"Хороший хирург не тот, кто сделал много операций, а тот, кто отказался от ненужных," - так однажды сказал Пешков Николай Васильевич, один из докторов, оказавших наибольшее влияние на мое хирургическое мировоззрение.
Знаете, я с ним согласен. Несмотря на то, что хирургическая стоматология не такая обширная, как полостная хирургия, которой занимался доктор Пешков, а в свете современных технологий - еще и безопасная, безболезненная и высокоэффективная. Любая операция, будь то удаление зуба или сложнейшая остеопластика, всего лишь метод лечения, относиться к которому следует с умом и осторожностью.
Например, мы с Вами много говорили о
зубосохраняющих операциях - резекции верхушки корня и цистэктомии. Однако, это не единственные методы лечения корневых кист зубов. Иногда нам удается избежать операции даже при относительно больших околокорневых новообразованиях.
Вот, например, работа нашего доктора, Макарова Артура Владимировича. Пациент обратился примерно два месяца назад, с проблемами в области 36 зуба. Мы делаем прицельный снимок и видим следующее:
Зуб ранее лечен резорцин-формалиновым методом около десяти лет назад. Каналы зуба запломбированы чуть хуже, чем очень плохо. На зубе стоит гигантская пломба с анкерным штифтом. В области медиального корня - большая гранулема, размером около 4 мм. Я обозначил ее границы пунктиром, чтобы было более понятно. Зуб периодически болит, но в момент обращения острой боли нет.
Казалось бы, идеальная хирургическая ситуация - хватай скальпель и набрасывайся на пациента. Однако, есть несколько нюансов:
- Цистэктомия и резекция верхушек корней многокорневых зубов - штука неблагодарная.
- Зуб надо готовить к операции, перелечивать каналы.
- Гранулема имеет размытые границы, что говорит о более-менее активном воспалительном процессе.
Поскольку каналы зуба все равно нужно перепломбировать, мы принимаем решение попытаться вылечить эту гранулему без операции. Это удается примерно в 82% случаев по статистике нашей клиники. НО! Эта работа, как и лечение хронического периодонтита вообще, негарантийная. Другими словами, мы всегда предупреждаем пациента, что есть вероятность неблагоприятного исхода и, возможно, нам все же придется делать операцию РВК, а то и удалять зуб вообще.
Итак, Артур Владимирович снимает старую пломбу, удаляет анкерный штифт, проходит и расширяет корневые каналы, пломбирует их специальной пастой:
Снимок сделан сразу после пломбирования каналов. Часть пасты выходит за верхушку корня. Этот пломбировочный материал обладает противовоспалительным свойством, вызывает регресс кисты и ускоряет регенерацию окружающих тканей.
После пломбирования каналов зуб закрывается временной пломбой и оставляется в покое примерно на месяц.
В этой работе есть пара важных моментов:
1. Необходимым условием проведения такого лечения является проходимость и возможность качественной обработки всех корневых каналов. Если это невозможно сделать, следует проводить оперативное лечение с ретроградным пломбированием каналов.
2. Все лечение должно проходить под контролем не только терапевта, но и хирурга. Нередки случаи, когда после пломбирования каналов возникает периостит, в этом случае необходимо проведение периостотомии, назначение антибактериальной и противовоспалительной терапии.
Через месяц мы приглашаем пациента, делаем контрольный снимок:
Мне кажется, регресс кисты очевиден. Следовательно, лечение идет успешно, прогноз благоприятный. Через некоторое время мы можем приступать к пломбированию каналов гуттаперчей и реставрации зуба культевой штифтовой вкладкой и коронкой.
Но самое главное - это обычная работа стоматолога-терапевта! Другими словами, в ней нет ничего уникального, так лечат зубы большинство квалифицированных стоматологов. Ну а остальные... разве они Вас интересуют?
А вообще, уважаемые коллеги, если у Вас есть интересные работы - давайте демонстрировать их в блогах. Пишите и присылайте свои случаи, мы можем совместно о них рассказывать. Ведь, чем больше знает пациент - тем лучше и для него, и для нас.
Спасибо за внимание. С уважением, Станислав Васильев.