Окончание
Н.П. Шмакова. Машиностроительная промышленность Южного Урала в 30-е годы XX века
Из сборника: Промышленность Урала в XIX-XX веках. Сборник научных трудов. М., 2002. C. 208-225.
По предложению И.А.Каттеля было решено сооружать механосборочный цех не из монолитного железобетона, как это предусматривалось проектом, а из сборных конструкций, что давало большой экономический эффект и резко повышало темпы строительства. Однако авторы проекта, не желая рисковать, категорически возражали. Их поддержал и научно-технический совет Наркомата. Тогда И.А.Каттель обратился к Г.К.Орджоникидзе, который познакомился с материалами и выступил за новаторское предложение. Сохранилась и его записка: "Тов. Каттелю. Предлагаю Вам в порядке производственного риска для опыта - строить главный корпус из сборных конструкций. Ответственность за это принимаю на себя. С.Орджоникидзе"19.
В июле 1934 г. на участке около главного корпуса под открытым небом были изготовлены первые колонны и узлы железобетонных конструкций. Их монтажом руководил прораб И.И.Валюженич. На установку тяжёлой колонны уходило не более пяти минут. Новшество оправдало себя. А в августе на Станкострое побывал нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. "Мне очень понравилась ваша работа, ваш порядок, - отметил в своем выступлении на митинге С.Орджоникидзе, - ваш завод первый в Советском Союзе, который строится из сборного железобетона; такие заводы имеются пока только в Америке. Строительство их обходится государству намного дешевле: экономится материал, меньше требуется рабочих"20. Нарком посетил 3-й участок и посёлок КБС. Заходил в квартиры рабочих, знакомился с их бытом; побывал почти во всех столовых. А руководителям стройки подписал массу различных телеграмм в адреса поставщиков, тормозивших отгрузку строительных материалов.
Приезд Г.К.Орджоникидзе стал крупным событием в жизни строителей и оставил незабываемый след в памяти всех, кто встречался тогда с ним. 4 сентября 1934 г. партийное собрание Станкостроя заслушало доклад И.А.Каттеля о реализации указаний наркома, который стал конкретной программой коллектива по выполнению плановых заданий 1934 г.
После посещения стройки С.Орджоникидзе издал приказ об ускорении строительства, а Совет Труда и Обороны утвердил сроки пуска первой очереди завода - апрель 1935 г., а на полную мощность - январь 1936 г.
В сложный предпусковой период серьёзную помощь строители получили от ЧТС, который по мере окончания сооружения отдельных объектов направлял сюда технический персонал и рабочих. К концу года строители сдали под монтаж оборудования кузнечно-прессовый, инструментальный и ремонтный цеха, паросиловую и вспомогательную кузницу. Сооружалась центральная заводская лаборатория, от работы которой зависел выпуск качественной продукции машиностроения. Большой вклад в её создание внесли Л.Горячев, Г.Проферансов, А.Бальбердин. Коллективу Станкостроя удалось преодолеть длительное отставание и вывести стройку в число передовых в стране. 30 марта 1935 г. вступил в строй инструментальный цех, 1 мая начал работать ремонтно-механический. 16 мая 1935 г. был издан приказ НКТП о вводе в строй первых цехов Челябинского завода крупного станкостроения. Это явилось важным событием для всей страны. Свою полугодовую программу коллектив выполнил досрочно на 102% и принял обязательство на участие в конкурсе строек Наркомата тяжёлой промышленности21.
Первой пробой сил молодого предприятия стало изготовление четырёх опытных, высокой точности токарно-винторезных станков СО-1, названных так в честь Серго Орджоникидзе. Выполнять первый заказ поручили коллективам инструментального и ремонтно-механического цехов. Пока готовились рабочие чертежи, разрабатывалась технология, изготовлялась оснастка, затем отливка и механическая обработка деталей, прошло более двух месяцев. Директор завода И.А.Каттель торопил со сборкой, а когда началась обкатка первых двух опытных станков, он ежедневно приходил на участок. Рабочим завода хотелось привезти эти станки в Москву, в Кремль как подарок к 18-й годовщине Великого Октября.
В ноябре 1935 г. в приказе директора в заводской многотиражке "Ударник" отмечалось: "1 ноября с.г. были опробованы первые два станка, которые показали высокий класс точности и качество исполненной работы". А через несколько дней на заводе была получена телеграмма: "Челябинск Станкострой инструментальный начальнику Осиповичу первый станок поставил зале заседаний Серго Колесник. Москва. 9 ноября 1935".
И.Н.Колесник, начальник слесарной мастерской, вспоминает: "Говорят, первый блин получается комом. Наш "блин" удался. Мы превзошли точность швейцарских станков, взятых за основу. В Москву со станками поручили ехать мне. На другой день по приезде я обкатал их, нарезал образцы резьбы. С большой группой руководителей подошел Серго Орджоникидзе. Он расспрашивал о жизни коллектива и дал высокую оценку нашей работе"22.
Пуск новых предприятий машиностроительной промышленности и их освоение падает на годы второй пятилетки, когда основной формой соцсоревнования становилось стахановское движение, борьба за качество. Инициаторами этого движения в Челябинске выступили рабочие Челябинского тракторного завода. Кузнец Л.Быков при норме 1190 стал штамповать 2 тыс. звеньев гусениц в смену; в 2,5 раза увеличила дневную выработку Е.Орешникова при изготовлении поршневых колец; по-стахановски работали оператор механосборочного цеха И.Зырянова, литейщик Н.Алеев и др. К концу 1935 г. на ЧТЗ в числе стахановцев насчитывалось более 6 тыс. человек.
Первым стахановцем на Станкострое стал старый кадровый рабочий П.П.Крылов, который при норме 60 погонных метров стал стеклить по 360 метров. Его почин подхватили рабочие других специальностей: плотники Ф.Кубышкин и С.Губатенко, который впоследствии был делегатом Чрезвычайного VIII съезда Советов, утвердившего Конституцию страны; штукатур Моторин, бетонщик Абросимов, формовщик Шапошников, кузнец И.Губкин и многие другие, выполнявшие нормы на 300, 400 и более процентов. В числе делегатов 1-го Всесоюзного совещания стахановцев в Москве в ноябре 1935 г. были директор завода И.А.Каттель, плотники Г.Калашников и Н.Скубенко - первый рабочий Станкостроя, награждённый орденом Ленина.
К началу 1937 г. на крупных челябинских заводах стахановцы составляли 37% всех работников, а в январе 1940 г. - более 40%. По темпам и размаху стахановское движение в Челябинске не отставало от движения новаторов в целом по стране.
Пока стахановцы ставили рекорды, а ударники брали обязательства по досрочному выполнению пятилетних планов, успешно воплощая их в жизнь и "каждодневно побеждая трудности", с которыми встретилась наша страна в эти годы: ручной труд, нехватка средств, техники и жилья; преувеличенные задания, срывы в снабжении продовольствием, текучесть рабочей силы и др. - административно-командная система использовала их для введения чрезвычайных и репрессивных мер. В Челябинске были объявлены врагами народа и расстреляны первый секретарь обкома партии К.В.Рындин, председатель облисполкома М.А.Советников, а также ряд руководителей городов и районов.
Из постановления 9-го пленума облисполкома о фактах разоблачения врагов народа в области от 3 ноября 1937 г.: "Пленум облисполкома целиком и полностью одобряет арест и предание суду подлых троцкистско-бухаринских вредителей: Советникова, Степанова, Шумилишского, Ануфриева, Михалевского и др. Эта гнусная банда вредителей, ставя своей целью возврат капитализма в нашей стране, пыталась путём обмана, нарушений и искажений советских законов, методами самого подлого двурушничества, организаций вредительства, диверсий на предприятиях, колхозах, в МТС и совхозах сорвать выполнение планов, как в хозяйстве, так и в соцбытовом и культурном строительстве.
Эта подлая кучка пыталась провоцировать недовольство и недоверие широких масс трудящихся по отношению к мероприятиям Советской власти, группируя вокруг себя все враждебные элементы для подрывной, вредительской и диверсионной деятельности"23. Так говорилось о людях, под руководством которых сооружались гиганты первых пятилеток, совершались преобразования в сельском хозяйстве, изменялся культурный облик края.
Многие новостройки и заводы лишились лучших специалистов и высококвалифицированных рабочих; в числе репрессированных оказались и руководители ЧТС-ЧТЗ - К.П.Ловин и И.Я.Нестеровский. Казимир Петрович Ловин родился в 1893 г. в бедной крестьянской семье. Четырнадцатилетним подростком приехал в Петербург и устроился чернорабочим, а затем монтёром на электростанции. В 1912 г. он вступил в партию большевиков, был участником Октябрьских событий. В 1925 г. К.Ловин без отрыва от производства окончил вуз и возглавил Московское объединение государственных электрических станций (МОГЭС). 30-е гг. круто изменили его судьбу: ЦК партии отправил инженера-электрика на строительство ЧТЗ. К.П.Ловин хорошо чувствовал пульс страны, которая начинала мощный индустриальный разбег, и понимал всю ответственность возложенного на него задания. К.П.Ловин не боялся трудных решений. Так при проектировании завода он поддержал идею о замене железобетонных опорных колонн цельнометаллическими. Сложность состояла в том, что металл нужно было покупать за границей, что требовало больших денежных затрат. "Много горя хлебнули мы впоследствии с этим делом, - вспоминал инженер-механик Г.И.Самоль. - Ловину грозили привлечением к суду"24. Начальник ЧТС добился на это согласия С.Орджоникидзе.
К.П.Ловин вместе с коллективом строителей прошёл нелёгкий путь от закладки фундамента основных корпусов до пуска предприятия, за успешное сооружение которого был награждён орденом Ленина. Однако выдающиеся заслуги крупного хозяйственника не спасли ему жизнь. 20 августа 1937 г. К.П.Ловин был арестован, находясь уже в должности начальника Главэнерго Наркомтяжпрома СССР. 15 ноября того же года военной коллегией Верховного суда СССР "за участие в антисоветской организации" он был приговорён к высшей мере наказания. Реабилитирован 29 августа 1956 г.25. В настоящее время одна из улиц Тракторозаводского района носит имя Ловина, а на здании ТЭЦ-2 в Санкт-Петербурге установлена в честь него мемориальная доска. В 1999 г. на ЧТЗ учреждена премия имени К.П.Ловина, которой удостаиваются отличившиеся {223} руководители завода. А памятником жертв репрессий периода культа личности И.В.Сталина стала Золотая гора в Челябинске.
Несмотря на все трагические противоречия действительности 30-х гг., шло освоение новых предприятий и новых технологий, реконструировались и расширялись старые заводы. В 1934 г. коллектив ЧТЗ освоил проектную мощность первой очереди, что позволило Советскому Союзу не только прекратить импорт гусеничных машин, но и выйти на первое место в мире по производству тяжелых гусеничных тракторов. В приказе Главного управления автотракторной промышленности по годовому отчету ЧТЗ отмечалось: "Столь интенсивного освоения производства заводы автомобильно-тракторной промышленности ещё не знали". 29 декабря 1936 г. челябинские тракторостроители на год раньше срока завершили свой пятилетний план. При этом за время, прошедшее со дня пуска завода, себестоимость трактора была снижена в три раза. В 1937 г. на Международной выставке в Париже "Искусство и техника современной жизни" трактор с маркой "ЧТЗ" получил высшую награду - диплом "Гран При".
30 марта 1940 г. с главного конвейера завода сошел стотысячный трактор. В докладе директора ЧТЗ И.Соломоновича в связи с этим знаменательным событием сообщалось: "Выпуск тракторов с лигроиновым мотором, освоение дизельного, а затем газогенераторного производства - вот основные этапы технического роста завода. По своей технической оснащенности и совершенству технологий ЧТЗ стоит в одном ряду с передовыми заводами мира. Следует отметить, что пока ни одна капиталистическая страна не разрешила задачи по установке газогенераторов на мощные гусеничные тракторы. Мощность ЧТЗ равна мощности всех гусеничных тракторов, выпущенных всеми заводами Америки за последнее десятилетие"26.
Наращивал темпы освоения оборудования и коллектив Станкостроительного предприятия. В сентябре 1936 г. вступили в строй кузнечно-прессовый и механический цехи. Это позволило рабочим приступить к серийному выпуску более крупных токарно-винторезных станков 1Д64. Началось массовое производство шарикоподшипниковьгх колец и другой продукции. 20 декабря этого года газета "Ударник" писала: "Впервые в минувшем году выпущено на 15 млн. рублей продукции, которая носит марку Челябинского завода крупного станкостроения".
В целом вторую пятилетку станкостроители закончили успешно. В сентябре 1937 г. были выпущены первые станки 1Д64, продолжалось освоение технологий изготовления металлорежущих станков 1С62 и токарно-отрезных - 1А43; разрабатывались модели новых типов крупных станков. Рост выпуска валовой продукции предприятия в 1939 г. составил свыше 240% по отношению к 1938 г.
На протяжении всего периода строительства и освоения завода рабочие и служащие постоянно чувствовали заботу и внимание Наркома тяжёлой промышленности С.Орджоникидзе. 9 октября 1936 г. состоялось общее собрание коллектива, его участники единогласно постановили ходатайствовать о присвоении предприятию имени С.Орджоникидзе. В марте 1937 г. ЦИК СССР присвоил Челябинскому заводу крупного станкостроения имя Серго Орджоникидзе.
Успешно шла и реконструкция старых предприятий. Челябинский завод имени Д.Колющенко перешёл на изготовление тракторных плугов, прицепов и культиваторов. В 1938 г. его продукция составила 30 млн. руб. Кусинский завод начал выпускать водяные и воздушные экономайзеры для паровых котлов. Усть-Катавский машиностроительный завод специализировался на производстве платформ узкой колеи и трамвайных вагонов. В 1936 г. коллектив предприятия выполнил план на 135%, а в 1938 г. стоимость его продукции достигла 17 млн. руб.
В целом Южный Урал в 30-е гг. превратился в крупный индустриальный центр страны. Капиталовложения в хозяйство края за годы первых двух пятилеток составили 5,1 млрд. руб.; с 1928 по 1939 гг. только в промышленность было вложено 4,3 млрд. руб. Продукция крупной промышленности за это время выросла в 12 раз27. В 1937 г. Челябинская область занимала первое место в стране по производству тракторов, магнезита и никеля; второе - по добыче руды и выплавке ферросплавов; третье - по выплавке чугуна и стали.
При этом основные производственные средства машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей промышленности только за вторую пятилетку увеличились почти в 5 раз, а валовая продукция с 1932 по 1937 гг. выросла с 82 млн. руб. до 660 млн. руб., т.е. более чем в 8 раз28. В отчете по итогам выполнения второго пятилетнего плана подчёркивалось: "Машиностроение Челябинской области, как комплекс крупных и передовых по технике предприятий, создано, в сущности, за годы второй пятилетки". Машиностроительные предприятия Южного Урала не только стали одной из главных баз реконструкции народного хозяйства, но и внесли достойный вклад в обеспечение технико-экономической независимости страны.
ПРИМЕЧАНИЯ:
19 Согрин Г.В. Перелистывая страницы... Из истории Челябинского ордена Трудового Красного Знамени станкостроительного завода имени Серго Орджоникидзе. - Челябинск, 1968. С.47.
20 Там же. С.49.
21 См.: Ленинская поступь пятилеток. С.108.
22 Согрин Г.В. Перелистывая страницы... С.54; См.: Форстман Г.В., Машин М.Д. Уральские станкостроители. С. 19.
23 Челябинская область. 1917-1945. С.177.
24 Летопись Челябинского тракторного (1929-1945). - М., 1972. С.23.
25 См.: Челябинский рабочий. 1994. 6 июля.
26 ГАЧО. Ф.792. Оп.5. Д.501. Л.30-33.
27 См.: Челябинская область. 1917-1945. С. 127.
28 См.: Ленинская поступь пятилеток. С.152.