Индийские ступы
Эти впечатляющие постройки появились на территории Индии, где они существовали еще до времен Будды. Тогда они служили надгробными памятниками властелинам мира и великим королям Древней Индии (чакравартинам), и свое начало взяли от простых надгробных холмов.
Согласно древним буддийским писаниям (Махапаринирванасутра) Будда сам распорядился, чтобы его ученик Ананда построил ступу над его останками. Таким образом, Будда перенял уже существующую традицию, но придал ступе абсолютно новое значение, а именно основу для подарков (Сутра взаимозависимого возникновения). В этом случае подразумеваются подарки, которые практикующие косвенно подносят Будде, потому что ступа кроме всего прочего символизирует ум Будды. Так можно накапливать позитивные впечатления, которые приведут к окончательному счастью, то есть Просветлению. (Ступа по-тибетски называется чортен, что в переводе означает:
«основа для подарков»).
Когда в 478 г. до н.э. Будда умер и вернулся в необусловленное состояние, вначале его ученики начали ссориться между собой. Каждый представитель тогдашних королевств хотел взять к себе домой останки Будды. В итоге они нашли решение, и желанные реликвии были разделены между всеми восемью королевствами, в которых для этого построили по ступе. Согласно легенде (Махавамса: хроника традиции Тхеравада) эти реликвии были распределены императором Ашокой Маурья (годы правления около 265-239 до н.э.) между многочисленными ступами в его империи. В целом Ашока построил 84 000 ступ. Это количество не стоит понимать буквально, но это показывает, что Ашока, как важный меценат буддизма построил невероятно огромное количество ступ.
Первые восемь буддийских ступ с реликвиями Будды
археологам и индологам всё еще не удалось идентифицировать. В отличие от них, удалось обнаружить некоторые доказательства существованию ступ Ашоки, хотя исследования далеко еще не закончены. Китайские паломники Фа Хьен и Хуан Цанг, которые путешествовали по Индии в начале V или во второй половине VII столетия, в своих путевых заметках рассказывают о том, что на территории Индии видели ступы и их руины времен Ашоки. Поскольку ступы редко просто сносили, а часто расширяли в размерах или в убранстве, то можно предположить, что многие индийские ступы корнями восходят к Ашоке. Среди прочего так называемые «Эдикты Ашоки», которые наносили во всём королевстве в виде надписей на свободно стоящие колонны, скалы и стены пещер, используются как доказательство того, что происхождение неопознанных ступ относится к временам Ашоки.
Центральная Индия
Самые древние ступы из частично сохранившихся ступ, историю возникновения которых связывают с Ашокой, находятся в Санчи и Бхархут в Индии, а также в Патане в Непале. Ступа в Санчи - диаметром 36 м и высотой 15 м.
Предшествующая ей постройка восходит непосредственно к Ашоке (III в. до н.э.). Эта постройка служит идеальным образцом ранних буддийских ступ.
Древняя индийская ступа состоит из следующих частей:
• одно- или многоступенчатая, часто круглая основа (medhī);
• большой полушар (anda);
• маленькая квадратная надстройка на нём (harmikā), окруженная забором;
• в центре постройки находится столб (yasti), который закреплен глубоко в куполе или еще глубже в земле, вместе с почетными зонтами он образует тонкую коническую верхушку;
• верхушка увенчана вазой (kalasa) или драгоценностью (mani);
• ступа часто окружена своего рода забором (vedikā), который изначально изготавливался из дерева, а позже из камня. Этот забор часто украшали бесчисленными рельефами, которые изображали, например, истории из жизни Будды;
• ворота (toranas) в четырех направлениях света также могли быть богато украшены.
Во многих древних индийских ступах были найдены сосуды с реликвиями, которые в большинстве случаев были расположены вдоль центральной оси. Предполагается, что эти монументы изначально были оштукатурены белым цветом или разрисованы цветными красками. Вероятно, они были также частично украшены узорами, изготовленными из гипса.
Эта архаическая форма постройки исторически считается истоком всех ступ во всём мире! Но в разных регионах Азии ступы развивались по-разному.
Ступы пещерных храмов на Западе Индии
Следующая ступень развития в рамках истории строительства ступ происходила во II-I в. до н.э. в пещерных храмах на Западе Индии (например, Bedsā, Bhāhjā). Приземистая основа ступы, существовавшая до этого, вертикально удлинилась, в результате чего была поднята ее основа. Купол покоился на цилиндрообразном конструктивном элементе, благодаря чему уменьшились его пропорции по сравнению с основой. Довольно ранним примером такой архитектуры пещерного храма является монастырский комплекс в Бхае, с типичным для этого храма залом Чайтья - большим залом со ступой в центре, которая датируется II в. до н.э.
Эта форма, с высеченной в скале архитектурой храма, строилась до VII в. н.э. В Аджанте, в пещере № 26, можно найти восхитительную каменную ступу Махаяны V в. н.э. с изображением сидящего Будды.
Вертикальное удлинение корпуса ступы получило развитие в Гандхаре.
Ступы региона Гандхары
Буддизм еще во времена Ашоки дошел до Гандхары - территории сегодняшнего Пакистана и Афганистана. Оба ранее упомянутые китайские паломники (Хуан Цанг и Фа Хьен) сообщали о нескольких ступах Ашоки, некоторые из них были обнаружены археологами только в последнее время (например, Бхаллар Топе севернее Таксила).
Гандхара была значимым художественным центром. Здесь сливаются художественное влияние индийских, эллинистически-римских и персидских элементов в неповторимую смешанную форму, которую можно опознать по новым появившимся ступам с террасами. Круглая ступа теперь была поставлена на квадратный цоколь, который вскоре станет многоступенчатым и будет вести вверх с четырех сторон (например, Топ-и-Рустам в Балкх, Равак-ступа у Кхотана). Новый квадратный цоколь ступы снабжен пилястрами, аркадами и нишами, что является влиянием эллинистических элементов стиля. Возникшие таким образом ряды ниш давали место для размещения изображений Будды. Таким образом, в буддийской культуре было использовано новое направление в строительстве ступ. Как раз тогда, во время распространения буддизма Махаяны, изображение Будды стало впервые широко известным в обоих культурных центрах стран Гандхары и Матхуры (Уттар Прадеш).
Еще одним новшеством была так называемая ступа-башня, которая сыграла важную роль в развитии пагод Восточной Азии. В еще сохранившейся ступе-башне Канишки возле Пешевара, которая согласно путевым заметкам китайских паломников была отделана деревянными окнами, нишами и медной мачтой с тринадцатью кольцами, можно распознать начало развития китайских пагод.
В Гандхаре можно найти также яркие примеры того, что ступа зачастую была неотъемлемой частью монастырского комплекса (Такхт-и-Бахи).
Ступы на Востоке Индии
Ступы на Востоке Индии всё также строились по старому образцу. Известным примером являются ступы
Амаравати (III в. до н. э.)
и Нагарджунаконда (большая ступа монастыря Апарамахавинаселия построена наверняка во времена Нагарджуны), от которых, к сожалению, сохранились только основа и рельефные пластинки. В III и IV веках в качестве горизонтальной проекции здесь использовали центральный буддийский символ - колесо Дхармы.
Индийские ступы V-VII вв.
Оба центра культуры времен Кушана, Гандхара и Матхура, сыграли очень важную роль в выражении следующего художественного стиля эпохи Гуптов (приблизительно 321-550 гг. н.э.).
В конце III ст. ослабилась власть Кушанов, Северная и Центральная Индия с начала IV в. попали под власть Гуптов. Важнейшие исторические места такие, как например,
Бодхгайя (Бихар), где 2550 лет тому назад Будда достиг Просветления, были отреставрированы и возрождены.
Сарнатх, возле Варанаси, где Будда впервые дал поучения, стал значимым центром образования и искусства. Известная Дхамека ступа, которая обозначает это место, датируется археологами VI в.
В буддизме Махаяны монастыри часто сооружали в форме мандалы (поля силы), причем в центре могла стоять ступа, угловые точки сооружения также могли быть обозначены ступами. Кук (1997 г.) в качестве примера приводит университетский город Наланда возле Раджгира (Бихар).
Говорится, что это место лично посещали как Будда Шакьямуни, так и император Ашока. Наиболее значимой постройкой в середине всего сооружения Наланды является ступа или храм №3 - монументальная постройка, состоящая сегодня из большого центрального холма и четырех маленьких, похожих на башни, надстроек по углам. Изначально здесь стояла маленькая ступа (основание 137/137 см, высота 173 см), которая на некоторых стадиях была расширена и изменена. Предполагается, что изначальная маленькая ступа была построена императором Ашокой над еще более древней ступой Шарипутры - одного из двух ближайших учеников Будды.
Будизм - одна из традиционных религий Индии, поэтому сегодня в Индии строятся ступы всех традиций и форм, реставрируются уже имеющиеся ступы и ведутся многочисленные археологические раскопки.