Дмитрий Сизов. Бетонобойные снаряды для диктатуры пролетариата. Становление Челябинска как центра оборонной промышленности. Журнал Родина. №2, 2008
Внешнеполитический кризис 1927 года сформировал у руководства СССР убеждение в необходимости заблаговременного и постепенного проведения подготовительных мероприятий к войне. На XV съезде ВКП(б) в декабре 1927-го была дана установка на всестороннюю милитаризацию экономики СССР в связи с приближением войны. В выступлении наркома обороны СССР Климента Ефремовича Ворошилова отмечалось: "Пятилетний план народного хозяйства должен исходить из неизбежности вооруженного нападения на СССР и, следовательно, из необходимости в меру материальных ресурсов организации такой обороны Советского Союза, которая обеспечила бы победоносный отпор объединенным силам наших вероятных противников. Индустриализация страны предопределяет обороноспособность СССР. Но именно поэтому военные соображения должны внести свои коррективы в конкретные планы промышленного строительства. В частности: а) районирование промышленности должно соответствовать требованиям стратегической безопасности; б) металлургия, черная и особенно цветная, уже в ближайшие годы должна обеспечить минимальные потребности обороны; в) общий план развертывания промышленности должен предусмотреть вложение достаточных средств в те отрасли, которые являются наиболее узкими местами в нашем хозяйстве и обороне (авто - и тракторостроение, химия и т. п.)" [1].
Решающую роль для определения перспектив социально-экономического развития СССР на 1930-е годы сыграло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 года "О состоянии обороны страны". В его развитие 5 декабря того же года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление "О выполнении танкостроительной программы", в котором потребовало увязать пятилетнюю программу тракторостроения с танко-строением по вопросам обеспечения броней и моторами [2]. Важная роль в танкостроении отводилась Челябинскому тракторному заводу (ЧТЗ), решение о строительстве которого Совнарком СССР принял 29 мая 1929-го.
27 ноября 1929 года были изданы два приказа по ВСНХ СССР за подписью его председателя Валериана Владимировича Куйбышева о максимальном содействии Челябтракторострою. Мощность завода составляла 40 тысяч тракторов в год. Гигантский завод приехали строить многие десятки тысяч человек. Вместе с быстро растущим персоналом будущего завода они составляли около 60 тысяч человек, что равнялось численности населения Челябинска в 1928-м. ЧТЗ и его рабочие поселки заняли большую территорию к востоку от Челябинска, на которой стала складываться своя система торговли, общественного питания, здравоохранения, бытового обслуживания, учреждений культуры. Тракторострой стал организующим центром всей новой формирующейся части Челябинска.
В непосредственной близости от Челябтракторостроя началось строительство другого гиганта первой пятилетки - Челябинского завода крупного станкостроения. 15 мая 1930 года Политбюро ЦК ВКП (б) приняло решение построить 16 крупных предприятий оборонной промышленности на Урале. В их числе оказался и Станкомаш, главной продукцией которого должны были стать снаряды крупных калибров для ВМФ, а также, согласно приказу N 19с по Снарядному тресту СССР от 5 декабря, станочное оборудование для военных заводов.
Приказом начальника Снарядного треста от 8 октября 1931 года для организации работ по строительству нового завода начальником строительства назначен Михаил Иванович Калитов [3]. К сорока годам он прошел большую жизненную школу: воевал в Гражданскую, дослужился до должности помощника командира дивизии. Со второй половины 1920-х Калитов был уполномоченным Снарядного треста на Златоустовском инструментальном комбинате, а затем работал в Уральском обкоме ВКП(б). Челябинский горисполком для управления строительством выделил одноэтажное помещение в доме N 99 по улице Елькина, за элеватором. Заместителем начальника строительства был направлен Константин Васильевич Уханов - известный партийный и государственный деятель того времени.
Он стал большевиком в 1907-м, шестнадцати лет от роду. Активный участник революционных событий 1917 года в Москве, он работал директором завода "Динамо", председателем правления Электротехнического треста, входил в высшее руководство ВКП(б) - был членом Оргбюро ЦК, а с 1926 года занимал пост председателя Моссовета. Находясь на посту председателя Московского облисполкома, Уханов был обвинен в троцкизме, снят с работы и направлен в Челябинск.
По рекомендации Челябинского горисполкома главным инженером строительства был назначен Сергей Егорович Хопалов. Вместе с Калитовым ему пришлось решать десятки проблем организационного периода. В Курской, Орловской, Тамбовской, Вятской и Воронежской областях более двадцати уполномоченных строительства вели организованный набор рабочей силы. Быстрыми темпами строилось жилье, пока временное, где разместились первые 4 тысячи строителей. Силами этих рабочих были построены поселок землянок Ворошиловка, барачные поселки Сталинка и Песочный. В этих поселках обосновались семейные рабочие и громадная армия грабарей. Грабарь - это рабочий, имеющий одну, две, три лошади, запряженные в коломашки (повозки) с открывающимся дном. Грабарь выполнял главным образом земляные работы - вывозил землю из котлованов под промышленные здания. Наряду с этим были поставлены армейские палатки, на 20 человек каждая, в целом на полторы тысячи человек. Прибывающие инженеры, как правило, размещались в городе, для чего было закуплено 40 частных домов. Другая часть инженерно-технических работников проживала в гостиницах или снимала частные квартиры.
Огромная по масштабам стройка требовала перевозки сотен тысяч грузов.На начальном этапе основным был гужевой транспорт. В январе 1932 года конный парк насчитывал около 800 лошадей. Его организатором был известный в Челябинске цыган Череновский, а обязанности начальника конного двора выполнял тоже цыган - Орлячкин.
Конный парк формировался за счет покупки лошадей в колхозах и у частных лиц, а также конфискации лошадей у раскулаченных. Около четырехсот лошадей размещалось за городом. Конный парк для перевозки людей располагался по улице Карла Маркса. Третий конный парк находился в деревне Фатеевка.
Однако гужевой транспорт мог обеспечить не более пятой части всего объема перевозок. Поэтому решили форсировать строительство железнодорожных путей. За несколько месяцев их проложили ко всем основным объектам промышленного и жилищного строительства. Поступившие на стройку 14 паровозов и 800 вагонов позволили решить проблему транспорта.
Необходимый размах строительных работ могла обеспечить только собственная база по производству строительных материалов. По решению Уральского обкома и облисполкома Станкострою для добычи бутового камня были переданы мощные Уфимские карьеры, а также два кирпичных завода: на ЧТЗ и в Потанино. В районе Фатеевки появился карьер для добычи песка. На станции Мраморной создали крупный леспромхоз по заготовке деловой древесины, построили деревообделочный комбинат. Учитывая крайне тяжелое положение с кровельными материалами, появился участок по заготовке финской стружки и штукатурной дранки.
К середине 1932 года на производстве работало уже более четырех тысяч человек. Стройка получала все необходимые стройматериалы от собственных производственных предприятий. Но несмотря на все усилия руководства Станкомаша, строительная программа 1933 года была выполнена лишь наполовину. В середине 1933 года стройка встала. В этой ситуации челябинские руководители 22 июня 1933 года направили телеграмму наркому тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе: "Москва Наркомтяжпром Орджоникидзе Положение строительства завода катастрофическое Отсутствием леса цемента гвоздей электроматериалов стройка остановлена Главное управление безобразно обеспечило фондами и финансированием первое полугодие результате чего сроки пуска первой очереди установленные Правительством срываются тчк Необходимо Ваше вмешательство немедленного поворота Главного управления заводу обеспечения полной потребности третий квартал фондами леса цемента гвоздями электроматериалами автотранспортом по заявкам завода находящимся Главном управлении а также срочного разрешения последних проектных вопросов Гипроспецом особенно подземного хозяйства тормозящего подземные работы. Секретарь горкома Прусаков. Председатель горсовета Парамонов" [4].
В ответ на телеграмму на стройку прибыли 2 экскаватора, 123 автомобиля, 4 тягача, более равномерно стали поступать строительные материалы. Появилась возможность вести работы одновременно на всех основных объектах завода. Однако кризисные ситуации продолжали возникать по всем основным направлениям стройки. Одной из причин такого положения было отсутствие грамотных управленцев среднего звена. Еще больший дефицит наблюдался в обеспечении стройки рабочей силой. Для полноценного производственного процесса строительству требовалось 14 тысяч рабочих, а жилой фонд, состоявший преимущественно из бараков и землянок, вмещал только 5700 человек. Строительство же новых каменных домов тормозилось отсутствием генерального плана застройки Челябинска. Из-за тяжелейших жилищных условий текучесть кадров в первые годы составляла 98 процентов, и это при том, что вербовка одного человека обходилась в среднем в 92 рубля [5].
Для преодоления серьезного отставания Совет труда и обороны СССР в постановлении от 28 января 1934 года объявил строительство Челябинского завода крупного станкостроения "ударным", обязав наркоматы путей сообщения и тяжелой промышленности обеспечить бесперебойную доставку необходимых грузов, Совнаркому РСФСР выделить районы для вербовки рабочей силы, Наркомзему СССР выделить районы для закупки лошадей, Наркомату коммунального хозяйства обеспечить окончание в Челябинске строительства второй магистрали водопровода и второго трамвайного пути от города к заводу, Наркомату лесной промышленности СССР поставить Станкострою 130 тысяч кубометров лесоматериалов и 26 тысяч штук ширококолейных шпал. СТО постановил вводить мощности завода двумя очередями: первую, 40 процентов проектной мощности, в апреле 1935 года, а оставшиеся 60 процентов - в январе 1936-го [6].
Ранее предполагалось, что завод должен был выйти на годовое производство 500-килограммовых аэробомб в количестве 3000 штук, 305-миллиметровых бетонобойных снарядов - 98 600 штук, 180-миллимметровых фугасных снарядов - 7500 штук, всего - 110 тысяч штук бомб и снарядов. Предписанная СТО новая программа изменила создание мощностей по выпуску уже 260 тысяч штук боеприпасов. СТО оставил 40 процентов мощности Станкозавода для производства мирной продукции на сумму 43,2 миллиона рублей. Это означало создание мощностей для выпуска 160 единиц крупных станков, роликоподшипников, вагонных осей и валов для нефтяных двигателей [7]. Эти мощности в случае войны легко и быстро перестраивались на производство оборонной продукции. Эта часть программы работы завода называлась ассимилированной.
Решение СТО поставило коллективы строителей и персонал завода в тяжелейшее положение. Завод проектировался под производство главным образом 203-миллиметровых фугасных снарядов, но они снимались с вооружения и заменялись бетонобойными того же калибра. Это коренным образом меняло технологию производства, что вызывало необходимость перепроектирования основных цехов и меняло базу снабжения завода с углеродистых сталей на легированные.
По мнению главного эксперта Снарядного треста профессора Н. А. Минкевича, переход на выпуск бронебойных снарядов требовал дополнительной механической обработки, то есть дополнительно 120 станков и увеличения площадей главного корпуса. Под новое задание проекты отсутствовали, поэтому строители не могли работать, а заводоуправление заказать необходимое оборудование не успело. В итоге руководство Станкостроя не смогло даже указать на те необходимые и обязательные условия, при которых было возможно выполнение постановления СТО [8].
Реакция Москвы на растерянность руководства перед лицом действительно сверхтрудных задач была быстрой и решительной: 5 марта 1934 года по приказу Орджоникидзе начальником строительства и директором завода был назначен талантливый инженер Иосиф Абрамович Каттель. Под его руководством коллектив строителей добился больших успехов. Сам Каттель в 1936-м был награжден редчайшей по тому времени высшей государственной наградой - орденом Ленина. Однако, восстанавливая историческую справедливость, следует подчеркнуть, что самые тяжелые испытания на начальном этапе легли на плечи Калитова. Благодаря его усилиям в экстремальных условиях была создана мощная производственная база, сформировано ядро коллектива, опираясь на которые Каттель смог совершить прорыв в положении дел на стройке.
Несмотря на свои 37 лет, он имел большой опыт успешной работы во главе строительства Магнитогорского металлургического комбината, крупного судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. Как вспоминал Каттель, "в начале марта 1934 года Орджоникидзе сообщил мне, что решением ЦК ВКП(б) я назначен начальником строительства и директором завода N 78 в городе Челябинске и что этот завод должен быть построен в очень короткие и весьма жесткие сроки, так как стране нужна продукция этого завода для перевооружения Красной армии и оснащения наших заводов новым станочным оборудованием" [9]. По воспоминаниям тех, кто его знал, это был человек высокой культуры, огромной трудоспособности, общительный. Каттель "не приказывал, а озадачивал, причем тактично, терпимо относился к возражениям" [10].
Разобравшись в ситуации на месте, Каттель в письме к заместителю начальника Главного военно-мобилизационного управления Ерману выдвинул два условия, при выполнении которых постановление СТО могло быть выполнено: увеличение количества строителей с 4500 до 10 000 человек и бесперебойное снабжение строительными материалами.
Хорошо зная действие механизма власти, Каттель обратился за помощью в Челябинский обком ВКП(б). Челябинская область была образована всего за два месяца до его приезда в город - 17 января 1934 года, а бюро ЦК ВКП(б) по Челябинской области (так временно, до первой областной конференции, назывался обком партии) и того позже. На заседании бюро обкома 14 апреля были заслушаны доклад Каттеля и сообщение отдела промышленности обкома. Обком признал положение на строительстве неблагополучным. Главными причинами "позорного состояния строительства" были названы отсутствие настоящей борьбы за создание жилищных условий для рабочих, в результате чего текучесть кадров составила 90 процентов; плохая организация труда; громоздкость управленческого аппарата. Обком дал добро на сокращение управленческого аппарата на 30 процентов, строительство непредусмотренного планом клуба и перевод рабочих-ударников со стажем не менее года в квартиры "постоянного типа" [11].
1935 год стал переломным во всех отношениях. В соответствии с приказом по Наркомату тяжелой промышленности N1264 от 27 сентября 1934 года "О включении Челябинского завода крупного станкостроения (завод N 78) в число пусковых объектов и частичной сдаче его в эксплуатацию в 1935 году", а также в связи с выдачей заводу на 1935 год программы по выпуску снарядов, начальник Главного военно-мобилизационного управления Наркомтяжпрома И. П. Павлуновский приказал 16 мая 1935-го: "На основании акта предварительной приемки цехов с 1 апреля включить отдельные цеха завода в число действующих. Приступить к изготовлению опытной партии спецпродукции. Промфинплан завода на II квартал утвердить по валовой продукции в сумме 1,85 млн рублей" [12].
Благодаря пуску первых цехов появилась возможность выполнять заказы для многих предприятий. Новое предприятие изготавливало шкивы для хлебозаводов, обрабатывало различные детали и делало сложные лебедки стоимостью в несколько сотен тысяч рублей для мартеновского цеха Магнитогорского металлургического комбината. В июле 1935-го на завод пришел первый срочный правительственный заказ на изготовление токарно-винторезных станков, которые в то время импортировались из Швейцарии.
Таким образом, в середине 1930-х в Челябинске быстро развивались крупные предприятия черной и цветной металлургии, машиностроительные заводы как двойного назначения, так и сугубо оборонные. Стремительно рос промышленный комплекс, главной задачей которого было производство оборонной продукции, накопление мобилизационных ресурсов на случай войны и отработка, в случае необходимости, быстрого перехода с выпуска гражданской продукции на военную. Однако удельный вес производств, выпускающих конечную продукцию, был незначителен. Эта диспропорция была преодолена только в годы Великой Отечественной войны.
Примечания:
1. Пятнадцатый съезд ВКП(б). Декабрь 1927 г. Стенографический отчет. Т. 2 . М. 1962. С. 993.
2. РГАСПИ.Ф. 17. Оп. 162. Д. 8. Л. 18-19.
3.Объединенный Государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. 385. Оп. 2.Д. 4. Л. 131.
4. Согрин Г. В. Перелистывая страницы... Из истории Челябинского ордена Трудового Красного Знамени им. Серго Орджоникидзе. Челябинск. 1968. С. 24-25.
5. ОГАЧО. Ф. 385. Оп. 2. Д. 22. Л. 8
6. Там же. Д. 18. Л. 4.
7. Там же. Д. 23. Л. 5.
8. Там же. Л. 6.
9. ОАО ФНПЦ Станкомаш: Время все расставит по своим местам.. Екатеринбург. 2005. С. 8.
10. Форстман Г. В., Машин М. Д. Уральские станкостроители: историко-биографический очерк. Челябинск. 1985. С. 11.
11. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 1. Д. 22. Л. 12-14.
12. Там же. Ф. 385. Оп. 2. Д. 25. Л. 30.