Паровозы в 1920 году

Apr 05, 2008 01:37

К паровозной дискуссии из имеющихся у меня материалов (первоначальной версии книги "Экономическая революция Сталина":

Транспорт превращается в мощный по меркам того времени хозяйственный механизм. В ведении наркомата путей сообщения, сокращенно НКПС, в начале 1920 года сосредотачивается управление железными дорогами и водным транспортом - двумя самыми надежными способами сообщения. Силы восемнадцати самых крупных машиностроительных заводов, в число которых входили: Брянский, Коломенский, Сормовский, Ижорский, Харьковский, Путиловский,  Подольский, переориентируются для работы на удовлетворение нужд транспорта [1]. В их задачу входит ремонт подвижного состава и паровозов. Несколько позднее, Президиум ВСНХ увеличил число предприятий до 60, из которых 21 завод составили особую, «ударную группу», которая обеспечивала выполнение львиной доли заказов. К июню 1920 года эта ударная группа отремонтировала 308 паровозов, выпустила 920 и отремонтировала 2936 вагонов [2].
16 марта 1920 года состоялось заседание Совнаркома, на котором был поставлен вопрос о закупке иностранных паровозов для усиления тяги  железной дороги. На эти цели было решено потратить 300 млн. рублей золотом, и заказать в Швеции 1700 паровозов [3].

Эту сделку Дзержинский потом оценил так:

«Это был первый договор, в который было втянуто и шведское правительство, так как этот договор был сделан с согласия шведского государственного совета под председательством короля. С тех пор наше золото перестало носить марку краденого» [4].

Более того, 10 января 1920 года Совет Труда и Обороны рассматривает вопрос о конструировании тепловозов и запуске из в производство. Принято решение начать конструкторские разработки тепловозов.

[1] Коваленко Д.А. Оборонная промышленность Советской России в 1918-1920 годах. М. «Наука», 1970, с. 362

[2] Авдаков Ю.К., Бородин В.В. Производственные объединения и их роль в организации управления Советской промышленности (1917-1921 гг.). М. «Издательство МГУ», 1973,с. 23

[3] Значит, один паровоз обходился в 176 тысяч рублей золотом: Хромов С.С. Ф.Э.Дзержинский во главе металлопромышленности. М. «Издательство МГУ», 1966, с. 29

[4] Хромов С.С. Ф.Э.Дзержинский во главе металлопромышленности. М. «Издательство МГУ», 1966, с. 30

22 апреля 1924 года ВПК рассмотрела план паровозостроения, составленный Госпланом. Госплан разработал в июне-июле 1922 года программу строительства паровозов. Согласно этой программе до 1925 года советские заводы должны были выпустить 508 паровозов. [1]. Комиссия сочла этот план приемлимым и передала его на утверждение в Совет Труда и Обороны. 7 мая 1924 года СТО утвердил этот план. Строительство паровозов должно было обойтись в 35 млн. рублей [2].

[1] Хромов С.С. Ф.Э.Дзержинский во главе металлопромышленности. М. «Издательство МГУ», 1966, с. 32

[2] Значит, один паровоз стоил в 1924 году примерно 68 тысяч рублей золотом. Шведский паровоз был вдвое дороже.

С моей точки зрения в споре оказались неправы обе стороны, а что до автора цитированной статьи, то он нашел много интересной информации, но не сумел истолковать добытые сведения.

Документ, Транспортное машиностроение, Ленин, Дзержинский, Машиностроение, Паровозы, Публикация, НКПС

Previous post Next post
Up