Подумалось мне тут вдруг, что ряд бед Российского флота во время русско-японской войны был из-за новых (в смысле, 45-калиберных) 254-мм и 203-мм пушек. Первые, за исключением «победовских», вынужденно «обрезали» по ТТХ в силу выявившейся недостаточной прочности. Вторых же и выпущено было ничтожно мало, и ставили их на корабли, достойные все-таки более весомых калибров.
А если представить, что в альтернативной России в МТК прозрели, 254-мм пушки сразу избрали упрочненные «a la «Победа», по 27,6 тонны, пусть и произведя их в итоге 25 вместо 27 реальных, а новые восьмидюймовки не стали выпускать вовсе? И вместо жалких 13 пушек 203х45 сделали (по деньгам примерно то на то и выйдет) еще 7 упрочненных десятидюймовых стволов и 12 орудий 152х45 со станками.
С учетом тех 406 шестидюймовок Канэ, что были выпущены до или во время войны с Японией для всех русских кораблей (включая 20-ку, уехавшую во Владивосток после боя 1 августа 1904 года), их общее число с такой прибавкой достигает 418. Десятидюймовок, соответственно, получаем 32.
Пушек 120х45 на кораблях от «Дмитрия Донского» до «Изумруда» было установлено 66. Еще 4, чтобы довести их число до 70, можно было позаимствовать из запаса для вспомогательных крейсеров.
Ну и помним, что 12-дюймовок в 40 калибров на доцусимских броненосцах от «Трех Святителей» до «Славы» стояло 52 единицы.
Итого, в альтернативе имеем:
70-120х45;
418-152х45;
32-254х45;
52-305х40.
И я бы поделил их так:
1. Учебные артиллерийские корабли - «Минин» (4-152х45), «Генерал-адмирал» (4-152х45), «Герцог Эдинбургский» (4-152х45), «Пожарский» (4-120х45).
2. Учебные корабли, могущие при необходимости выполнять функции боевых - «Дмитрий Донской» (6-152х45, 8-120х45), «Владимир Мономах» (4-152х45, 8-120х45), «Память Азова» (4-152х45, 10-120х45), «Адмирал Корнилов» (4-152х45, 8-120х45).
3. Перевооруженные в 1901-1903 годах черноморские канонерские лодки - «Терец» (2-152х45, 1-120х45), «Кубанец» (2-152х45, 1-120х45).
4. Балтийские канонерские лодки - «Храбрый» (4-152х45), «Гиляк» (2-120х45).
5. Перевооруженные в 1902-1903 годах балтийские канонерские лодки - «Грозящий» (4-152х45), «Гремящий» (4-152х45), «Отважный» (4-152х45).
6. Минные заградители - «Амур» (2-120х45), «Енисей» (2-120х45).
7. А теперь начинается совсем лютая альтернатива… Допустим, Чихачева Бог знает по какой причине примерно в конце 1890 года отстранили от дел - и новым управляющим Морским министерством «Рюрик» решено было еще на стапеле начать переделывать в башенный. Пока судили да рядили новый проект - подоспели новые пушки в 254 и 152 мм. В итоге «Рюрик» сошел со стапеля только в 1893 году - но уже чуть подросший по тоннажу до 11500 проектных тонн, со сталеникелевой броней и полным поясом по ватерлинии, похудевшим до максимальных 203 мм. И с вооружением в финале постройки из 4-254х45 в двух гидравлических башнях, 12-152х45 в общем каземате со 102-мм защитой и 8-75х50 на станках Канэ на верхней палубе.
По схожему проекту с аналогичными размерами и вооружением, но уже с гарвеевской броней и чуть иной силовой установкой чуть позже сладили и «Россию». А также «Пересвет», «Ослябю» и «Громобой» - этих уже с электрическими башнями ГК, индивидуальными казематами СК, 16-75х50 на станках Меллера и крупповской броней у последнего. Потом к ним присоединился и «Баян», сделанный французами - тоже с крупповской броней и с улучшенной защитой корпуса за счет наличия уже не одного широкого (9 футов - 2,7432 м), а двух узких (суммарно около 3,375 м) поясов, подобных тем, что были на реальных «бородинцах».
Башни ГК для этих кораблей:
французского производства у «Баяна»;
реальные у «Пересвета» и «Осляби»;
те, что стояли на реальном «Ростиславе», которого здесь не будет - у «России»;
две, выпушенные вместо 4-х башен СК реального «Ростислава» - на «Громобое»;
две, выпушенные вместо 4-х башен СК реального «Петропавловска» - на «Рюрике».
Такой вот выходит 19-20-узловый отряд «броненосцев-крейсеров» из 6 единиц…
8. Продолжаем альтернативу. Броненосцев береговой обороны здесь будет 4 - «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Бутаков» (последний будет построен в большом деревянном эллинге Балтийского завода в промежутке между «Рюриком» и «Пересветом»). Все они - с вооружением из 2-254х45 в двух одноорудийных башнях (первые два с гидравлическими, угол возвышения 25 градусов, вторые - с электрическими, угол возвышения 35 градусов) и 6-120х45. Проектное водоизмещение - по 4500 тонн, почти весь его прибыток в сравнении с реальностью идет на усиление защиты (полный пояс по ВЛ, короткий 76,2-мм верхний пояс для защиты дымоходов и той же толщины общий каземат для 120-миллиметровок).
Башни ГК для них:
6 вместо 6-ти реальных - на «Ушакове», «Сенявине» и «Апраксине»;
две, выпушенные вместо 4-х башен СК реальной «Полтавы» - на «Бутакове».
9. «Сисой Великий», «Петропавловск», «Полтава», «Севастополь» - по 11000 тонн по проекту, вооружение каждого из 4-305х40 и 12-152х45 в общем каземате. За счет ограничения толщины пояса по ВЛ до 356 мм легкую 76,2-мм защиту получают оконечности по ватерлинии. Броня - сталеникелевая у двух первых и гарвеированная у двух оставшихся.
10. «Три Святителя» - 12500 тонн по проекту, имеет полубак, вооружение из 4-305х40 и 12-152х45 в общем каземате. Отобранная у реальной «Полтавы» крупповская броня в 254 мм на всех основных частях - главный и верхний пояса, башни ГК с их барбетами и боевая рубка. Главный пояс - по всей ватерлинии, со 127-мм броней оконечностей (такую же защиту имеет каземат СК).
11. «Ростислав» в этом альт-мире не строится - вместо него сооружают два бронепалубных крейсера по 4875 тонн, «Очаков» и «Кагул», с ходом в 20 узлов и вооружением из 8-152х45 и 8-75х50 на станках Меллера.
Аналогичные крейсера вскоре начинают строить и на Балтике - «Диана», «Паллада», «Аврора». А во Франции сооружают приспособленную для использования в качестве яхты генерал-адмирала «Светлану» с тем же самым набором ТТХ.
12. Следующее поколение бронепалубных крейсеров - «Новик», «Боярин», «Варяг», «Аскольд», «Богатырь», «Олег»», «Жемчуг», «Алмаз», «Изумруд» и «сверх-реальный» «Яхонт», выкроенный за счет перераспределения общего реального российского крейсерского тоннажа. От своих предшественников отличаются только более высокими требованиями по скорости - 23 узла по проекту, водоизмещение (4875 тонн) и вооружение те же (8-152х45 и 8-75х50 на станках Меллера). Строятся теми же заводами, что и в реальности, а «Яхонт» по проекту «Жемчуга» и «Изумруда» - Балтийским заводом на открытом стапеле в то время, когда в реальности он пустовал до строительства «Алмаза».
13. «Цесаревич» здесь подобен реальному, только по требованию русской стороны получает нормальный скос палубы и примыкающую к нему противоминную переборку, а также только пулеметные боевые марсы. А вот «Ретвизан» отличается существеннее - у него башни СК, котлы Бельвиля (строгое требование российской стороны) и полное бронирование надводного борта (229/102 мм пояс по ВЛ, 152/76,2 мм верхний пояс и легкое 50,8-мм броневое прикрытие батареи 75-мм орудий, расположенной по всей длине батарейной палубы).
Плата за все это - рост проектного водоизмещения обоих. Оно составляет 13500 тонн. Вооружение обоих - 4-305х40, 12-152х45, 20-75х50 на станках Меллера (у "Цесаревича" - 16-75х50 и 16-47), 12-47 и 8 пулеметов.
Башни СК для «Ретвизана»:
четыре, выпушенные вместо 4-х башен СК реального «Севастополя»;
две, выпущенные вместо 2-х башен СК реального «Богатыря».
14. Именно «Ретвизан», а не «Цесаревич» воспроизводят на русских заводах - в силу большей простоты и проекта в целом, и его адаптации под русские футо-дюймовые реалии, а также из-за полной защиты надводного борта (противоминную переборку «Цесаревича» здесь сочли вещью, требующей дополнительного осмысления).
Русские наследники «Ретвизана» - «Победа», «Бородино», «Император Александр III», «Князь Суворов», «Орел», «Слава». ТТХ те же, что у «Ретвизана» (13500 тонн, 4-305х40, 12-152х45, 20-75х50 на станках Меллера, 12-47 и 8 пулеметов), но из-за менее строгого соблюдения весовой дисциплины на российских заводах построены с перегрузкой, в отличие от прототипа.
Башни для «Победы» выпущены Путиловским заводов вместо двух ее реальных башен ГК, а также вместо 6-ти реальных башен «Олега», «Очакова» и «Кагула», которые в действительности делал, если мне не изменяет память, Обуховский завод во взаимодействии с Металлическим.
15. Черноморский «Князь Потемкин-Таврический» - развитие проекта здешних «Трех Святителей», но также с элементами здешнего же «Ретвизана» в виде полного бронирования надводного борта. Из-за этого при проектных 12500 тоннах получает только 12 орудий 152х45 - но зато с защитой всех его 75-мм пушек в надстройке и полубаке 50,8-мм броней.
Полный состав вооружения - 4-305х40, 12-152х45, 20-75х50 на станках Меллера, 4-47 и 4 пулемета. Из-за приоритета в достройке балтийских броненосцев во время войны с Японией свои орудия ГК получает лишь после завершения боевых действий, в 1906 году.
16. Образовавшимся в этой альтернативе некоторым избытком орудий 75х50 на станках Меллера довооружаем русские контрминоносцы - по одной на корму каждому.
А как могла бы развиться эта кораблестроительная история - подумаю чуть позже, а то уже спать хочется… :)
С уважением. Стволяр.
P.S. Закинул в сокрытое изображения ряда упоминающихся здесь кораблей.