Вводная.
Новая междисциплинарный исследовательский центр в Массачусетском технологическом институте(МИТ), создан Национальным Научным Фондом(NSF). Его основная задача, - не более не мене как - разгадка тайн интеллекта.
Исследования в сфере искусственного интеллекта (ИИ), как самостоятельной дисциплины, сформировались в ходе проекта Dartmouth Summer Research Project on Artificial Intelligence в 1956 году который объединил 10 лидирующих инженеров, включая Марвина Мински (Marvin Minsky/МИТ) и Клода Шеннона(Claude Shannon/МИТ). Основная тема обсуждения - “создание машины, способной оперировать человеческим языком и формировать абстрактные концерты”. Десять лет спустя, под влиянием быстро развивающихся технологии цифровых ЭВМ, Мински смело заявил, что в течении одного поколения проблема создания “искусственного интеллекта” будет решена полностью.”
Однако, проблема оказалась сложнее, чем её представляли первопроходцы ИИ. В последние годы, использование машинного обучения - в котором компьютер учится представлять задачи из набора типовых примеров, исследователи ИИ построили систему, способную успешно разговаривать и играть в Jeopardy. Но, ссылаясь на Томаса Поджио(Tomaso Poggio/МИТ), Юджин МакДермотт(Eugene McDermott/МИТ) профессор отдела исследования мозга и человеческого поведения в МИТ), говорит:”По иронии судьбы, достижения в области компьютерных наук и ИИ, недооценены, в сравнении с настоящими представлениями. Мы до сих пор не понимаем, как мозг порождает интеллект, и, соответственно, мы не можем построить машину, обладающую таким же интеллектуальным потенциалом, как человек.”
Поджио считает, что в исследованиях ИИ необходимо вернутся к первым задачам. “Сегодня нужно попробовать начать с начала”, говорит он. “Сейчас, мы знаем существенно больше о живом мозге и о том, как он создаёт интеллектуальное поведение, чем на заре ИИ. В то же время, мы находимся у точки, с которой можно начать использование достижений нейронаук, когнитивистики и компьютерных наук для создания интеллектуальных машин.”
В NSF согласны с этим, анонсируя первый (из трёх) - новый исследовательский центр. Он будут финансироваться Science and Technology Centers Integrative Partnerships. Эта программа будет называется Center for Brains, Minds and Machines (CBMM), структура создаётся на основе МИТ и возглавляется Поджио. Как и все центры, финансируемые через программу NSF, CBMM получит 25 мил. долларов в течении пяти лет.”
Домашняя заготовка.
CBMM вырос из “Интеллектуальная Инициатива МИТ”
http://isquared.mit.edu/, междисциплинарной программы, направленной на понимание того, как интелект возникает в мозгу человека и как это может быть воспроизведено в машине.
“В годы своего проректорства, Рафаэль Райф(Rafael Reif/Президент МИТ), часто выступал на нашем факультете и призывал нас предлагать новое видение и идеи ” говорит Поджио. Он и профессор отделения Brain and Cognitive Sciences (BCS) Джошуа Тененбаум (Joshua Tenenbaum), ведущие исследователи в компьютерных науках и лабораториях ИИ ответили на этот призыв и предложили программу - BCS, совмещающая исследования с электротехникой и компьютерными науками. ”Имея дело с системой настолько сложной как мозг, наступает момент, где требуется совместная работа различных дисциплин и подходов исследования”, добавляет Поджио. Этот проекты появился, при финансовой поддержке Школы Науки МИТ, на встрече
http://web.mit.edu/newsoffice/2011/mit150-brain-ai-symposium.html посвященной 150 летию МИТ.
Центром работы над проектом CBMM будет МИТ, и, как и другие центры NSF, он будет направлен на междисциплинарное и межотраслевое сотрудничество. Из двадцати факультетов, которые уже имеют свои отделения в этом центре, 10 из МИТ, 5 из Гарварда, остальные Университетов Рокфеллера, Калифорнии(Лос Анджелес), Стэнфорда и Института мозга им. Аллена. Центрами международного сотрудничества будут Технологический Институт Италии, Институт им. Макса Планка в Германии, Городской Университет ГонКонга, Национальный Центр Биологии в Индии, Институт Вейцмана и Университет Гебрю в Израиле. И такие гиганты как Google, Microsoft, IBM, Mobileye, Orcam, Boston Dynamics, Willow Garage, DeepMind and Rethink Robotics.
CBMM нацелено не только на обычное развитие сотрудничества научных институтов, но и на развитие взаимодействия различных дисциплин. С помощью этого центра студенты и профессора могут работать под единым руководством консультантов, предпочтительно представителей разных областей знания.
Основная идея.
Четыре основные темы исследования тесно переплетены и неразрывны межу собой и предполагают совмещение аспектов, таких как: интеграция интеллекта, зрения, языковых и двигательных навыков; схемы изучения нейробиологии и электротехники;разработка методик изучения поведения детей; исследование социума. Профессор Поджио является ещё и главой центра подготовки теоретической основы, вовлечённой в сферу работы остальных областей.
“Данные четыре направление, в совокупности, охватывают огромное количество дисциплин, это будет крупнейший опыт для нас, где мы попытаемся вычислить и понять, что такое интеллект и что его окружает”, говорить представитель Фонда Форд в МИТ и координатор CBMM проф. Патрик Уинстон (Patrick Winston).
Он объясняет, на примере человеческой когниции, зрения, языка и движений, насколько всё это взаимосвязано, хотя совсем недавно, эти направления рассматривались, как самостоятельные дисциплины при изучении ИИ. Любимый пример Уинстона - маркирование образов: человек держит стакан у губ и мы думаем; что он собирается пить, но если человек держит стакан перед собой, -это уже другое,- возможно, он произносит тост. Однако видя котёнка, ловящего капельки воды, нам не приходит в голову, что он хочет пить. Нам приходится осмысливать наблюдаемое действие как ситуацию (“сюжет”) - говорит Уинстон, - действия идентифицируются в сознании и языке одинаковыми маркерами, не потому, что эти действия похожи, а потому, что ситуации аналогичны.
Подобным образом Уинстон объясняет, собственные исследования, так как считает, что интеллект проявляется во взаимодействии с окружающим миром. И вот доказательство: млекопитающие, которые получают недостаточно визуальных стимулов в первые недели жизни, уже никогда не смогут развить полнофункциональное зрение, хотя их органы зрения, по физическим параметрам не повреждены. “Необходимо стимулировать нейронные механизмы, что бы они могли организовываться в функциональную систему”, поясняет Уинстон, “по нашему мнению, это верно в отношении всего спектра наших способностей и возможностей. Необходим язык, необходимо видение, необходимо изначальное взаимодействие языка и видения, для того что эти составные части заработали как единое целое.”
P.S.
Вообщем дерзайте, у кого есть желание и возможности, присоединится к новоиспечённому исследовательскому центру, тем более с таким заделом на будущее.