Овальные колёса. На старых фотографиях, и сегодня.

May 14, 2017 07:00

В прошлом веке из-за несовершенства съёмочной техники движущиеся объекты получались на снимках заметно искажёнными. Я думаю, все уже много раз видели фотографии гоночных автомобилей с овальными колёсами:




В те времена скорость срабатывания шторно-щелевых затворов даже на самых коротких выдержках была очень низкой, а кадр сканировался щелью затвора снизу верх, так что объекты, расположенные в нижней части кадра, запечатлевались на долю секунды раньше, чем те, которые оказывались выше. Именно поэтому круглое колесо на фотографии получалось овальным - его верхняя часть за время экспозиции успевала уехать вперёд. А когда снимок делался "с проводкой", и фотоаппарат поворачивался вслед за автомобилем, все вертикальные линии получались наклонены в одну сторону - видите столбы и зрителей на заднем плане?



Именно по этой причине они "падают" влево. А так как машина ехала гораздо быстрее, чем двигался фотоаппарат, то колёса в то же время наклонились в противоположную сторону. (На первом снимке, кстати, эффект наклонных вертикалей тоже заметен, но не так сильно).

Но прогресс худо-бедно идёт, с годами механические затворы стали быстрее, и перестали искажать быстродвижущуюся действительность. Теперь подобный эффект можно заметить лишь на стоп-кадрах с видео:



Там изображение по-прежнему сканируется весьма медленно, и порой это даёт забавный эффект.



Но шторно-щелевые затворы фотоаппаратов и сегодня срабатывают не совсем мгновенно, что даёт весьма заметные искажения форм предметов, главное чтобы эти предметы двигались достаточно быстро. Недавно поспорив на пиво о том, что при съёмке со вспышкой на выдержке 1/200 картинка всегда будет чётче, чем на 1/400, я сделал в доказательство пару кадров вращающегося вентилятора, и неожиданно для себя самого получил удачный пример искажений на короткой выдержке. Вот гифка из двух кадров, первый снят на 1/200, второй на 1/8000:



Очень хорошо видно, как на втором кадре левая, горизонтальная лопасть увеличивается в ширину, а две другие искривляются. Причина всё та же, что и на снимках автогонок прошлого века - сканирование кадра сверху вниз. И если на более длинных выдержках эффект не так заметен из-за смазанности изображения, то именно одна восьмитысячная, заморозив движение, демонстрирует его во всей красе.

P.S. А пиво я конечно выиграл, упаковка Хайнекена ждёт своего часа в гараже. Вообще обожаю, когда со мной спорят о технике фотографии, выиграть такой спор - это как отнять конфетку у ребёнка!

фотообразование для всех, ФОТОТЕХНИКА

Previous post Next post
Up