Советские закупки и поставки военной техники

May 25, 2008 01:56

М. Кенжетаев. Эволюция ВТС. Альманах ВИФ, № 1(2), 2002.

Небольшая обзорная статья о ряде закупок военной техники, а также данные по ее поставкам в 30-е годы из СССР.


Деятельностью в области закупок и поставок ВиВТ Советский Союз начал заниматься еще в 1921 г., когда был сформирован отдел внешних заказов Народного комиссариата по военным и морским делам, который занимался закупками за границей военного имущества.

Следующим весьма важным этапом с точки зрения развития советской оборонной промышленности и развития внешней торговли (включая оружейной) стало учреждение в 1924 году советско-американской торговой корпорации "Амторг" [1] , которая занималась в том числе и закупкой в США военного имущества и лицензий на производство техники. Следует отметить, что довольно значительное количество советской техники было разработано или произведено по лицензиям на основе американских образцов ВиВТ (бронетехника, транспорт и авиация), закупленных через "Амторг". В области бронетехники - это два американских танка М.1931 (прототип БТ-2) и лицензия на производство, контракт 1930 года; американский танк М.1932 (советский индекс БТ-32), 1932 год; закупка для БТ-2 и БТ-5 американских авиадвигателей "Либерти", 1931-33 гг.

В секторе транспорта - это контракт на оснащение мощностей по производству автомобилей "Форд-А" и "Форд-АА" (советские автомобили ГАЗ), контракт 1929 года.

В сфере авиации можно отметить, к примеру, закупку в 1938 г. лицензии на производство летающей лодки Consolidated 28, которая выпускалась малой серией под названием "Амторг". В 1937 году был приобретен в США дальний разведчик и транспортный самолет ГСТ ("Consolidated" РВУ-1, МП-7) и поставлен на серийное производство под маркой ГСТ (гидросамолет транспортный) с двигателями М-87 и М-88 вместо американских двигателей "Пратт-Уитни". Выпуск начался в 1939 г. и в 1940 году был прекращен. В "Амторге" в экспортном отделе было специальное авиационное подразделение, заключавшее, сопровождающее и обеспечивающее контракты между двумя государствами в области авиастроения.

Например через "Амторг" сопровождался контракт с американской авиационной компанией Curtiss-Wright Corp.[2] , вполне вероятно, что была закуплена лицензия на производство авиадвигателей Wright R-1820, советский аналог которых под обозначением М-25 устанавливался на истребителях И-16, И-15 Поликарпова, И-14 Туполева; советский авиадвигатель М-5, аналог американского "Либерти-12", устанавливался на истребителях И-1 Поликарпова, И-2 Григоровича.

Кроме США, закупки техники, комплектующих и лицензий на производство осуществлялись и в Европе: Англии, Германии, Голландии.

Англия. 28 мая 1929 года советская миссия закупок вооружения подписала с английской фирмой Виккерс контракт на поставку 15 легких танков "Виккерс E" в двухбашенном варианте (была приобретена и лицензия), первый танк должен был быть поставлен советской стороне 22 октября 1930 года, а последний - 4 июля 1931 года. Первые доставленные в СССР танки "Виккерс" (известные под обозначением В-26) послужили основой для постройки модернизированного варианта танка, названного ТММ-1 (позже танк ТММ-2). 13 февраля 1931 года РВС СССР постановил принять на вооружение Красной Армии танк "Викерс Е" под обозначением Т-26 и рекомендовал начать серийный выпуск этой машины. На первых танках Т-26 устанавливались импортируемые английские двигатели Armstrong-Siddeley.

Германия. На самом массовом довоенном (до Второй мировой войны) варианте советского танка БТ-7 (1935-39 гг.) монтировался авиационный двигатель М-17Т, выпускаемый в СССР по лицензии немецкой фирмы BMW. Стоит еще упомянуть, что пушки на советских танках являлись вариантами и/или модернизированными вариантами импортированных иностранных пушек: например на танках Т-26 образца 1932 года устанавливались 37-мм пушки ПС-2 - вариант германской противотанковой пушки "Рейнметалл Пак 30".

Голландия. В 1937 году в Голландии было закуплено 3 самолета "Фоккер" G.1 и возможно лицензия на их производство. Тем не менее в производство они по каким-то причинам не пошли. Неизвестно каким конкретным ведомством осуществлялась закупка, поскольку импорт был осуществлен на два года раньше 1939 г. - года создания инженерного отдела в Наркомате ВТ.

Следует заметить, что вплоть до конца Второй мировой войны Советский Союз по ряду причин выступал в основном как импортер боевой техники и лицензий на производство. Прежде всего, это объяснялось технологическими и производственными причинам: в 20-30-х гг. фактически только создавалась оборонная промышленность СССР, конструировалась и разрабатывалась техника по всему спектру вооружений, налаживались опытное и серийное производство; необходимо упомянуть еще и военно-технические и военно-политические причины - производство еще не обеспечивало армию военным имуществом, количественно и качественно достаточном для собственных нужд с точки зрения безопасности и военной политики государства.

Внешняя торговля, ВПК, Германия, Амторг, Голландия, Импорт, Публикации, Экспорт, Великобритания, США, Машиностроение, Ссылки

Previous post Next post
Up