В честь Дня ВМФ России имею "братский подгон" из Беларуси для господ-флотофилов. Кто желал узнать побольше о башнях ГК "Пересвета", "Осляби" и "Победы" (ну, или покритиковать автора за очередные домыслы и вымыслы) - налетай! :)
Части первая и вторая данного материала лежат здесь:
https://stvolar.livejournal.com/201663.html https://stvolar.livejournal.com/202414.html Ввиду большого объема текста он помещен в сокрытое. А пара картинок - для затравки, их смысл будет пояснен по тексту.
4. Чуть позже башен для «Генерал-адмирала Апраксина» и «Ростислава» появились двухорудийные башенные установки 254-мм орудий с электрическими приводами для эскадренных броненосцев «Пересвет» и «Ослябя».
А.Б.Широкорад («Энциклопедия отечественной артиллерии», Минск, «Харвест», 2000 год, стр. 419) для башен «Пересвета» и «Осляби» указывает вес установки по техническим условиям 420 тонн (носовая) и 370 тонн (кормовая).
В работе А.Г.Дукельского «Исторический очерк развития проектирования и изготовления башенных установок в России 1886-1917 г.г.» (Москва, 1931 год, стр. 111) цифры те же, но в силу конструкции фразы их можно понять как относящиеся только к весу брони башен:
«Технические условия предусматривали следующие размеры бронирования: вертикальная броня башен - 9 дм., крыша башни - 1 1/2 дм. и броня подачных труб 8 дм.; общий вес: для носовой установки - 420 англ. тонн и кормовой - 370 англ. тонн.».
Кроме того, согласно заслуживающим всяческого доверия сведениям, полученным благодаря помощи добрых людей:
1) в предшественнике реально построенного «Пересвета» - проекте броненосного корабля водоизмещением 11232 тонны состав грузов по части башенных установок принимался следующим:
9-дм броня башни с подкладкой, рубашкой и креплением - 118,5 тонны на каждую;
8-дм броня высотой 10 футов на 8-дм подкладке, 1-дм рубашке и с креплением верхней подачной трубы носовой башни - 121 тонна;
8-дм броня высотой 15 футов на 8-дм подкладке, 1-дм рубашке и с креплением нижней подачной трубы носовой башни - 121 тонна;
3-дм подшивка подачной трубы носовой башни на верхней палубе - 10 тонн;
8-дм броня высотой 9,5 фута на 8-дм подкладке, 1-дм рубашке и с креплением верхней подачной трубы кормовой башни - 115 тонн;
8-дм броня высотой 7,5 фута на 8-дм подкладке, 1-дм рубашке и с креплением нижней подачной трубы кормовой башни - 60 тонн;
3-дм подшивка подачной трубы кормовой башни на батарейной палубе - 10 тонн;
установка носовой башни - 140 тонн;
установка кормовой башни - 130 тонн;
2) при расчете примерной продольной нагрузки для броненосцев типа «Пересвет» в процессе их строительства по состоянию на 1896 год масса башенных установок с броней и орудиями принималась равной:
у носовой башни - 484 тонны, из них на броню с болтами, рубашкой и подкладкой - 305 тонн (1,5-дм крыша башни - 10,5 тонны, вертикальная 9-дм броня башни - 84,5 тонны, 8-дм броня верхней подачной трубы - 93 тонны, 8-дм броня средней подачной трубы - 75 тонн, 8-дм броня нижней подачной трубы - 42 тонны), на 2 орудия 254х45 с половиной принадлежностей - 49 тонн, на саму башенную установку - 130 тонн;
у кормовой башни - 432 тонны, из них на броню с болтами, рубашкой и подкладкой - 263 тонны (1,5-дм крыша башни - 10,5 тонны, вертикальная 9-дм броня башни - 84,5 тонны, 8-дм броня верхней подачной трубы - 93 тонны, 8-дм броня нижней подачной трубы - 75 тонн), на 2 орудия 254х45 с половиной принадлежностей - 49 тонн, на саму башенную установку - 120 тонн.
Брошюра Санкт-Петербургского Металлического завода «Эскадренные броненосцы «Пересвет» и «Ослябя». Описание 10 дм башенных установок, исполненных С.Петербургским Металлическим Заводом», к сожалению, не содержит сведений о массе этих башенных установок. Вместе с тем она (стр. 1 и 2) конкретизирует окончательное бронирование башен - вертикальная броня башни толщиной 9 дюймов (229 мм) на 3-дюймовой (76,2 мм) деревянной подкладке и рубашке из 2-х слоев стали толщиной по 0,5 дюйма каждый (итого - 2х12,7 мм), броня крыши 2 дюйма (50,8 мм) на полудюймовой (12,7 мм) стальной подшивке. Аналогичные сведения о бронировании данных башен приведены и в работе А.Г.Дукельского (стр. 120).
Необходимо отметить также, что в нижней тыльной части вертикальной башенной брони данных установок по бокам от башенной двери имелись два выреза размерами каждый около 1 фута 6 дюймов (0,4572 м) в высоту и около 1 фута 3 дюймов (0,381 м) в ширину. Они предназначались для размещения в них прибойников орудий и закрывались снаружи 3-дюймовыми (76,2 мм) броневыми пробками, установленными заподлицо с основной вертикальной броней башни.
Помимо того, у башен «Пересвета» и «Осляби» имелся броневой пол (площадь пола составляла около одной четверти площади башни при виде сверху) толщиной 3 дюйма (76,2 мм). Броня барбета толщиной 8 дюймов (203 мм) также устанавливалась на 3-дюймовой (76,2 мм) деревянной подкладке. При этом для прикрытия промежутка в горизонтальной плоскости между отличающимися по диаметру верхним и средним (у носовой башни) и между верхним и нижним (у кормовой башни) кольцами барбета устанавливался кольцевой броневой полик толщиной также 3 дюйма (76,2 мм). В то же время между средним и нижним кольцами барбета носовой башни подобный броневой полик отсутствовал (имелся только обычный палубный настил), что стоит расценить как потенциально уязвимое место данной установки при взрыве снаряда на броне барбета под такой «ступенькой».
Важным моментом является также то, что именно башни ГК и их барбеты на «Пересвете» и «Ослябе» имели броню Круппа, а не гарвеированную, как в остальных частях вертикального бронирования данных кораблей.
Примерные габариты башен по итогам замеров оказались следующими.
Башни (носовая и кормовая).
Длина башни (наружная) - по вертикальной броне около 25 футов 10 дюймов (7,874 м), наибольшая по выступающим частям около 28 футов (8,5344 м).
Ширина башни (наружная) - около 20 футов 6 дюймов (6,2484 м).
Высота вертикальной башенной брони - в лобовой части около 7 футов (2,1336 м), в тыльной части около 8 футов (2,4384 м).
Барбет носовой башни.
Верхнее кольцо барбета:
диаметр (наружный) - около 20 футов (6,096 м);
высота кольца - около 10 футов 3 дюймов (3,1242 м), из них над палубой около 2 футов (0,6096 м).
Кольцевой броневой полик между верхним и средним кольцами барбета на уровне верхней палубы:
диаметр (наружный) - около 18 футов 2 дюймов (5,5372 м);
диаметр (внутренний) - около 15 футов 6 дюймов (4,7244 м).
Среднее кольцо барбета:
диаметр (наружный) - около 17 футов 8 дюймов (5,3848 м);
высота кольца - 7 футов 6 дюймов (2,286 м).
Нижнее кольцо барбета:
диаметр (наружный) - около 14 футов 6 дюймов (4,4196 м);
высота кольца - 8 футов (2,4384 м).
Барбет кормовой башни.
Верхнее кольцо барбета:
диаметр (наружный) - около 20 футов (6,096 м);
высота кольца - около 9 футов 9 дюймов (2,9718 м), из них над палубой около 2 футов 3 дюймов (0,6858 м).
Кольцевой броневой полик между верхним и нижним кольцами барбета на уровне батарейной палубы:
диаметр (наружный) - около 18 футов 2 дюймов (5,5372 м);
диаметр (внутренний) - около 15 футов 6 дюймов (4,7244 м).
Нижнее кольцо барбета:
диаметр (наружный) - около 17 футов 8 дюймов (5,3848 м);
высота кольца - 8 футов (2,4384 м).
Получившаяся у меня масса брони по счислению при принимаемой расчетно плотности крупповской брони 7,985 метрической тонны на метр кубический и сталеникелевой брони (крыша и пол башни, кольцевой броневой полик между кольцами барбета) 7,9 метрической тонны на метр кубический:
1) вертикальная броня башни - около 84,98 метрической тонны (деревянная подкладка под броню - около 2,80 метрической тонны);
броня крыши башни - около 15,72 метрической тонны;
броня пола башни - около 5,89 метрической тонны;
2) броня барбета носовой башни:
верхнее кольцо - около 93,84 метрической тонны (деревянная подкладка под броню - около 3,50 метрической тонны);
кольцевой броневой полик - около 3,94 метрической тонны;
среднее кольцо - около 60,38 метрической тонны (деревянная подкладка под броню - около 2,20 метрической тонны);
нижнее кольцо - около 52,41 метрической тонны (деревянная подкладка под броню - около 1,90 метрической тонны);
3) броня барбета кормовой башни:
верхнее кольцо - около 89,27 метрической тонны (деревянная подкладка под броню - около 3,40 метрической тонны);
кольцевой броневой полик - около 3,94 метрической тонны;
нижнее кольцо - около 64,40 метрической тонны (деревянная подкладка под броню - около 2,40 метрической тонны).
Итого - около 317,16 метрической тонны брони и около 10,40 метрической тонны деревянной подкладки под броню на носовую башню и около 260,26 метрической тонны брони и около 8,60 метрической тонны деревянной подкладки под броню на кормовую башню.
При переводе этих цифр в английские тонны (1016 кг) получаем 312,17+10,24=322,41 английской тонны на носовую башню и 256,16+8,46=264,62 английской тонны на кормовую башню.
Принимая указанные выше реальные расчетные веса «образца 1896 года» для самих установок в 130 английских тонн для носовой башни и 120 английских тонн для кормовой, получаем в сумме примерную массу установки с броней и без орудий около 452,41 английской тонны для носовой башни и около 384,62 английской тонны для кормовой башни «Пересвета» и «Осляби», что фактически очень близко к данным реальных расчетов за 1896 год (без орудий - 435 и 395 английских тонн соответственно).
С учетом данных цифр представляется ошибочным ранее высказывавшееся мной мнение о том, что цифры в 420 и 370 в работе А.Г.Дукельского следует понимать как относящиеся только к броне этих башен. Очевидно, что данные цифры относятся к башенным установкам в сборе с броней и без орудий. А некоторый перевес, полученный в расчетах, вполне возможно, имел место и на практике - как это в принципе нередко бывало в русском военном кораблестроении той поры.
5. Последними «доцусимскими» башнями для 254-мм орудий стали двухорудийные башенные установки 254-мм орудий с электрическими приводами для эскадренного броненосца «Победа».
К сожалению, в отношении данных установок никаких данных по их массе и габаритам в открытых источниках не имеется - ни в работах А.Г.Дукельского и А.Б.Широкорада, ни в ставшей сравнительно недавно широко известной брошюре изготовившего эти башни Путиловского завода «Описание установок 10-ти дм. орудий броненосца «Победа».
Можно относительно уверенно утверждать лишь то, что бронирование этих башен, по всей видимости, не отличалось от башен «Пересвета» и «Осляби» - разве что вертикальная броня башни и барбета (крупповская) уже не имела под собой деревянной подкладки. Толщины же брони остались без изменений - вертикальная броня башни 9 дюймов (229 мм), крыши башни 2 дюйма (50,8 мм), пол башни 3 дюйма (76,2 мм; площадь пола составляла около одной четверти площади башни при виде сверху), барбет 8 дюймов (203 мм; в отличие от носовой башни «Пересвета», у носовой башни «Победы» два нижних кольца барбета, расположенных между на протяжении двух межпалубных пространств от верхней до нижней палуб, имели одинаковый диаметр). Для прикрытия промежутка в горизонтальной плоскости между отличающимися по диаметру верхним и средним (у носовой башни) и между верхним и нижним (у кормовой башни) кольцами барбета устанавливался кольцевой броневой полик толщиной также 3 дюйма (76,2 мм).
При этом, исходя из имеющегося чертежа кормовой башни «Победы», у данного броненосца, как и у «Пересвета» с «Ослябей», в конструкции защиты барбетов имелась потенциальная «ахиллесова пята». Бронирование нижнего кольца барбета этой башни (и, очевидно, также среднего кольца барбета носовой башни) доводилось не до кольцевого броневого полика между кольцами, а только до расположенных под верхним кольцом барбета и выполненных из обычных стальных угольников башенных подкреплений высотой около 1 фута (0,3048 м). Тем самым, в этом месте башня была теоретически уязвима даже для 152-120-мм бронебойных снарядов. Хотя незначительный размер данной «щели» и делал такое попадание в целом маловероятным.
Кроме того, согласно заслуживающим всяческого доверия сведениям, полученным благодаря помощи добрых людей, удалось определиться с высотой палуб «Победы». Она оказалась не совсем такой, как это указывали в своих работах по броненосцам типа «Пересвет» В.Я.Крестьянинов и С.В.Молодцов - а именно не с уменьшенной 14 дюймов (на 356 мм) высотой только одной из палуб. Между нижней и батарейной палубой у «Победы» было 7 футов 6 дюймов или 2,286 м (у «Пересвета» и «Осляби» - 8 футов или 2,4384 м), между батарейной и верхней - 7 футов 9 дюймов или 2,3622 м (у «Пересвета» и «Осляби» - 7 футов 6 дюймов или 2,286 м), между верхней и палубой полубака - 8 футов или 2,4384 м (у «Пересвета» и «Осляби» - 8 футов 3 дюйма или 2,5146 м)
В результате примерные габариты башен по итогам замеров оказались следующими.
Башни (носовая и кормовая).
Длина башни (наружная) - по вертикальной броне около 28 футов 8 дюймов (8,7376 м), наибольшая по выступающим частям около 32 футов 3 дюймов (9,8298 м).
Ширина башни (наружная) - около 22 футов 10 дюймов (6,9596 м).
Высота вертикальной башенной брони - около 7 футов 7 дюймов (2,3114 м).
Барбет носовой башни.
Верхнее кольцо барбета:
диаметр (наружный) - около 23 футов 8 дюймов (7,2136 м);
высота кольца - около 10 дюймов (3,048 м), из них над палубой около 2 футов (0,6096 м).
Кольцевой броневой полик между верхним и средним кольцами барбета на уровне верхней палубы:
диаметр (наружный) - около 23 футов (7,0104 м);
диаметр (внутренний) - около 15 футов (4,572 м).
Среднее кольцо барбета:
диаметр (наружный) - около 15 футов (4,572 м);
высота кольца - 6 футов 9 дюймов (2,0574 м).
Нижнее кольцо барбета:
диаметр (наружный) - около 15 футов (4,572 м);
высота кольца - около 7 футов 6 дюймов (2,286 м).
Барбет кормовой башни.
Верхнее кольцо барбета:
диаметр (наружный) - около 23 футов 8 дюймов (7,2136 м);
высота кольца - около 10 дюймов (3,048 м), из них над палубой около 2 футов 3 дюймов (0,6858 м).
Кольцевой броневой полик между верхним и нижним кольцами барбета на уровне батарейной палубы:
диаметр (наружный) - около 23 футов (7,0104 м);
диаметр (внутренний) - около 15 футов (4,572 м).
Нижнее кольцо барбета:
диаметр (наружный) - около 15 футов (4,572 м);
высота кольца - около 6 футов 6 дюймов (1,9812 м).
Получившаяся у меня масса брони по счислению при принимаемой расчетно плотности крупповской брони 7,985 метрической тонны на метр кубический и хромоникелевой брони (крыша и пол башни, кольцевой броневой полик между кольцами барбета) 7,95 метрической тонны на метр кубический:
1) вертикальная броня башни - около 96,78 метрической тонны;
броня крыши башни - около 19,54 метрической тонны;
броня пола башни - около 7,33 метрической тонны;
2) броня барбета носовой башни:
верхнее кольцо - около 108,92 метрической тонны;
кольцевой броневой полик - около 13,44 метрической тонны;
среднее кольцо - около 45,82 метрической тонны;
нижнее кольцо - около 50,91 метрической тонны;
3) броня барбета кормовой башни:
верхнее кольцо - около 108,92 метрической тонны;
кольцевой броневой полик - около 13,44 метрической тонны;
нижнее кольцо - около 44,12 метрической тонны.
Итого - около 342,74 метрической тонны брони на носовую башню и около 290,13 метрической тонны брони на кормовую башню.
При переводе этих цифр в английские тонны (1016 кг) получаем соответственно 337,34 английской тонны на носовую башню и 285,56 английской тонны на кормовую башню.
Учитывая, что габариты башен «Победы» ощутимо превышали таковые у «Пересвета» и «Осляби», наиболее вероятной видится их проектная масса в 140 английских тонн для носовой башни и 130 тонн для кормовой. Суммируя эти цифры с расчетной массой бронирования башен, получаем в итоге примерную массу установки с броней и без орудий около 477,34 английской тонны для носовой башни и около 415,56 английской тонны для кормовой башни «Победы».
С уважением. Стволяр.