За всё то время, на протяжении которого я занимался "творческой" фотографией, я так и не смог дать ни одному своему снимку названия.
Вообще, как мне кажется, дать хорошее название снимку, очень и очень непросто. Скажу больше, даже если взять самые известные снимки признанных классиков мировой фотографии, то как ни удивительно, но и там примеров удачных названий встречается не слишком много. Это всегда или "Горнист" Родченко, на котором мальчик дудит в дудку, или "Марти и Хэнк" Мэпплторпа, где один мужик дудит в дудку другого. Это, на мой взгляд, не совсем названия, это скорее констатация факта: вот на этом снимке мальчик дует в горн, а на этом снимке два мужика, которые влюблены. Просто нужно же снимок как-то назвать, вот автор его и называет, просто чтобы его можно было отличать от других.
А вот название, которое действительно раскрывает снимок, и доносит до зрителя авторский замысел, название, которое работает как огранка, превращающая алмаз в бриллиант - очень большая редкость. По правде говоря, примеров хороших названий фотоснимка вот так, навскидку, я вспомнить вообще ни одного не могу. Хотя чётко помню, что не раз бывал впечатлён точностью названия, и тем неоценимым значением, которое оно может иметь для снимка. Могу припомнить лишь снимок Александра Птицына:
"Нефть сибири"
Вот уж где ни отнять, ни прибавить! И сам снимок, и название - всё работает на раскрытие замысла! Сразу отпадают все вопросы о том, что за жидкость в руках, и почему руки так изуродованы тяжёлой работой. И даже явный пропагандистская направленность этот снимок не портит! Одно слово - шедевр!
А у краснодарских фотографов я вообще могу припомнить только один случай удачного названия снимка:
"Держись, дерево!"
Автор этого снимка -
Дядя Лёша, великолепный человек, знакомством с которым я всегда горжусь, а также альпинист, и увлечённый фотограф.
А больше хороших названий, как ни старался, я вспомнить так и не смог. Говорят, что хорошему снимку название ни к чему, они и без названия сам по себе хорош, но я всё же думаю, что так бывает не всегда. Иногда именно название даёт снимку жизнь, и делает его интересным.
P.S. Никогда не забуду один крайне показательный случай, который произошёл во время подачи работ на выставку Кубанского фотографического общества. По правилам, там на обороте фотографии должны были быть указаны ФИО автора и название снимка. И некая мадам принесла с десяток работ, которые выглядели так, словно они были сделаны объективом, который сначала разбили молотком, а потом густо намазали вазелином, после чего сфотографировали не в фокусе обычную кучу мусора. То есть это были размытые цветные пятна непонятно чего. Но зато какие там были названия! Во-первых, они были невероятно объёмными, то есть на каждой фотографии название занимало примерно половину оборотной стороны, иногда даже в пару абзацев! Во-вторых, что касается содержания и слога, они также были совершенно незабываемы, это было что-то вроде:
"Далёкие пульсации туманных галактик неопределённого мироздания осознанной сущности в предчувствии извержения излившихся кварков инопланетных парсеков эзотерического хаоса"...
Когда жюри не приняло на выставку ни одну из её работ, фотохудожница была этим безмерно шокирована, и кричала на весь зал - Да вы вообще названия читали?!! Было ясно, что эта тётя всерьёз полагала, что заковыристое название способно придать смысл любой картинке.