В погоне за чёткостью, вооружившись скальпелем.

May 03, 2020 03:00

Посмотрите на эти фотографии. Каждая из них имеет небольшой дефект, но увидеть его непросто. Ручаюсь, даже постоянные читатели моего журнала вряд ли справятся без подсказки. А ведь когда-то это была серьёзная проблема, и фотографы сражались с нею, не жалея сил.



Не увидели? Не буду тянуть с интригой: на этих снимках заметна подпорка для головы, так называемый копфгальтер.



В конце девятнадцатого века выдержки были длинными, и съёмка людей без этого устройства была абсолютно невозможна. Четкое изображение получалось только при жёсткой фиксации головы. Так что разнообразные копфгальтеры имелись в каждой студии, большие - для снимков в рост, маленькие - для портретов сидя.



Тяжёлая станина устанавливалась за спиной портретируемого, развилка упиралась в затылок, и можно было снимать на выдержках хоть по десять секунд. Но тут возникала одна проблема - на фотографиях было видно чугунное основание.



Светописцы начали его маскировать. Поначалу стыдливо прикрывали тряпочкой, или куском ковра.



Потом за спинами людей начали появляться булыжники. Типа этот валун случайно там оказался, и просто так себе лежит. (Камни были бутафорские, из папье-маше, но всё-таки!)



Те, у кого не было камня подходящих размеров, пользовались портьерами.



Но вскоре фотографам надоело таскать камни и двигать занавески. С этого момента ненавистную железку просто соскребали с негатива.



Иногда получалось грубовато...



А иногда вполне неплохо, если не присматриваться, можно и не заметить.



Но намётанный глаз не проведёшь, и удалённый копфгальтер я вижу сразу. А порой, как в случае с клоуном, даже могу определить его марку.



Честно говоря, свирепая ненависть фотографов к этому устройству не совсем понятна. На некоторых кадрах, мне кажется, он вообще не бросается в глаза, и его вполне можно было оставить. Но ретушёры, не считаясь с потерями времени, старательно и последовательно избавлялись от малейших признаков его наличия. Почему для них это было так важно, совершенно непонятно.
Может быть светописцы прошлого догадывались, что позднее наличие копфгальтера будет использоваться для того, чтобы выдать снимок за постмортем?

Дореволюционные фотостудии, допотопный Фотошоп

Previous post Next post
Up