Стоматологическое образование в Германии

Dec 24, 2011 13:35

В декабре мне посчастливилось побывать в клинике стоматологической школы Медицинского Университета Ганновера. И не просто побывать, а самому стать студентом на некоторое время. Периодическое обучение и повышение квалификации - необходимая часть жизни любого хорошего доктора. Ведь медицина развивается семимильными шагами и, чтобы быть в мейнстриме, нужно постоянно совершенствоваться и изучать новые технологии.

Мне довелось пообщаться как с преподавателями, так и со студентами медицинского универститета. Одна из студенток, Моника, показала клинику и немного рассказала о том, как устроен образовательный процесс.



Сегодня я хочу вам рассказать и показать, как обучаются студенты-стоматологи в Германии.


Начнем с того, что Медицинский Университет Ганновера - один из крупнейших в Европе. В нем обучаются студенты из разных стран (в том числе, и из России). Обучение небесплатное, но, в целом, доступное. Платить за учебу можно из своего кармана, за малообеспеченных граждан Германии платит государство, существует также целевой набор, когда обучение оплачивает какой-нибудь фонд или организация. В последних двух случаях студенты получают стипендию, около 500-600 евро в месяц. Это считается небольшой суммой, поэтому большинство студентов где-то подрабатывают.

Кратко расскажу об условиях студенческой жизни. Моника рассказала, что студенты живут в общежитии, по 1-2 человека в комнате. За общежитие нужно платить какие-то символические деньги. И, опять же, малоимущим студентам общежитие оплачивает государство.

Итак, Zahnklinik. Это основная клиническая база для обучения студентов-стоматологов. Находится она на территории Hannover Medical Park, где сосредоточено множество медицинских учреждений, как университетских, так и частных.



Zahnklinik (Стоматологическая клиника) представляет из себя огромное здание в шесть этажей. Здесь учатся студенты, здесь находятся лекционные залы, а также несколько отделений, где идет обычная лечебная работа. Напомню, что это государственная и, более того, университетская клиника.

Холл для студентов:


Здесь есть кафетерий, зона отдыха, раздевалка и т. д. Кстати, забыл сказать, во всей клинике есть бесплатный WiFi и собственная внутренняя информационная сеть для передачи медицинской документации и рентгеновских снимков.

Студенты-стоматологи учатся пять лет, плюс интернатура и ординатура. В целом, учебная программа на стоматологическом факультете очень похожа на нашу, российскую. По окончании университета (и интернатуры) студенты получают диплом, дающий право работать стоматологом в любом из направлений. Для желающих изучать стоматологию более углублено, существует ординатура.

Доска объявлений:


В студенческом холле таких досок несколько: для кафедральных новостей, расписания, студенческих объявлений и т. д.

Лекционный зал:


Это так называемая "большая аудитория". Здесь проводятся лекции и семинары для всего курса. Аудитория оборудована всем необходимым для учебного процесса - есть мультимедийная система и даже стоматологическая установка с интраоральной камерой (нужна для осмотра и демонстрации клинических случаев). Студентам показывают живые операции, которые, посредством телевизионной связи, транслируются из операционных. Причем, есть возможность общаться с хирургом, задавать ему вопросы в ходе операции и т. д.

Еще одна лекционная аудитория поменьше:


Здесь студенты занимаются небольшими группами. Оборудование здесь точно такое же, как и в "большой лекционной аудитории", разве что сам зал несколько меньше. Таких залов в клинике несколько, от самых маленьких до самых больших.

Комната для самостоятельных занятий:


Здесь есть необходимая литература, компьютеры с подключением к интернету и необходимыми программами для самостоятельной подготовки. Как сказала Моника, большую часть времени студенты занимаются самостоятельно. Помимо основной учебы, они часто посещают дополнительные (в том числе, платные) курсы, факультативы и семинары.

На факультете существует множество секций по интересам, аналоги наших студенческих научных обществ. Участие в их работе очень поощряется, а рекомендации этих секций высоко котируются работодателями и могут помочь при поступлении в ординатуру или аспирантуру.

На втором курсе у студентов начинается пропедевтика стоматологических заболеваний и мануальный (фантомный) курс. Он проходит в этом зале:


К сожалению, на момент съемки занятия закончились, поэтому мне не удалось сфотографировать студентов за работой. Здесь мы встретили турецкого уборщика, который сильно возмутился тем, что мы тут гуляем и погнал нас из комнаты. Что поделать, "синдром вахтера" есть везде,и, чем менее образован человек - тем этот синдром протекает тяжелее.

Фантомный курс проходит на вот таких моделях:


Это очень реалистичные модели, иммитирующие и зубы, и слизистую оболочку, и верхнечелюстные пазухи и т. д. Причем, могут быть и "сюрпризы", например, при разрезе "слизистой оболочки" вполне реально обнаружить незажившую лунку зуба или серьезную атрофию кости. Модели бывают разные, начиная от "кариеса", заканчивая "имплантологическими". Их фиксируют к фантому (голове), студенты проводят манипуляции, после чего несут модели на проверку преподавателю.

Пропедевтике и фантомам уделяется очень много времени и внимания. Он считается очень важным, потому как с третьего курса студенты начинают работать с пациентами.

Это студеческая зуботехническая лаборатория:


Студенты работают здесь, начиная с третьего курса. Причем, не просто учатся на каких-то размноженных и искусственных моделях, а изготавливают настоящие протезы и ортодонтические пластинки для реальных людей. Нужно ли говорить, что к зубным техникам немецкие стоматологи относятся с большим уважением, так как сами три года этим занимаются?

Это рабочее место студента:


Для меня удивительно, что студенты работают с артикуляторами. У нас некоторые врачи ими пользоваться не умеют... Все материалы и инструменты для работы закупает клиника, и, как мне сказал преподаватель, обновляются они только по мере износа - никто ничего не ворует.

У зуботехнической лаборатория есть гипсовочная:


и полировочная комнаты:


В клинике несколько таких зуботехнических лабораторий. В той, что я Вам показал, работают студенты. Есть отдельная лаборатория для настоящих зубных техников, где делают сложные работы, например, металлокерамику или имплантологические шаблоны.

Также с середины третьего курса студенты работают с пациентами. Это учебно-лечебный зал:


Обычно студенты работают парами: один лечит, другой ассистирует. На следующем пациенте они меняются:


Преподаватель прогуливается между секциями, дает советы и контролирует результаты лечения. Здесь очень серьезно относятся к этике и деонтологии, поэтому никто никогда не будет бубнить под руку или стоять над душой, тем более, что-то комментировать в присутствии пациента.

Студенты лечат тех, кто не может себе позволить дорогую страховку или лечение в частной клинике. Также можно пригласить на лечение друзей или родственников. Тогда лечение вообще бесплатное.


Моника рассказала, что к своему образованию студенты относятся очень серьезно. Самосознание и ответственность - основные качества немецкого студента-медика. На приеме студенты выглядят солиднее многих отечественных врачей.

Студеческий прием ведется по записи. Своей очереди пациенты ждут в специальном пациентском холле:


Для "нестуденческих"пациентов существует отдельная комната и отдельный вход.

Операционная. Здесь делают несложные имплантологические и челюстно-лицевые операции:


Операционная посредством телевизионной связи соединена с аудиториями. Поэтому студентов сюда не пускают,но они могут наблюдать операцию в лекционном зале. Хирург работает с микрофоном и наушниками, чтобы иметь возможность отвечать на вопросы студентов в ходе операции.

На вопрос, каким образом закупается оборудование в клинику и учебные классы, наш экскурсовод ответил, что все это - заслуга директора клиники. Большая часть оборудования и инструментов не покупается, а дарится спонсорами, которые заинтересованы в том, чтобы после учебы врачи продолжали с ними работать. Основные бренды: KaVo, NSK, Karl Storz. Наши любимые H&W, Sirona и Hu-Friedy считаются очень дорогими, поэтому местные профессора очень удивились, когда узнали, что мы работаем их инструментами и оборудованием.

Это зал для практических занятий. Сейчас он подготовлен для обучения имплантологов:


Именно здесь проводилась практическая часть нашего учебного курса.

Это, собственно, я, Dr. Vasilyev, кандидат медицинских наук, практикующий врач-стоматолог-хирург-имплантолог, но в конкретной ситуации - обычный студент. 


Учиться полезно всем, при любом опыте, квалификации, званиях и регалиях.

Спасибо за уделенное время. Жду Ваших комментариев и вопросов.

С уважением, Станислав Васильев.

клиники, фоторепортаж, учебные курсы и семинары

Previous post Next post
Up