В этом путешествии было много импровизации. Во-первых, я ехал туда, где никогда не был и информации про эти места у меня было мало. Во-вторых, до последнего момента было неясно, поеду ли я вообще. За неделю до путешествия я травмировал спину, а таскать лодку - занятие физически тяжёлое. За два дня до путешествия прогноз погоды, обещавший летнюю жару на все майские праздники, стал резко ухудшаться. За день до отъезда, закупив в Ашане продукты, я возвращался домой на машине и просто стоя на светофоре получил удар в заднюю дверь от какого-то олуха, который не успел остановиться. Но спина почти прошла, машина пострадала не сильно, а погоду было решено признать терпимой. И мы поехали.
Мне давно казалась привлекательной идея отправиться в плавание на катамаране в майские праздники. Но обычно погода сильно остужала мой туристический пыл. А тут я решил проверить, что будет, если отъехать от Москвы на юг 1000 км - там ведь должно быть теплее! Долго разглядывая карты, обнаружил кусок Волгоградского водохранилища в Камышинском районе, где населённых пунктов на берегу было немного, а сам берег был изрезан разными заливчиками, где можно было укрываться от шторма.
Возле деревни Дубовка Камышинского района Яндексом была обнаружена турбаза "Зелёная роща", куда я и направился, прикинув, что на турбазах обычно можно оставить машину на время парусного путешествия.
Деревень с названием Дубовка в Волгоградской области оказалось две. Навигатор повёл меня не в ту, которая была нужна мне. Я это обнаружил довольно быстро и объяснил навигатору, кто тут главный. Навигатор сделал вид, что понял и отправил меня в нужную мне Дубовку по грунтовым дорогам. Тут мне впервые реально пригодились внедорожные способности моей Витары. В "Зелёную рощу" мы, в итоге, приехали - поплутав по степям пару часов и привезя на машине килограммов пятьдесят жирного местного чернозёма - после дождя он налипает на всё - на колёса, кроссовки - даже на крыше джипа был этот чернозём.
Турбаза стояла пустая, но по словам директора и сторожа, в сезон она заполняется. Есть простые деревянные домики без душа, есть коттедж с четырьмя комнатами и всеми удобствами. За парковку взяли 200 рублей в день - зато прямо под окном у директора. На пляже турбазы удобно собрать лодку и отправиться в путешествие по воде.
Вообще, всё в этом путешествии протекало крайне импровизированно. Лодку собирали под дождём. Едва отчалили - ветер полностью стих. До предполагаемого места первой стоянки дойти под парусом не смогли, догребли веслом до ближайшего берега, где отлично переночевали.
Берег здесь везде обрывистый. Вдали виден Ураков бугор - местная достопримечательность, гора высотой аж 92 метра. Среди степного пейзажа выглядит державненько.
В кустах обнаружилась стоянка местных рыбаков. Летом здесь жара и засуха - видимо, палатки просто не нужны.
А над обрывистым берегом - степь, где отлично ставится палатка, пока летняя жара ещё не началась.
Переночевав в степи километрах в четырёх от турбазы, мы отправились к Уракову бугру. Здесь в Волгу впадает речка Ураковка, образуя отличный залив с удобными стоянками. Поскольку других желающих пожить тут в палатке в такое время не оказалось, мы объехали все стоянки и нашли самую удобную.
Удобно припарковали на ней катамаран, удобно поставили палатку, удобно сварили гречку...
Ещё тут удобно выть на луну. Потому что вечерами становилось холодно, а солнце, в отличие от летнего карельского солнца, которое закатывается словно нехотя - здешнее солнце падало за горизонт рано и решительно - как монетка в игровой автомат. Закаты были скоротечны и неинтересны, заснять захотелось только один.
Насчёт холода. Когда я собирался в это путешествие - меньше всего мне хотелось мёрзнуть. Одно дело летом из московской жары сбежать в карельскую прохладу и совсем другое - в мае, устав от зимы оказаться на берегу Волги с ледяной водой да ещё и на ледяном ветру. Изначально метео-сайты обещали мне 20-25 градусов и солнце почти каждый день. На деле мы получили в среднем 12-14, холодный ветер и очень холодную воду. Всё это сильно умерило пыл освоения неизведанных земель.
На следующий день мы никуда не поплыли. Мы пошли гулять на Ураков бугор по степным дорогам.
Тут нужно сказать ещё одну важную - для меня - вещь. В парусных путешествиях меня привлекает возможность забраться на лодке в такие места, которые иным способом недоступны и куда вменяемый человек просто так не полезет. В Карелии по берегам озёр тайга с болотами и большинство мест, где я бываю - доступны только по воде, причём находятся на таких расстояниях от населённых пунктов, что на моторной лодке туда из праздного любопытства ехать не захочется - местным будет жалко денег на бензин, а бухим приезжим "рыбакам" - лень так долго "моторить". Здесь всё было иначе. Вся прибрежная степь доступна любому неподготовленному джипу. А в сухую погоду - даже и не джипу, а большинству обычных автомобилей. По берегам накатано много дорог, которые подходят к самой воде. Для меня это сильно снижает ценность места.
На самом бугре было ветренно и красиво.
С него открывается отличный вид на окрестности вплоть до Камышина - до которого около 25 километров. А люди, которым нравится бегать за водой сто метров вниз и вверх - могут переночевать прямо наверху, если не боятся, что их сдует.
С этим несчастным бугром связаны какие-то легенды про каких-то колдунов и наверху есть некие шаманские сооружения.
А под бугром находятся пещеры-каменоломни. Их там несколько. В одну даже сделан цивилизованный вход.
Я в неё залез - метров на 5 уходит хороший ход, где можно идти пригнувшись, дальше первый небольшой грот с колонной посередине - и уходящий вниз лаз, по которому нужно ползти на четвереньках. Я не пополз, поскольку фонарик был только в виде брелка и пачкать колени землёй не хотелось.
Входы в остальные пещеры нам не попадались, но вокруг было несколько карстовых провалов, как бы намекавших, что под землёй немало всего интересного.
Сам Ураков бугор находится на территории Природного парка "Щербаковский". За территорией тут следят. Весь лес, который виден на фотографиях - высажен. Ближе к бугру это молодые дубы, вдали видны сосны повыше. Старые разбитые дороги здесь запахивают плугом, чтобы их не размывало водой.
На распаханных дорогах вырастают свежие цветочки и они становятся похожи на клумбы.
Однажды мимо нашей палатки проехал большой чёрный Лэндкруизер с зелёными гербами на дверях. Суровый дяденька притормозил, посмотрел на нас сурово, но ничего не сказал и поехал дальше по своим суровым делам. В целом на территории парка довольно чисто, надеюсь, летом суровые дяденьки проводят тут разъяснительную работу среди отдыхающих. А мы и без разъяснительной работы весь мусор увезли в Москву, чего и вам желаем!
На следующий день мы планировали уплыть на другой берег Волги - в устье реки Еруслан, ещё дальше от цивилизации, но погода снова внесла коррективы в мои планы. Всю ночь и следующий день почти до вечера шёл дождь. Поэтому мы никуда не уплыли, а лишь пошли вечером гулять вверх по реке Ураковке. Видели зайца, который важно и не особо спешно ускакал от нас в лесопосадки. Из-под ног вылетали куропатки. На земле было много следов каки-то некрупных парнокопытных зверей. А на степной дороге трижды встречались змеи, причём последняя стала довольно агрессивно на нас нападать, раззинув пасть и бросаясь вперёд примерно на метр. Обратив нас в бегство, она скрылась в траве. Что это была за змея - я не успел понять. Хочется верить, что медянка. Также осталось неясным, кто живёт в этой свежей норе, которую я нашёл в овраге возле палатки. Судя по размеру, это может быть лиса.
Дальнейшие наши планы также были скорректированы погодой.
В устье Еруслана мы так и не уплыли, потому что за дождливым днём пришёл сильный холодный ветер. Прогнозы на следующие дни обещали 10 м/с с порывами до 17 м/с. В Москве такой ветер валит деревья и рекламные щиты. Дожидаясь погоды, я успел дочитать в палатке Моби Дика, где все успешно тонут на парусном корабле в конце книжки. Оценив имеющуюся обстановку - штормовой ветер, ледяную воду, в которой человек дольше часа не проживёт, шесть километров от берега до берега и матроса, который впервые на лодке и плавает чуть лучше топора - я решил экстремальное плавание прекратить. Мы с хорошим ветром красиво присвистели обратно на турбазу, разобрали лодку и уехали.
Первоначально у меня была идея уехать на берег Еруслана на машине. Но в Камышине автомобили перевозит на другой берег Волги даже не паром, а сухогруз "Окский" и ходит он два раза в день - в шесть утра и в три часа дня. Приехав в порт в шесть часов вечера, мы поняли, что наши планы снова меняются в силу непреодолимых обстоятельств. Ночевать в порту не хотелось - и было решено поискать дикую речку по этому берегу Волги. Таковая нашлась возле села Горный Балыклей. Мы даже заночевали на берегу небольшой речки Голая, но оставаться там не хотелось - берега из размокшей глины не позволяли даже толком умыться в этой реке. Утром палитру погодных явлений дополнил заморозок, палатку покрыла корка льда, а всё вокруг покрылось искрящимся инеем. Мы сели в машину и умотали в Москву.
В целом акватория кажется мне интересной - особенно устье Еруслана, где территория совсем мало заселена и асфальтовых дорог поблизости нет. Но я понял, что 1000 км на юг не обеспечивают комфортного тепла в начале мая - возможно, имеет смысл приехать сюда в начале сентября, когда летний поток отдыхающих вернётся в свои городские квартиры, а вода и воздух будут ещё хранить комфортное летнее тепло.