Порой сон разума рождает чудовищ. И порой эти чудовища выходят довольно занятными…
Вот, к примеру, как нижеприведенная попытка совместить слегка удлиненный и уширенный корпус броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» с тем, что выступает из корпуса эскадренного броненосца «Сисой Великий». Нечто подобное я уже однажды предлагал вот здесь,
http://alternathistory.com/a-u-nas-korvety-i-fregaty/ а сегодня внезапно сподобился на визуализацию идеи.
Чего там как у него "унутре" - смотрим в сокрытом.
Если говорить о расчетных ТТХ предлагаемого альт-корабля, то они предполагаются такими:
нормальное водоизмещение по проекту - 5000 тонн, длина по ватерлинии - 92,13 м (302 фута 3 дюйма), длина наибольшая - 93,34 м (309 футов 6 дюймов), ширина наибольшая - 17,53 м (57 футов 6 дюймов), осадка при нормальном водоизмещении по проекту - 6,1 м (20 футов), мощность машин по проекту - 5000 л.с., наибольшая скорость по проекту - 15,5 узла, запас угля - 250 (нормальный)/500 (полный) тонн, запас хода по проекту - 3000 миль на 10 узлах при полном запасе угля, броня Гарвея, пояс по ватерлинии (65 %, 2,13 м (7 футов) высоты, с половины высоты утончается к нижней кромке) - 229-127 (45%)/178-102 (20%), траверзы пояса во ватерлинии - 178 мм, верхний пояс (20%, 2,29 м (7 футов 6 дюймов) высоты) и его траверзы - 76,2 мм, каземат 152-мм орудий (соответствует по протяженности верхнему поясу) - 76,2 (борт и траверзы)/25,4 (крыша с учетом палубного настила, разделительные полупереборки между орудиями, срезы каземата на верхней палубе с учетом палубного настила) мм, носовой и кормовой карапасы (с учетом палубного настила) - 57,15 мм, плоская нижняя палуба по верхней кромке главного пояса (с учетом палубного настила) - 38,1 мм, барбеты башен ГК - 203 мм, башни ГК - 229 (бок)/50,8 (крыша)/76,2 мм (подшивка), боевая рубка - 203 (бок)/50,8 мм (крыша), 4-305х40 (в двух двухорудийных башнях конструкции Металлического завода), 4-152х45, 8-47, 12-37, 2-63,5-мм десантные, 4-381 мм т.а. (надводные, 8 торпед).
Начал размышлять над возможными предпосылками появления в русском флоте таких кораблей - и понял, что это могла бы быть часть двойственной концепции «облегченные броненосцы-крейсера для открытого моря» и «мощные броненосцы береговой обороны для мелководной Балтики». А в частностях микроменеджмента было бы так:
1. В пользу трех таких кораблей (строящихся вместо реальных «Адмирала Ушакова», «Адмирала Сенявина» и «Генерал-адмирала Апраксина»), а также черноморского «Ростислава» отошли бы башни ГК, сделанные в действительности для «Сисоя Великого», «Петропавловска», «Полтавы» и «Севастополя».
В свою очередь, «Сисой Великий», «Петропавловск», «Полтава» и «Севастополь» получили бы башни ГК с 254-мм пушками от четырех вышеназванных броненосцев (только все они были бы уже двухорудийными), а также реальные 16 башен 6-дюймовых пушек от «Петропавловска», «Полтавы», «Севастополя» и «Ростислава».
2. Три альтернативных броненосца береговой обороны свою совокупную дюжину 6-дюймовок на станках с бортовым штыром унаследовали бы от «Петропавловска», «Полтавы» и «Севастополя». А «Ростиславу», который здесь строился бы по образу и подобию «Трех Святителей» с проектным водоизмещением в 12500 тонн и с чуть более современными башнями, достались бы шесть 152-мм орудий на станках с бортовым штыром от реального «Сисоя Великого», две таких же пушки от реального «Рюрика» (этот корабль за счет сокращения 152-мм батареи упрятал бы в корпус все свои 8-дюймовки и получил бы полный пояс по ватерлинии) и четыре 120-мм орудия на станках с бортовым штыром от реального «Генерал-адмирала Апраксина».
Соответственно, «Сисой Великий», «Петропавловск», «Полтава» и «Севастополь», имея полу-крейсерское назначение, также сохранили бы полный пояс по ватерлинии (но облегченный, не свыше 254 мм в самой толстой части - как и вся их броня в целом) и несли бы 4-254х45 и 8-152х45 (все в башнях). Их водоизмещение и скорость по проекту предполагались бы в районе 9000 тон и 17,5 узла соответственно, причем ради достижения последней их корпус был бы чуть длиннее и уже, чем у близкого по габаритам и вооружению реального «Ростислава», а машины представляли бы собой нечто среднее между таковыми от реальных «Полтавы» и «Ростислава». Броня - сталеникелевая у всех, кроме «Полтавы» с ранним Круппом.
3. Восемь 120-мм орудий на станках с бортовым штыром от реальных «Адмирала Ушакова» и «Адмирала Сенявина» здесь пошли бы на перевооружение «Памяти Азова», которому также добавили бы еще пару 203-мм 35-калиберных пушек, снятых при перевооружении с черноморской канлодки «Уралец» и легкую броню оконечностец. Как и на «Рюрике», все это вооружение и пару уже имевшихся на «Памяти Азова» 8-дюймовок упрятали бы в корпус на батарейную палубу.
4. «Россия» здесь лишилась бы двух своих 152-мм пушек на станках с центральным штыром, которые отдали бы «Пересвету» и «Ослябе», в данной истории выглядевших бы так, как в этом материале:
https://stvolar.livejournal.com/55295.html Если же вернуться к «России», то она бы получила полный пояс по ватерлинии и легкий каземат для двух своих кормовых 8-дюймовок. А «Громобой» был бы избавлен от четырех 152-мм пушек, но зато всю главную и среднюю артиллерию имел бы в казематах с противоснарядной броней, а поясную броню - по всей длине корпуса.
«Победа» же и «Баян» в этом мини-мире представляли бы собой своего рода реакцию на японские броненосные крейсера - по 10000 тонн водоизмещения по проекту, с 20-узловой ожидаемой скоростью, парой двухорудийных башен Путиловского завода с 203-мм 45-калиберными орудиями вместо реальных пушек и башен кораблей с такими названиями и десятком 6-дюймовок Канэ на каждом (для точного сведения баланса им досталась бы одна аналогичная пушка, отобранная у «Владимира Мономаха»), а также с крупповской броней до 8 дюймов толщиной, полностью прикрывающей ватерлинию.
Кроме того, от «Мономаха» в пользу «Алмаза», который здесь стал бы минзагом по типу «Амура» с «Енисеем», равно как и двух поименованных минных заградителей здесь ушли бы шесть 120-мм пушек на станках с центральным штыром, по паре на брата. А «Мономаху» шесть таких же пушек, но на станках с бортовым штыром отдал бы «Дмитрий Донской». За счет же еще шести 120-мм орудий, которые в реальности произвели в 1904 году для частичной замены расстрелянных на броненосцах береговой обороны, «Жемчуг» и «Изумруд» в итоге несли бы, как и в действительности, по восемь указанных пушек, а еще парой таких орудий вооружили бы «Волгу», ставшую бы конструктивно аналогичной все тому же «Амуру».
5. Четыре высвободившихся 6-дюймовых орудия с «Громобоя» пошли бы на довооружение «Дианы» и «Паллады», по паре на каждую. А «Аврора» и «Адмирал Корнилов» поделили бы между собой ту дюжину 6-дюймовок, которыми в реальности перевооружили «Память Азова» - две дополнительно для нового крейсера и десять для старого.
«Князь Потемки-Таврический», «Ретвизан», «Цесаревич» и все пять «бородинцев» здесь особых отличий от реальности не имели бы, равно как и крейсера-«шеститысячники» вкупе со «Светланой».
Без новой артиллерии здесь остались бы только три относительно валидных старых броненосных балтийских корабля - «Император Николай I», «Наварин» и «Адмирал Нахимов». Но их в данной мини-истории, как и броненосцы береговой обороны, не предполагалось бы двигать куда-то с Балтики.
Был бы такой флот лучше реального - ох, не знаю… Но почему бы и не пофантазировать лишний раз, коль так уж восхотелось?! :)
С уважением. Стволяр.
P.S. Покумекал тут насчет развесовки проекта, отталкиваясь от данных "настоящих" броненосцев типа "Адмирал Сенявин". Массу корпуса, который процентов на 10 по всем измерениям больше реального «сенявинского», я бы оценил в 2300 тонн. Шлюпки, якоря, цепи - 85 тонн, команда с багажом - 65 тонн, уголь (нормальный запас) - 250 тонн, минное вооружение - 85 тонн, машины и котлы с водой - 765 тонн. Брони я насчитал аж 1525 тонн, артиллерии (учитывая вес башенных установок без брони) и боезапаса - 800 тонн. Итого - 5875 тонн. Но это уже водоизмещение фактическое. Проектное же, учитывая средний перегруз реальных «адмиралов» в 450 тонн, а наибольший почти в 550 тонн, на самом деле могло бы быть все же не 5000 тонн, а около 5250 тонн (то есть с получением в итоге 625 тонн перегруза в среднем на брата).
А у оригинальных "Ушакова", "Сенявина" и "Апраксина" по данным В.Ю.Грибовского и И.И.Черникова было так: