаться к обычаям страны.
3. Каждый из братьев должен ежегодно в Христов День явиться в "Святой Дух" или известить о причине его отсутствия.
4. Каждый из братьев должен найти достойного человека, который после его смерти сможет занять его место.
5. Слово К.Р. должно стать их знаком, лозунгом и характером.
6. Братство должно пребывать в тайне в течение ста лет.
Наконец брат К.Р. умер, но где и когда или в какой стране он был похоронен, осталось тайной. Однако, датой его смерти принято считать 1484 год. В 1604 году братья, составлявшие внутренний круг Ордена, обнаружили дверь, на которой большими буквами было написано: "Post 120 Annos Patebo".
За дверью находился склеп, в котором под медной табличкой было найдено нетленное тело Кристиана Розенкрейца во всём его наряде и украшениях, в руке он держал пергамент, написанный "Г", которой для нас является величайшим сокровищем после Библии, рядом с ним лежали несколько книг, в том числе "Словарь Парацельса", который ранее "не принадлежал нашему Братству". [248]
Теперь братья знали, что через некоторое время произойдет "всеобщее преобразование как божественного, так и человеческого". "Откровение Братства", заявляя о своей вере в христианское учение, объясняет, что:
"Наша философия не есть нечто новое, но та же, что получил Адам после своего падения, в ней упражнялись Моисей и Соломон, ... в ней сошлись Платон, Аристотель, Пифагор и другие, ей положили начало Енох, Авраам, Моисей и Соломон, особенно же с она согласуется великой и чудесной книгой Библией."
Согласно манифесту "Откровение Братства", розенкрейцерство было сочетанием древней тайной традиции, переданной от патриархов через философов Греции, и первой каббалы евреев.
"Великая легенда" розенкрейцеров, однако, не опирается ни на какие исторические свидетельства. На самом деле нет ни малейшего основания предполагать, что когда-либо существовал такой человек, как Кристиан Розенкрейц. Иллюминат фон Книгге в XVIII веке утверждал, что:
"Сегодня, среди просвещенных людей признано, что настоящих розенкрейцеров не существовало, и всё, что содержится в 'Откровении Братства' и 'Всеобщей реформации мира' (другой манифест розенкрейцеров), было лишь тонкой аллегорией Валентина Андреэ, которыми впоследствии частично воспользовались обманщики (например, иезуиты), а частично провидцы, чтобы осуществить эту мечту." [249]
Версия о происхождении розенкрейцеров от тамплиеров
Откуда же тогда происходит название "розенкрейцер", "Роза и Крест" (Rose-Cross)? Согласно одной традиции розенкрейцеров, слово "роза" происходит не от цветка, изображенного на кресте розенкрейцеров, а от латинского слова "ros", означающего "росу", которое, как предполагалось, было самым мощным растворителем золота, в то время как крест, был химическим иероглифом "света". [250]
Говорят, что розенкрейцеры толковали инициалы INRI на кресте [Иисус Назарянин, Царь Иудейский] как "Igne Nitrum Roris Invenitur". [*][251] Было бы интересно узнать, можно ли проследить какую-либо связь между первым появлением слова "Rose-Cross" в "Откровении Братства" в 1614 году и каббалистическим трактатом знаменитого пражского раввина Шаббтая Шефтеля Горовица, озаглавленным "Излияние росы" (Шефа Таль), который появился в 1612 году [252]. Хотя эта книга часто переиздавалась, в Британском музее не оказалось ни одной копии, поэтому я не могу продолжить это расследование. Более простое объяснение может заключаться в том, что "Роза и Крест" происходит от "Красного Креста" тамплиеров. Мирабо, который будучи масоном и иллюминатом имел возможность открыть для себя много фактов о тайных обществах Германии во время своего пребывания там, утверждает, что "масоны розенкрейцеры XVII века были всего лишь тайно увековеченным древним Орденом тамплиеров." [253]
[*] Латинская фраза "Igne Nitrum Roris Invenitur" может быть переведена дословно, как "Огонь селитры роса окрывает", или литературно "Очищающая сила росы открывается только огнем".
Лекутель де Кантелеу более откровенен:
"Во Франции рыцари (тамплиеры), покинувшие Орден, отныне скрытые и неизвестные, сформировали 'Орден пылающей звезды' и 'Орден розенкрейцеров', который в XV веке распространился в Богемии и Силезии. Каждый великий офицер этих орденов должен был на протяжении всей жизни носить красный крест и ежедневно повторять молитву святого Бернара." [254].
Эдуард Экерт утверждает, что ритуал, символы и название "розенкрейцеры" были заимствованы у тамплиеров, и что Орден разделялся на семь степеней в соответствии с семью днями творения, в то же время это означало, что их "главной целью было таинственное, исследование бытия и сил природы". [255]
Розенкрейцер Кеннет Маккензи в своей "Масонской циклопедии" предполагает ту же возможность тамплиерского происхождения. В статье "Розенкрейцеры" он загадочно ссылается на невидимое братство, которое со времен крестовых походов, "связанно торжественными обязательствами неприкосновенной тайны" и объединено работой на благо человечества и для прославления добра. В различные периоды истории это братство появлялось во временном свете; но его истинное имя никогда не раскрывалось и известно только самым внутренним последователям и правителям братства. "Розенкрейцеры XVI века наконец исчезли, растворившись вновь в этом невидимом братстве", которое, по-видимому, их породило.
Скептики могут задаться вопросом, существовало ли какой-либо подобное Братство, или же вышеупомянутый рассказ является попыткой мистификации, придуманной для возбуждения любопытства. Маккензи замечает, что было бы нескромно сказать больше, но в другом месте он дает намек, поскольку в своей статье о тамплиерах он говорит, что после подавления Ордена он был возрожден в более скрытой форме и существует по сей день. Это в точности соответствует утверждению Мирабо, что розенкрейцеры были лишь тайно увековеченным Орденом тамплиеров. Тем более, как мы увидим позже, согласно легенде Королевского Ордена Шотландии, степень Розенкрейцер была учреждена этим Орденом совместно с тамплиерами в 1314 году. Было бы примечательным совпадением, если бы человек, по имени Розенкрейц случайно создал общество, которое, подобно тамплиерам, основано на тайных восточных доктринах, и при этом, никак не был связан с тамплиерами.
Я предполагаю, что Кристиан Розенкрейц был мифическим персонажем и что вся легенда о его путешествиях была придумана, чтобы скрыть реальные источники, откуда розенкрейцеры взяли свою систему. Эти источники, как представляется, были соединением древних эзотерических доктрин, арабской и сирийской магии, и еврейской каббалы; частично они унаследованы от тамплиеров, а затем усиленны непосредственным контактом с еврейскими кабалистами Германии. Розенкрейцеры, как говорит Мирабо, "были мистической, каббалистической, теологической и магической сектой", и поэтому розенкрейцерство стало в XVII веке общим названием, которым обозначалось все, что относится к каббале, теософии, алхимии, астрологии и мистике. По этой причине было сказано, что их нельзя считать потомками тамплиеров. Артур Уэйт, ссылаясь на "предполагаемую связь между тамплиерами и розенкрейцерами", отмечает:
"Тамплиеры не были алхимиками, у них не было никаких научных притязаний, их тайна, насколько можно установить, была религиозной тайной антихристианского толка. Розенкрейцеры, с другой стороны, были в высшей степени образованным обществом, и, кроме того, они были христианской сектой." [256]
Тот факт, что тамплиеры, похоже, не занимались алхимией, не имеет отношения к делу. Никто не утверждает, что розенкрейцеры во всем следовали тамплиерам, но они были наследниками тайной традиции, переданной им более ранним Орденом. Более того, не является несомненным фактом то, что розенкрейцеры были образованным обществом или вообще были обществом, поскольку, по-видимому, у них не было организации, подобной тамплиерам или масонам, они состояли скорее из изолированных оккультистов, связанных между собой некими узами тайного знания о природных явлениях. Эта секретность была необходима в период, когда научные исследования рассматривались как колдовство, но действительно ли розенкрейцеры чего-то достигли, - крайне сомнительно. Говорят, что они были алхимиками; но удалось ли им трансформировать металлы? Их описывают как ученых, но разве манифесты розенкрейцеров свидетельствуют о каких-либо научных знаниях? Манифест "Химический свадьба Кристиана Розенкрейца" 1616 года, является абсолютным вздором, волшебными фантазиями ребяческого рода; и сам Артур Уэйт отмечает, что публикация манифестов "Откровение Братства" и "Исповедание Братства" не добавили нового блеска к репутации розенкрейцеров:
"Мы привыкли считать адептов розенкрейцерства возвышенными существами сверхъестественной физической силы, повелителями природы, королями интеллектуального мира.... Но в своих манифестах, они заявляют себя простым теософским ответвлением лютеранской ереси, признавая духовное превосходство светских правителей и называя папу антихристом.... Мы находим их несдержанными в языке, неистовыми в религиозных предрассудках, и вместо того, чтобы возвышаться над средним интеллектом толпы, мы видим, что их обуревают те же страсти и они отождествляют себя со всеми мнениями толпы, которая их окружает. Голос, который обращается к нам за мистической маской розенкрейцеров, исходит отнюдь не с интеллектуального трона...."
Вот вам и розенкрейцеры как "ученое общество".
Мнимое христианство розенкрейцеров
А теперь насчёт притязания розенкрейцеров быть христианским телом. Розенкрейцер-каббалист Юлий Спербер в своей книге "Эхо божественно озаренного братства восхитительного ордена К.Р." (1615) указал то место, которое розенкрейцеры отводили Христу. Томас де Квинси, цититруя Спербера, отмечает:
"Поддерживая вероятность претензий розенкрейцеров на том основании, что их великие тайны с момента сотворения мира и до наших дней были доверены на хранение нескольким лицам, что Адам был первым розенкрейцером Ветхого Завета, а Симеон последним, - он спрашивает, положило ли Евангелие конец тайной традиции? Ни в коем случае, отвечает он: Христос основал для своих учеников новую 'коллегию магии' и открыл великие тайны святым Иоанну и Павлу."
Джон Яркер, цитируя этот отрывок, добавляет: "Брат Финдель указывает, что это утверждали карпократианские гностики"; это было также частью традиции иоаннитов, которая, как говорят, была передана тамплиерам. Мы найдем, что идея Христа как 'посвященного' пронизывает все тайные общества вплоть до наших дней.
Эти доктрины, вполне закономерно, навлекли на розенкрейцеров подозрение в том, что они являются антихристианской организацией. Автор брошюры, опубликованной в 1624 году, заявляет, что "это Братство - уловка евреев-каббалистов, о философии которых Пико делла Мирандола говорит, что все 'вещи ... как бы сокрыты в величии истины ... или в очень священных таинствах'". [257]
Другой труд, "Исследование неизвестной и новой каббалы братьев розенкрейцеров", согласуется с утверждением, что глава этой "отвратительной коллегии - никто иной как Сатана, что ее первое правило - отрицание Бога, богохульство против простой и неделимой Троицы, попирание тайн искупления, плевок в лицо Божией Матери и всех святых". Секту также обвиняют в сговоре с дьяволом, жертвоприношениях детей, кормлением жаб, изготовлении ядовитых порошков, танцах с бесами и т. д.
Хотя все это может показаться совершенно несовместимым с характером розенкрейцеров, мы уже убедились, что описанные здесь практики отнюдь не были воображаемыми. В том же XVII веке, когда слава розенкрейцеров впервые распространилась за границы Германии, черная магия по-прежнему, как и во времена Жиля де Ре, была ужасной реальностью и не только во Франции, но и в Англии, Шотландии и Германии, где постоянно проводились казни колдунов обоих полов [258]. Как бы мы ни осуждали методы, применяемые против этих людей, или ни ставили под сомнение сверхъестественное происхождение их культа, бессмысленно отрицать существование самого культа.
Возможная связь розенкрейцеров с культом черной магии
Более того, к концу XVII века культ [черной магии или зла] принял во Франции весьма ощутимую форму в серии таинственных драм, известных как "Дело ядов", первый акт которого состоялся в 1666 году, когда знаменитая маркиза де Бренвилье начала свою преступную карьеру в сотрудничестве со своим возлюбленным Сент-Круа. Эта необыкновенная женщина, которая в течение 10 лет увлекалась тем, что испытывала воздействие различных медленных ядов на своих ближайших родственниках, вызвав смерть отца и братьев, могла бы показаться просто единичной преступницей с повреждённым рассудком, если бы ее подвиги не вылились в эпидемию отравлений, длившуюся в течение 20 лет и державшую Париж в состоянии ужаса. Расследование полиции, в конце концов, привело к обнаружению целой группы магов и алхимиков - "обширной сети злоумышленников, охватившей всю Францию", - которые специализировались на искусстве отравления, не опасаясь быть обнаруженными.
О всех этих колдунах, алхимиках, составителях волшебных порошков и настоек ходили ужасные слухи: "Говорили о договорах с дьяволом, жертвоприношениях новорожденных, заклинаниях, кощунственных мессах и других практиках, столь же тревожных, сколь и мрачных." [259] Говорят, что даже любовница короля, мадам де Монтеспан, чтобы сохранить королевское расположение, прибегала к черным мессам при посредничестве знаменитой колдуньи Ла Вуазен, вместе с которой позже её обвинили в покушении на жизнь короля.
Все необычные подробности этих событий были недавно описаны в книге мадам Латур, где показана тесная связь между отравителями и магами. По мнению современников, это были отнюдь не единичные личности:
"Их методы были слишком надежны, совершение ими преступления было слишком искусным и слишком гладкими, чтобы они не принадлежали, прямо или косвенно, к целой организации преступников, которые подготовили путь и изучили методы придания преступлению видимости болезни. Это была целая школа." [260].
Автор цитируемой здесь работы проводит интересную параллель между этой организацией и современной торговлей кокаином и описывает три уровня, на которые она разделялась:
Первый уровень включал руководителей, образованных и умных людей, знавших химию, физику и все полезные науки, "невидимых высших советников без которых колдуны и прорицатели были бы бессильны".
Второй уровень занимали видимые маги, использующие таинственные процессы, сложные обряды и устрашающие церемонии;
Третьим уровнем была толпа знати и плебеев, которые стекались к дверям колдунов и наполняли их карманы деньгами в обмен на волшебные эликсиры, приворотные зелья, и, в некоторых случаях, коварные яды.
Таким образом, колдунья Ла Вуазен относится ко второму уровню, "несмотря на ее роскошь, прибыль и славу", она "была лишь второстепенным агентом в этой огромной огромной преступной организации. В своих крупных предприятиях она полностью зависела от интеллектуальных руководителей корпорации...." [261]
Кто были эти интеллектуальные вожди? Человек, который первым посвятил Сент-Круа, возлюбленного мадам де Бринвилье, в искусство отравления, был итальянец по имени Эксили или Эггиди; но настоящим посвященным, от которого Эксили узнал свои секреты, был Глейзер, немецкий или швейцарский химик, следовавший принципам Парацельса и занимавший должность врача короля и герцога Орлеанского [262]. Этот человек, о котором мало что известно, мог быть чем-то вроде розенкрейцера. Ибо, как уже было сказано, интеллектуальные вожди, у которых отравители черпали свое вдохновение, были людьми, сведущими в химии, физике и лечении болезней, кроме того, среди них были алхимики и люди, утверждавшие, что владеют Философским камнем, их сходство с розенкрейцерами сразу бросается в глаза. Действительно, возвращаясь к категориям магии, перечисленным розенкрейцером Робертом Фладдом, мы обнаруживаем не только Естественную магию, "тот самый оккультный и секретный раздел физики, с помощью которого извлекаются мистические свойства природных веществ", но и Венефическую магию, которая "знакома с зельями, настойками и способами создания ядов".
Следовательно, искусство отравления было известно розенкрейцерам, и, хотя нет никаких оснований предполагать, что оно когда-либо практиковалось руководителями Братства, вполне возможно, что вдохновителями отравителей могли быть извращенные розенкрейцеры, то есть, исследователи тех частей каббалы, относящихся к некромантической и венетической магии, которые использовали огромный багаж знаний Братства не для исцеления, а для убийства. Это объясняет тот факт, что современники, такие как автор "Исследования неизвестной и новой каббалы братьев розенкрейцеров", отождествляли этих братьев с магами и считали их виновными в действиях, происходящих из того же источника, что и знания розенкрейцеров, то есть, еврейской каббалы. Современные поклонники розенкрейцеров, конечно, заявили бы, что розенкрейцеров и злоумышленников разделяют полюса, что разница между ними подобно разнице между белой и черной магией. Гюисманс, однако, насмехается над этим различием и говорит, что использование термина "белая магия" было уловкой розенкрейцеров.
Настоящую историю розенкрейцеров еще предстоит написать
Но об истинных доктринах розенкрейцеров никто не может сказать с уверенностью. Вся история Братства окутана тайной. Тайна, по общему признанию, была сутью их системы; их личности, их цели, их доктрины держались в глубокой тайне от мира. Говорят, что ни один настоящий розенкрейцер никогда не раскрывал свою принадлежность к Братству. В результате этого систематического сокрытия скептики, с одной стороны, объявили розенкрейцеров шарлатанами и самозванцами или отрицали само их существование, в то время как романтики, с другой стороны, превозносили их как хранителей сверхъестественной мудрости. Вопрос еще более затемняется тем фактом, что большинство информации о Братстве - как, например, рассказы Элифаса Леви, Харгрейва Дженнингса, Кеннета Маккензи, Артура Уэйта, доктора Винна Уэсткотта и Кэдбери Джонса - являются работой людей, считающих себя посвященными в розенкрейцерство или другие оккультные системы родственного характера и потому, обладающих особыми и исключительными знаниями. Эта претензия может быть сразу отклонена как абсурд; нет ничего проще, чем кому-либо составить смесь из еврейской каббалы и восточной теософии и назвать это розенкрейцерством, но нет никаких доказательств какой-либо связи между самозваными розенкрейцерами наших дней и Братьями розенкрейцерами XVII века. [263]
Несмотря на заявление Артура Уэйта, "Настоящую историю розенкрейцеров" все еще предстоит написать, во всяком случае, на английском языке. Книга, которую он опубликовал под этим названием, является лишь поверхностным исследованием, состоящим в основном из переизданий манифестов розенкрейцеров, доступных любому студенту. Мистер Уигстон и миссис Потт просто повторяют Уэйта. Таким образом, все, что было опубликовано до сих пор, состоит в повторении легенд розенкрейцеров или в необоснованных теоретических рассуждениях об их доктринах. Но нам нужны факты. Мы хотим знать, кем были первые розенкрейцеры, когда возникло Братство, и каковы были его истинные цели. Эти исследования должны проводиться не оккультистом, вплетающим свои теории в предмет, а историком, свободным от каких-либо предубеждений, способным взвешивать доказательства и применять судебный подход к материалам, которые можно найти в библиотеках континента - особенно в Библиотеке Арсенал в Париже. Такая работа стала бы ценным вкладом в историю тайных обществ в нашей стране.
Но если континентальные розенкрейцеры представляют собой лишь смутную группу "невидимок", личность которых все еще остается загадкой, английские адепты Ордена выступают открыто как философы, хорошо известные своей эпохе и стране. То, что Фрэнсис Бэкон был посвящен в розенкрейцерство, теперь признано масонами, но более определенную роль в поддержании связей с розенкрейцерами континента играл Роберт Фладд, который после шести лет путешествий по Франции, Германии, Италии и Испании, где он установил связи с еврейскими каббалистами [264] и посетил врача императора Рудольфа, немецкого еврея розенкрейцера Мишеля Майера, который, похоже, посвятил Фладда в новые тайны.
В 1616 году Фладд опубликовал "Апологетический трактат", в котором защищал розенкрейцеров от обвинений в "отвратительной магии и дьявольских суевериях", выдвинутых против них немецким химиком Андреасом Либавием. Двенадцать лет спустя Фладда атаковал священник и математик Марен Мерсенн, которому Фладд адресовал защиту Ордена розенкрейцеров. "Книга Фладда", - говорит мистер Уэйт, - "рассматривает благородное искусство магии, основу и природу каббалы, сущность настоящей алхимии и дело братьев розенкрейцеров. Она отождествляет дом розенкрейцеров с библейским Домом Мудрости".
Другие работы английских писателей настаивают на восточном происхождении Братства. Так, Томас Воган, известный как Евгениус Филалет, восхваляя розенкрейцеров в 1652 году, говорит, что "сначала их знания не были приобретены собственными исследованиями, поскольку они получили их от арабов. И в этом нет ничего невероятного, ибо восточные страны всегда славились магическими и тайными обществами."
Другой апологет розенкрейцеров, Джон Хейдон, путешествовавший по Египту, Персии и Аравии, описывается современниками как побывавший "во многих странных местах среди розенкрейцеров [Востока], в их замках, святых домах, храмах, гробницах и на жертвоприношениях". Хейдон, заявляя, что он не является розенкрейцером, утверждает, что знает членов Братства и их секреты, что они являются сыновьями Моисея и что "этих розенкрейцеров я удачно и неожиданно встретил в Аравии". Эти упоминания о замках, храмах и жертвоприношениях в Египте, Персии и Аравии неизбежно напоминают как о тамплиерах, так и об исмаилитах. Нет ли связи между "Невидимыми горами Братства", о которых в другом месте упоминал Хейдон, и горами ассасинов и масонов? Нет ли связи между библейским "Домом мудрости" и исмаилитским Дар-уль-Хикмат, или Великой ложей Каира, ставшей моделью для масонских лож Запада?
Английские розенкрейцеры XVII века имеют первостепенное значение именно как предвестники кризиса, разразившегося в 1717 году [*]. Нам больше не нужно беспокоиться о призрачных Братьях, претендующих на сомнительную сверхъестественную мудрость, мы сконцентрируемся на конкретном объединении посвященных, заявляющих о своем существовании миру под именем масонства.
[*] 24 июня 1717 четыре масонские ложи провели в Лондоне учредительные собрания с целью создания Первой Великой ложи Лондона и Вестминстера. Эту дату многие исторические исследования считают временем основания спекулятивного масонства.
Начало главы 4 Список литературы (1-436) Список литературы (437-872) К Содержанию