Итак, начинаю публикацию целой серии долгожданных заметок о договорах и прочей документации дизайн-студии. Сразу скажу, что договор студии Made выкладывать сюда или куда-нибудь еще я не буду, у нас политика такая. Хотя, какие-то его части, быть может, и появятся в открытом доступе. Вместо рыбы я дам вам удочку.
Для чего нужен договор?
История болезни пишется для прокурора, а договор - для арбитражного суда. Правильно составленный договор поможет даже и до суда не доводить. Более того, хорошо проработанным договором вы «кагбе намекаете», что у вас и юрист есть, и интересы свои вы соблюдаете.
Договор - это не только официальная бумажка, позволяющая вам принять оплату. Это еще и регламентирующий документ. Он определяет некие рамки, чего можно, чего нельзя. Стороны договариваются не только о том, что заказчик оплачивает, а подрядчик - выполняет работы. Договор регламентирует порядок сотрудничества. Например, кто и когда имеет право обсуждать эскизы, каким образом надлежит передавать корреспонденцию и многое другое.
С чего начнем
Сперва составим схему прохождения заказа в вашей студии. Если работы бывают разных типов - составьте несколько схем, а потом выделите общие черты. В составлении договора, как и в программировании, приветствуется повторное использование кода.
Выделите основные этапы, пропишите ключевые для хода работ точки, контрольные точки, моменты взаимодействия с заказчиком.
Для каждой такой точки выпишите:
- Какие обязательства должны быть исполнены каждой из сторон.
- Какие документы должны быть подписаны и переданы.
- Каков порядок взаимодействия.
- Исключения и их обработка (ну совсем как в программировании).
Например, ключевая точка «утверждение макета дизайна». Подрядчик должен передать заказчику набор макетов на утверждение, заказчик должен их утвердить. Подтверждается это актом сдачи-приемки дизайна. После этого подрядчик передает заказчику комплект файлов и права на использование дизайна, а заказчик - оплачивает.
Косяки могут приключиться с утверждением макета и с оплатой. Можно выделить три основные категории: отказ, затягивание и сношение мозгов. Например, отказ принимать дизайн, перенос встречи, подписания документов или затягивание оплаты, попытки «творчества» от завхоза и главбуха.
Подстелить соломки
Вспомните и опишите ситуации, которых вы хотели бы избежать в будущем. Например, после того, как нас вынудили обсуждать дизайн с management board в составе более 10 человек, включая завхоза, мы ввели в наш договор пункт, ограничивающий список лиц, имеющих право обсуждать что-либо от лица компании с нами.
Если хотят привлечь завхоза и главбуха - пускай делают это без нас, собирают мнения, консультируются и т.п. Запретить это мы не можем. Но с нами пусть беседует только один человек, имеющий право принимать решения по данному вопросу. Право на принятие решения у контактного лица со стороны заказчика - это крайне важный момент. Его тоже стоит прописать в договоре и проговорить на встречах.
В следующих сериях
В следующих заметках мы поговорим о понятиях подряда и услуги, о структуре, предмете и обязательных разделах договора.
А пока предлагаю задавать вопросы, делиться косяками, факапами и практическими примерами.
Обсудить можно и на "Хабре"