Посмертная фотография, правда и вымысел.

Nov 11, 2015 23:00

Не так давно по сети прокатилась волна публикаций "посмертных" фотографий Викторианской эпохи. Нам предлагали ужаснуться бесчувственности людей девятнадцатого века.

Как правило, эти снимки представляли собой дагерротипы, на которых запечатлены люди в странных позах, нередко с жутким выражением лица, и полузакрытыми глазами. Также активно муссировались хладные трупики детей, которых якобы фотографировали, пытаясь придать им вид живых. Помню, тогда я как-то лениво скользнув глазами по этим снимкам, и подумал, что это какая-то хрень собачья, и не может такого быть. А недавно я наконец узнал, откуда у всей этой истории растут ноги.

Начать стоит наверное с того, что все эти фотографии экспонировались с целью произвести сенсацию, и вызвать нездоровый интерес - смотрите, фотография мертвеца! В попытке доказать, что на снимке именно труп, зрителя тыкали носом в стоявшие на заднем плане подпорки.



Скептик, узрев эти конструкции, должен был немедленно уверовать, и оставить все сомнения. Да, наличие подпорок сложно отрицать, они видны на многих снимках. Вот только они там не для того, чтобы поддерживать бездыханное тело, а для того, чтобы стабилизировать тело живое.

Все, кто кликушествовал о фотографическом труположестве Викторианской эпохи, дружно упустили из виду один немаловажный аспект фотосъёмки в те далёкие времена, а именно - необходимую для изготовления дагерротипа чудовищно длинную выдержку. Разные источники утверждают, что время экспонирования составляло от десятков секунд до нескольких минут - неудивительно, что с целью сохранить неподвижность, использовались подпорки и зажимы!



Собственно, очень длинной выдержкой объясняются и часто встречающиеся на дагерротипах жуткие глаза, которые апологетами жмурофотографии приводятся как ещё одно доказательство. Само собой, человек за несколько минут экспонирования мог несколько раз моргнуть, или изменить направление взгляда, в результате глаза получались размытыми, что придавало ему несколько потусторонний вид. А так как именно ребёнку сложнее всего зафиксировать взгляд на одной точке, то этот эффект гораздо чаще наблюдался на фотографиях маленьких детей.



Тем же самым объясняются и неловкие позы младших героев семейных снимков - в погоне за неподвижностью их безжалостно фиксировали, иногда даже просто руками.



Ну а самых маленьких, разумеется, привести в неподвижное состояние было просто невозможно, и поэтому их фотографировали в основном спящими, что добавило ещё пару аргументов в арсенал сторонников трупной фотографии.

В качестве последнего аргумента я считаю необходимым заметить, что достаточно значительным препятствием для придания усопшему различных вальяжных поз, которые мы видим на дагерротипах, неизбежно стало бы такое явление, как трупное окоченение. Тут или фотограф должен был быть всегда наготове, приезжая вместе со священником, или перед фотосессией труп приходилось бы выдерживать в прохладном месте.

Так что в финале наверное мы приходим к выводу, что вся истерия по поводу некрофото была несколько излишней.

Но возникла она не на пустом месте, всё имело своё логическое объяснение. Дело в том, что дагерротип и сам по себе вещь очень недешёвая, а дагерротип "Post-mortem", продаётся уже по двойной цене! И многие ушлые продавцы на eBay уже сняли и продолжают снимать с этой истории весьма неплохие сливки! Подробнее об этом можно прочесть здесь, но к сожалению, только на английском. Гугл-переводчик вам в помощь.

Так стоит ли считать, что посмертных фотографий вообще не существует? Вовсе нет, таких фотографий великое множество, в том числе и на дагерротипах. Просто не каждый снимок, на котором человек выглядит странно, это непременно снимок мертвеца.

Отдельно хочу заметить, что и наша страна в данном вопросе стоит далеко не в конце списка. Этим мы обязаны тому, что в Российских сёлах в течении многих лет существовала свято чтимая похоронная традиция - всем скорбящим фотографироваться с покойником. Для чего это делалось, не совсем понятно, но когда рассматриваешь эти снимки, сразу замечаешь, что для многих из тех, кто выстроился за гробом, сами похороны куда менее важны и волнительны, чем возможность попасть на фотографию - они явно старательно причёсаны, одеты в лучшую одежду, и нередко даже улыбаются.

Мой френд overtext имеет довольно большую коллекцию таких фотографий, и называет их "last photo" - последняя фотография, всегда при этом замечая, что скорее всего последняя фотография в жизни этого человека была и его первой. Действительно, при жизни люди как-то не фотографировались, повода не было. А вот похороны - вполне значимое событие, тем более все родственники собрались, можно и человека с треногой позвать.

Кстати однажды, увидев на блошином рынке фотографию "last photo", я немедленно решил её приобрести, и в процессе покупки поговорил с бабушкой-продавщицей. Она поведала мне удивительную и печальную историю. На том снимке был запечатлён маленький ребёнок - девочка, лежащая в гробу. Я поинтересовался, откуда у неё вообще взялась эта фотография? Старушка ответила, что от родственников из деревни. На мой вопрос - А зачем вообще было фотографировать мёртвого ребёнка? - бабушка слегка задумалась, потом отмахнулась от назойливого покупателя рукой, и сказала - Ну, ребёнок жил... потом умер... нужно было хотя бы сфотографировать...

Наверное, нам никогда не понять того, как в те годы люди относились к фотографии и к смерти.

P.S. И в заключение, совершенно шикарная статья по теме фотографирования в гробу, настоятельно рекомендую! http://www.intelros.ru/readroom/60_paralel/60-parallel-4-43-2011/12500-pohoronili-horosho-o-pohoronnyh-fotografiyah-v-russkoy-kulture.html

ПОСТМОРТЕМ, Разгаданные загадки старинной фотографии

Previous post Next post
Up