К концу 70-ых годов в Нидерландах сложилась непростая ситуация - многие малые поселения оставались без устойчивой транспортной связи с центрами земель и регионов. Организация регулярных автобусных маршрутов из-за малых пассажиропотоков была недостаточна, а там, где такие маршруты были - закрылись. В этой связи министерство транспорта Нидерландов начало искать альтернативные решения и в качестве эксперимента запустило пилотный проект местных, или иначе районных, автобусов - buurtbus.
Министр транспорта открывает первую линию Buurtbus в Беркенвуде, 1977 год.
Первую линию такого автобуса ввели в 1977 году, далее еще пять. Основная цель сервиса состояла в соединении малонаселенных районов по фиксированным маршрутам и расписаниям без привлечения транспортных компаний. Средний интервал предполагался от часа до двух, а обслуживаться такие линии могли микроавтобусами с 8 посадочными местами, поэтому для управления ими требовалось водительское удостоверения категории «В». Проезд стоя, безусловно, в таких автобусах был запрещен.
На одной из линий, 1984 год.
Практически сразу после начала работы Национальное правительство в содействии с провинциями придумало следующие условия для создания проекта районного автобуса:
1) Область работы маршрута должна иметь общий административный характер. Для целей межрегиональных и межмуниципальных перемещений служили отдельные маршруты, до пересадочных узлов с которыми могли подвозить маршруты местных автобусов.
2) В районе работы маршрута должно проживать не менее 1000 жителей, которые живут не менее чем в 1500 метрах от остановок существующего общественного транспорта.
3) Площадь охвата работы одного маршрута местного автобуса не должна превышать 25 квадратных километров.
4) Местные автобусы должны быть способны выполнять в любой момент функцию разгрузки и для существующего общественного транспорта.
5) Маршруты местных автобусов не должны нарушать работу других линий общественного транспорта.
6) Количество единиц техники на маршрутах местных автобусов обсуждается заранее и не должно превышать оговоренные.
После утверждения этих критериев в 1979 году была одобрена работа местных автобусов в 48 районах.
Сегодня в Нидерландах около 170 местных автобусных линий. Энтузиасты собрали всю информацию на отдельном
сайте. Практически у каждой линии есть свой интернет-сайт или страничка в социальных сетях с основной информацией о перевозчике и с расписанием.
В меньшинстве случаев местные автобусы работают вне единого тарифа и напоминают всеми нами известные "маршрутки". Зачастую, в них действую проездные документы земель, а в исключительных случаях они могут спонсироваться от местного бизнеса (
например) или местной транспортной компанией - могут предоставить резервные автобусы малого класса.
Водители так же могут быть наняты на работу по линиям местных автобусов (могут обслуживаться местными транспортными компаниями), но распространены случаи и местного
активизма - местные жители самостоятельно поочередно управляют автобусом, который закреплен за поселением. Добровольцы так же нанимаются в период повышения числа поездок - перед и во время праздников. Иногда от желающих просто отбоя нет - местные пенсионеры от скуки готовы возить своих односельчан просто так.
Так как пассажиропоток на линиях зачастую крайне малый (обычно это 15-30 тыс. пассажиров в год), требования к организации остановочных пунктов опускаются - автобус можно остановить привычным образом по взмаху руки или попросить выйти в любом разрешенным правилами дорожного движения месте. Чаще всего у общин нет своих собственных школьных автобусов, в этом случае buurtbus выполняет и его роль.
Требования к подвижному составу формируют сами общины: это могут быть как классические фургоны, а могут быть и полноценные микроавтобусы с низкопольной частью и широкой автоматической дверью.
Есть случаи, хоть и крайне редкие, когда пассажиропоток на линиях местных автобусов сильно возрастал - тогда на рассмотрение муниципалитета выдвигалось предложение по организации полноценной автобусной линии по общей концессии области или региона. Но чаще местные жители просто организовывали дополнительные автобусы по линиям местных автобусов или же разделяли маршруты до каждого поселения отдельно - в большинстве случаев маршрут местного автобуса проходит через несколько деревень.