Многокадровые фотосессии при царе-батюшке.

Jul 22, 2021 03:00

Сегодняшний обыватель, развращённый интерьерными фотостудиями, посидев у гипсового камина и постояв у пластмассовой ёлочки, получает несколько сотен фотографий. Мелькнув в соцсетях, эти снимки отправляются на хранение, а потом теряются вместе с флешкой, на которой были записаны.

Нашим предкам была чужда такая расточительность, один визит к фотографу означал изготовление одной фотографии. Получив на руки драгоценный снимок, его бережно хранили, а дополнительные отпечатки заказывались, чтобы подарить друзьям, или послать дальним родственникам.

Впрочем, если у клиента имелись лишние деньги, даже в конце девятнадцатого века он мог пожелать неслыханную роскошь - два снимка за один сеанс. Но тут возникала проблема. Большинство светописцев могло предложить крайне ограниченный набор поз и положений, и необходимость сделать два разных снимка приводила фотографа в ступор. Поэтому первые двухкадровые фотосессии, скажем так, не отличались разнообразием ракурсов.



Здесь, как можно заметить, фотограф даже копфгальтер с места не сдвинул.

На второй паре кадров разнообразие исчерпывается лёгким изменением поворота головы. На этом список идей фотографа иссяк.



В парном портрете было чуть проще, можно было изменить расстояние между лицами.



В оборудованных студиях фотограф мог разнообразить снимки, в одном использовав для опоры стул, во втором - заборчик.



Но конечно же этого было маловато. Клиент хотел два снимка, два разных снимка. Но получившиеся "разные" снимки зачастую так мало отличались друг от друга, что клиент с большой неохотой доставал кошелёк.



С этим срочно нужно было что-то делать. И вскоре, усилиями самых прогрессивных фотографов того времени, был изобретён золотой стандарт двухкадровых съёмок: "Ванька-встанька". Рецепт был прост, на одном из кадров клиент должен был стоять, на втором - сидеть. Достигалось требуемое разнообразие, портретируемые были счастливы.



Это стало настоящей находкой. Фотографы мгновенно овладели новой технологией, бизнес пошёл в гору.



Преимущество Ваньки-встаньки заключалось в том, что даже с одним фоном, и всего одной корягой, снимки получались явно разными.



А в богатых фотостудиях между кадрами могли сменить камни на скамеечку.



Фотографическая мысль не стояла на месте, и вскоре в погоне за разнообразием светописцы овладели крупностью плана. С этого момента один кадр мог быть ростовым, а второй - погрудным.



Поиск новых форм выражения не останавливался ни на минуту. Послабление нравов двадцатого века допускало некоторый намёк на объятие. И двойные снимки стали состоять из набора "один чопорный, один фривольный".



От этого оставался всего один шаг до снимков с переодеванием. И некая русская матрона, явившись в студию с дочерьми, принесла для себя два разных платья.



А вскоре был взят очередной Эверест - фотосессия из трёх снимков! (мамзель сильно похожа на артистку, поэтому бытовой характер этой серии под сомнением)



С приходом в студию электричества, петербургский фотограф Смирнов менял для второго кадра не только ракурс, но и характер освещения! Первый снимок делался с мягким, рассеянным светом, а второй с жестким, драматичным. Как ему это удавалось по тем временам - ума не приложу.



Само собой, в те времена были те, кто не мог позволить себе двухкадровую фотосессию. Не имея возможности оплатить съёмку двух кадров на два негатива, небогатые люди пытались получить дополнительные отпечатки путём выкадровки портрета из парного снимка. Правда хитрость выдавало забытое в кадре плечо..



Также можно было имитировать фотосессию с переодеванием с помощью допотопного фотошопа. (Кадры солдата на самом деле разные, это видно по тому, что сапоги сменили обмотки)



И ещё на протяжении многих лет двухкадровые фотосессии оставались недешёвым удовольствием. Нередко на них раскошеливались только в день свадьбы.



Когда остыла гильза крейсера "Аврора", на двухкадровые фотосессии каждый имел своё право. Антураж исчёз, фоны заменила тряпка традиций, был утрачен даже секрет изготовления Ваньки-встаньки, фотографы просто меняли местами тех, кому не хватило стульев.



А сегодня любой идиот за пять минут настреливает сотни кадров, которые удаляются так же легко, как и изготовляются.

История фотографии, манера позирования

Previous post Next post
Up