Глядя на творчество русского инженера-кораблестроителя Д.В.Скворцова, невольно обращаешь внимание на преемственность внешнего вида отдельных элементов его кораблей (как воплотившихся в итоге в металле, так и проектов). Особенно яркая деталь при этом - абрис фор- и ахтерштевней.
Вот, к примеру, проект бронепалубного крейсера его авторства 1898 года. Хорошо заметен сильный завал бортов в корме, выдающихся размеров таран, обыкновенный руль и плоское дно в корме без прикильного выреза.
![](https://ic.pics.livejournal.com/stvolar/81487486/373793/373793_900.jpg)
В проекте броненосца береговой обороны 1900 года - та же картина.
![](https://ic.pics.livejournal.com/stvolar/81487486/374094/374094_900.jpg)
Да и в проекте броненосного крейсера 1905 года нечто похожее наблюдается.
![](https://ic.pics.livejournal.com/stvolar/81487486/374494/374494_900.jpg)
А вот в эскизном проекте будущего "Бородино" 1899 года уже видим попытку использовать полубалансирный руль, прикильный вырез и форштевень по образцу "Цесаревича".
![](https://ic.pics.livejournal.com/stvolar/81487486/374701/374701_900.jpg)
Но в итоге, как известно, и руль на броненосцах типа "Бородино" стал обыкновенным, и прикильный вырез заделали, и форштевни следовали своим профилем русской, а не французской традиции.
![](https://ic.pics.livejournal.com/stvolar/81487486/374964/374964_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/stvolar/81487486/375178/375178_900.jpg)
А вот с будущими "Андреем Первозванным" и "Императором Павлом I" получилось интересно. У первого из них руль был обыкновенный, как и предполагалось во всех вариантах еще на проектной стадии, но вот борта в корме нетипично для Скворцова без сильного завала. А второй этот завал таки приобрел - но вкупе уже с полубалансирным рулем. Носовая же их оконечность больше всего напоминает именно тот, еще первый эскизный вариант "Бородино", "франкофонный" в данном своем элементе - но уже с ощутимо увеличенным завалом бортов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/stvolar/81487486/375377/375377_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/stvolar/81487486/375580/375580_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/stvolar/81487486/376040/376040_900.jpg)
Да и прорабатывавшийся в 1905 году проект линкора с вооружением из 4-х 305-мм и 12-ти 254-мм пушек тоже выглядит вполне "по-скворцовски" в своей надводной части, копируя "Император Павел I".
В последних своих проектах дредноутов 1906-1907 годов Скворцов уже отошел от обыкновенного руля, да и с формой форштевня игрался по-всякому. Но вот любовь к заваленным в корме бортам сохранил до конца, пронеся и в чертежи этих кораблей...
![](https://ic.pics.livejournal.com/stvolar/81487486/376067/376067_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/stvolar/81487486/376373/376373_900.jpg)
С уважением. Стволяр.